Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально-экономические различия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обуславливают различную бюджетную обеспеченность, т.е. обеспеченность каждого жителя бюджетными средствами. Очевидно, что более развитые субъекты РФ способны предоставить своим гражданам больший объем общественных благ и услуг, чем менее развитые. Однако для всех граждан страны, где бы они ни проживали, должны быть созданы условия для равного доступа к обязательному набору услуг, что является их конституционным правом. Одним из важных механизмов реализации данного требования является предоставление регионам трансфертов из федерального бюджета.
Необходимостью реформирования системы межбюджетных трансфертов в связи с различной бюджетной обеспеченностью регионов в условиях сжатия финансовых возможностей федерального и региональных бюджетов обусловлена актуальность исследования по определению роли межбюджетных трансфертов в экономике регионов.
Научной литературы по межбюджетным трансфертам, условиям их предоставления и классификации достаточно. Среди отечественных исследователей, изучавших экономические основы федеративных отношений и, в частности, межбюджетные отношения, такие как А.М. Лавров, Г.В. Курлянская, Л.Б. Вардомский, В.В. Климанов, О.В. Кузнецова, В.Е. Селиверстов, В.Н. Лексин, А.Н. Швецов, Л.В. Смирнягин, и др. Даже многие политики, например, А.Г. Силуанов, Т.А. Голикова, О.И. Бетин и В.Б. Христенко писали докторские работы, посвященные межбюджетным отношениям.
Цель курсовой работы заключается в оценке видов межбюджетных поступлений в Республике Карелия.
Задачи работы:
- отразить теоретические основы регулирование межбюджетных отношений;
- провести оценку межбюджетных поступлений Республики Карелия.
Объект исследования – межбюджетные поступления.
Предмет исследования – виды межбюджетных поступлений в Республике Карелия.
В работе используются следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой теме, анализ нормативной правовой базы, методы корреляционного и регрессионного анализа. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты , данные федеральной службы государственной статистики, Республики Карелия, статьи и аналитические материалы по исследуемой теме.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографический список.
Глава 1. Теоретические основы регулирования межбюджетных отношений
1.1. Понятие и виды межбюджетных поступлений
Федеральные формы поддержки развития регионов отличаются целями, объёмами предоставляемых средств, сроками предполагаемых эффектов, функциональными характеристиками и прочее. Однако именно межбюджетные трансферты (далее - МБТ) являются основным инструментом поддержки регионального развития. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты – это средства, передаваемые от одного бюджета бюджетной системы другому бюджету).
В соответствии со статьей 20 БК РФ едиными для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами доходов бюджетов являются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления [1]. Самой важной частью в доходах бюджетов субъектов РФ являются безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы, являющиеся по сути межбюджетными трансфертами.
Согласно статье 21 БК РФ группа расходов «Межбюджетные трансферты» включает такие подгруппы как дотации, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты (рисунок 1) [1].
Межбюджетные трансферты – это основной элемент бюджетного федерализма, предоставляемый из вышестоящих уровней бюджетов бюджетной системы нижестоящим (однако бывают случаи и так называемых «обратных» трансфертов) в целях минимизации горизонтального и вертикального дисбаланса бюджетных средств и интернализации межтерриториальных внешних эффектов [17, с. 17]. Благодаря межбюджетным трансфертам обеспечивается бюджетное выравнивание, а также стимулирование и регулирование экономического развития определенных территорий. Однако с помощью некоторых механизмов выравнивания могут создаваться предпосылки для оппортунистического поведения субнациональных властей, приводящие в свою очередь к другим негативным для территорий последствиям
Рисунок 1 – Межбюджетные трансферты в системе доходов и расходов бюджетов бюджетной системы РФ
Межбюджетные трансферты обычно подразделяются на две группы – безусловные (выравнивающие) и условные (целевые). Безусловными называются трансферты, которые позволяют увеличивать горизонтальную бюджетную конкуренцию и повышают качество общественных услуг из-за большей автономии региональных и местных властей, что является инструментом выравнивания территорий. Условными же называются трансфертами, предоставляемые на реализацию конкретных региональных или муниципальных программ для реализации совместных полномочий. При реализации федеральных и субнациональных программ (особенно социальных и инфраструктурных) с их помощью координируются разные уровни бюджетной системы. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ относятся к безусловным трансфертам, а субсидии, субвенции и иные трансферты – к условным.
Межбюджетные трансферты также могут быть целевыми, финансируемыми конкретные статьи расходов субнациональных бюджетов (субвенции) и софинансируемыми (субсидии). Кроме них широко используются трансферты общего назначения (дотации), которые являются нецелевыми и, как правило, применяются для выравнивания бюджетной обеспеченности [8, с. 30].
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) использует другую типологию межбюджетных трансфертов. Она делит их на целевые, и нецелевые, каждый из которых подразделяется на обязательные и дискреционные. В свою очередь целевые обязательные трансферты могут быть долевыми и недолевыми. Нецелевые обязательные трансферты состоят из грантов общего назначения и блочных трансфертов. Среди этих трансфертов наиболее близкие к российским субвенциям целевые, обязательные и недолевые гранты. Однако эти трансферты, в отличие от российской практики, не используются для финансирования полномочий, которые закреплены исключительно за федеральным центром, они исполняются властями субнационального уровня. Скорее они предоставляются для финансирования совместных полномочий и программ, на реализацию которых по тем или иным причинам в субнациональных бюджетах не предусмотрены средства.
Таким образом, данные трансферты, так же, как и долевые гранты, могут применяться для проведения экспериментов, которые направлены на определение уровня, способного обеспечить эффективную реализацию полномочий. С помощью таких экспериментов в идеале можно поднять на максимально приемлемый уровень бюджетной системы распределение