Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в следующем: старость является значимым этапом онтогенеза человека, без тщательного изучения которого невозможно построение какой-либо целостной концепции психического развития. Однако, в отличие от ранних стадий онтогенеза, психология пожилых людей развита очень слабо. Однако в зарубежной психологии особенно наблюдается повышенный интерес к этой проблеме. Период старости рассматривается как одно из явлений жизненного пути человека, которое характеризуется богатством накопленного опыта в прошлом и обладает рядом качественно новых свойств и особенностей, не обнаруженных в ранние периоды развития. В то же время мало известно негативных проявлений этого процесса. В последнее время эта проблема приобрела особую актуальность в связи с изменением возрастной структуры населения планеты и его общим старением.
Одной из демографических особенностей на планете Земля является старение ее населения. Главным фактором является явная тенденция к снижению рождаемости в развитых странах. В начале двадцать первого века, снизилась в четыре раза по сравнению с концом восемнадцатого века.
В этом возрасте хочется быть нужным родным и близким, принимая собственную старость как следующий этап жизни.
Зрелое и пожилое поколение более остро ощущают последствия социально-экономических изменений. Экономические неурядицы предстают перед ними в весьма специфической форме царя голода, о котором Некрасов когда-то писал. Чтобы жить, а не выживать, особенно пожилым людям нужны знания и умения, чтобы наладить социальное общение, реализовать те жизненные силы, которые они еще чувствуют в себе. Это требует глубокой и глубокой работы над собой. Примеры необычайной работоспособности и креативности демонстрируют люди очень преклонного возраста [9].
Но жизнь также показывает, что в старости и в дальнейшей жизни человек может быть помехой для молодых и даже испытывать жестокое обращение как в семье и в обществе.
Объектом исследования являются пожилые люди.
Предметом исследования являются психологические особенности сфер личности пожилого человека.
Целью данной работы является рассмотрение психологических особенностей пожилых людей.
Задачи работы:
1. Изучить психологический портрет пожилого человека;
2. Изучить изменения, происходящие в пожилом возрасте и типы приспособления к ним;
3. Изучить профилактику старения.
В данной работе произведен анализ литературы и других источников по данной теме.
Глава 1. Процесс старения, общая характеристика пожилого возраста
1.1 Понятие психического старения
Старость-это заключительная фаза развития человека, в которой этот процесс протекает по нисходящей кривой жизни. Иными словами, в жизни человека с определенного возраста появляются инволюционные признаки, которые уже выражаются в появлении пожилого человека, снижении его жизнедеятельности, ограничении физических возможностей.
Старость может подойти к человеку двумя путями: через физиологическое ослабление организма и через снижение силы и подвижности психических процессов.
В пожилом возрасте происходит естественное и обязательное снижение силы, ограничение физических возможностей. Эти инволюционные процессы также относятся к психической деятельности, которая выражается в различных психических состояниях, не сопровождающихся слабоумием, а затем говорят о психическом упадке [4].
Случай естественного старения, при котором происходит снижение умственных сил, сужение объема умственной жизни и экономное использование имеющихся ресурсов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: уч. пособие для студентов вузов - 4-е изд. // Г.С. Абрамова - М.: Академич. проект, 2003.
2. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии // М.Д. Александрова – СПб.: 2004, 203 с.
3. Александрова М.Д. Старение: социально-психологический аспект, психология старости и старения: хрестоматия // М.Д. Александрова, О.В. Краснова, А.Г. Лидерс - М.: Академия, 2003, 182 с.
4. Амосов Н.М, Энциклопедия Амосова: раздумья о здоровье // И.М. Амосов - М.: АСТ, 2005.
5. Арефьева Т.К. Социальные проблемы людей пожилого возраста // Т.К. Арефьева - М.: 2003.
6. Бреев Б.Д. К вопросу о постарении населения и депопуляции // Б.Д. Бреев – М.: СОЦИС, 2008, 63 с.
7. Гаврилова Е.В. Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому // Е.В. Гаврилов, А.И. Паскарь - СПБ.: 2008.
8. Дёмин А.В. Особенности постурального баланса у мужчин старших возрастных групп в зависимости от показателей биологического возраста // А.В. Дёмин, И.Н. Крайнова – М.: 2013, 587 с.
9. Дмитриев А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста // А.В. Дмитриев - СПб.: 2004, 430 с.
10. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. учеб. пособие для студ. высш. учеб заведен // И. Г. Зайнышев – М.: ВЛАДОС, 2002, 240 с.
11. Захарова О. Г. Приемная семья для пожилых граждан как новая технология социального обслуживания // О. Г. Захарова - М.: 2006.
12. Каган В.Е. Понимая себя: взгляд психотерапевта// В.Е. Каган – М.: Смысл, 2002,139 с.
13. Козлов А.А. Социальная геронтология: учебно-методическое пособие // А.А. Козлов - М.: 2005, 332 с.
14. Краснова О.В. Социальная психология старения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений// О.В. Краснова, А.Г. Лидерс - М.: Академия, 2002, 288 с.
15. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: учебное пособие // Л.П. Кузнецова - Владивосток: ДВГТУ, 2002, 92 с.
16. Курбатов В.И. Социальная работа: учебн. пособие для студентов вузов // В.И. Курбатов - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, 156 с.
17. Либерман М.Я. Прогрессивные методы мотивирования жизненной активности в период поздней взрослости // М.Я. Либерман - Екатеринбург: Банк культ. информ., 2001, 102 с.
18. Лидере А.Г. Кризис пожилого возраста: гипотеза о его психологическом содержании, психология зрелости и старения // А.Г. Лидере - М.: 2000.
19. Малкина-Пых И.Г. Кризисы пожилого возраста (Справочник практического психолога) // И.Г. Малкина-Пых, М.: ЭКСМО, 2005, 368 с.
20. Мещеряков В.Г. Большой психологический словарь// В.Г. Мещеряков, В. П. Зинченко – М.: 2003.
21. Новикова С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе: учеб. пособие для вузов по направлению подгот. и специальности "Соц. работа" // С. С. Новикова, А. В. Соловьев - М.: Мир, 2006, 495 с.
22. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология // И.В. Носко – Владивосток: 2003, 257 с.
23. Павленок П.Д. Основы социальной работы: учеб. для вузов по направлению и специальности "Соц. работа" // П. Д. Павленок -М.: ИНФРА-М, 2006, 559 с.
24. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения: пер. с англ. - 3-е междунар. // Я. Стюарт-Гамильтон – СПб.: Питер, 2002, 256 с.
25. Холостова Е.И. Социальная геронтология: уч. пособие // Е.И. Холостова, А.В. Рубцов – М.: Дашков и К, 2005, 187с.
26. Холостова Е.И. Социальная реабилитация: учебное пособие// Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева - М.: Дашков и К, 2002, 340 с.
27. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений // О.В. Хухлаева - М.: Академия, 2001, 208 с.
28. Шапиро В.Д. Человек на пенсии (социальные проблемы и образ жизни) // В.Д. Шапиро – М.: 2004, 230 с.
29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) // И.В. Шаповаленко – М.: Гардарики, 2005, 349 с.
30. Шилова Л.С. Факторы социальной адаптации пожилых в условиях реформ // Л.С. Шилова, О.В. Краснова, А.Г. Лидерс - М.: Академия, 2003, 111 с.
31. Фирсов М.В. История социальной работы // М.В. Фирсов - М.: Академия, 2010.
32. Писарев А.В. Пожилое население: социальные проблемы // А.В. Писарев - М.: 2013.
33. Кузьмин Е.С. Методы социальной психологии // Е.С. Кузьмин- СПб.: 2007.