Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Проблема физической нагрузки занимает ведущее место в теории физической культуры, т.к. именно физическую нагрузку специалисты связывают в единое целое со средствами и методами учебно-тренировочного процесса, с теми реакциями организма, которые физическая нагрузка вызывает.
Физические нагрузки могут быть спортивными, оздоровительными и прикладными, которые имеют существенное отличие друг от друга. У каждой нагрузки своя структура и величина. Каждая нагрузка подразделяется на нагрузку тренировочную, соревновательную и контрольную.
Повышение эффективности учебных занятий во многом зависит от научной обоснованности системы планирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок.
Эти разделы работы в деятельности учителя физической культуры, а особенно для тех, кто работает с детьми младшего школьного возраста, занимают ведущее место. От того, насколько обоснованы применяемые нагрузки, зависят, в конечном счете, результаты учебно-тренировочных занятий. Для обеспечения правильного планирования тренировочного процесса необходимы знания о величинах соревновательных и тренировочных нагрузок и их составляющих.
Гипотеза. Мы полагаем, что повышение эффективности физического воспитания школьников в процессе обучения во многом зависит от выбора оптимальной величины физической нагрузки. В то же время нагрузки должны определять нормальное протекание процессов адаптации детского организма в сторону повышения его функциональных возможностей и способствующие его гармоническому развитию.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – качественные и количественные показатели реакции сердечно-сосудистой системы на стандартные нагрузки детей младшего школьного возраста.
Цель курсовой работы – исследовать реакции сердечно-сосудистой системы на стандартные нагрузки у школьников младшего школьного возраста 8-11 лет.
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2. Раскрыть задачи, методы и организацию исследования.
3. Проанализировать результаты исследования.
В качестве методов изучения можно выделить - теоретический анализ литературных данных по проблеме исследования, тестирование.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, приложения.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Дефиниция определения физическая нагрузка
Под физической нагрузкой следует подразумевать влияние упражнений на организм при занятиях физической культурой.
В научной литературе присутствует различие в следующих компонентах величины физ. нагрузки, которая может определить ее эффективность: длительность и периодичность занятий в неделю, тип и интенсивность нагрузки, продолжительность интервалов отдыха (Земцова И.И., 2010).
Так, по мнению Б.А. Ашмарина, физ. нагрузка – это действие физических упражнений на организм занимающихся, которая вызывает активную реакцию функциональной системы занимающегося (Ашмарин Б.А., 2016).
Под интенсивностью физ. нагрузки следует понимать с какой скоростью выполняются физ. упражнения. Можно выделить низкую, среднюю (умеренную), субмаксимальную и максимальную интенсивность физических нагрузок, которые следует определять по ЧСС, в % от МПК и характером энергетической обеспеченности.
В зависимости от скорости исполнения физ. упражнений физ. нагрузки можно подразделить на 4 тренировочных режима:
1. Анаэробный режим, который отличается скоростью движения больше уровня МПК, ЧСС – 160-190 и выше уд/мин.
2. Аэробно-анаэробный режим, отличающийся скоростью двигательных действ между порогом анаэробного обмена (ПАНО) и аэробным обменом, ЧСС – 150-160 уд/мин.
3. Аэробный режим - будет скорость движения между аэробным порогом и ПАНО, ЧСС 110-140 уд/мин.
4. Восстановительный режим – скорость движения ниже аэробного порога, ЧСС – 90-100 уд/мин. (Рыбаков Ю.В. ,2013).
Скорость адаптационных перестроек, их направление и полученный уровень адаптации обуславливается характером разной направленности применяемых нагрузок.
По своему характеру нагрузку можно подразделить на:
- тренировочную и соревновательную;
-специфическую и неспецифическую;
-локальную, частичную, глобальную.
По величине:
- нагрузка малая;
- нагрузка средняя;
- нагрузка значительная (околопредельная)
- нагрузка большая (предельная).
По направленности:
-развивающая отдельные двигательные качества (скорость, силу, координационные способности, выносливость, гибкость) или их компоненты;
-по координационной сложности, которые выполняются в стереотипных условиях и не требуют значительной мобилизации координационных способностей, или связанные с выполнением движений высокой координационной сложности;
-по психической напряженности, что может предъявлять разные требования к психическим возможностям занимающихся (Солодков А.С., Солодков Е.Б., 2012).
Под интенсивность нагрузки подразумевается степень напряженности усилий занимающихся, степень «концентрации» нагрузки во времени. Мера интенсивности – это может быть скорость движений, мощность работы, величина применяемых отягощений и т.п. (Никифоров А.А., 2019).
В практической деятельности специалисты выделяют "внешние" и "внутренние" показатели тренировочных и соревновательных нагрузок. "Внешние" данные нагрузок в более общем виде представляются показателями суммарного объема работы и ее интенсивности.
Общий объем может быть выражен часами, объемом циклической работы (бега, плавания, гребли и т.п.) в километрах, количество учебных тренировок, соревновательной деятельностью, играми, схватками, комбинациями, элементами прыжковых упражнений или выстрелами.
Раскрыть общие "внешние" данные нагрузок можно, выделяя частные характеристики. В этих целях можно определить, к примеру, долю частной специфичной нагрузки в общем ее объеме, соотношения работы, которая может быть направлена на развитие определенных физических качеств, на соотношения средств ОФП, СФП и технической подготовки и др. (Садилкин А.Ф., Кейно А.Ю., 2011).
Следующим немало значимым важным внешним показателем являются параметры интенсивности. К таким показателям в научной литературы отнесены: результаты темпа двигательного действа, быстрота или мощность исполнения, данные времени преодоления тренировочных отрезков и дистанции, данные плотности исполнения физ. упражнений в определенный период время, данные величины отягощения, которые преодолеваются в ходе развития силы, как физического качества и т.п. (Талай В.А., 2020).
Более полно нагрузка может характеризоваться "внутренними" показателями, т.е. реакцией организма индивида на работу. В данном случае наравне с данными, которые несут информацию о ближайшем эффекте нагрузки, и которая проявляется в видоизменении состояния функциональных систем непосредственно в период выполнения работы и сразу после окончания, применяются не редко сведения о характере и длительности периода восстановления (Семенович А.А., 2018).
"Внешние" и "внутренние" данные нагрузок теснейшим образом взаимосвязаны: увеличение объема и интенсивности тренировочной работы приводит к увеличению сдвигов в функциональном состоянии различных систем и органов, к развитию и углублению процессов утомления. Однако эта взаимосвязь проявляется лишь в определенных пределах.
Так, к примеру, при данных одной и той же суммарной работе, при одной интенсивности воздействия нагрузки на занимающихся, могут принципиально различаться. При одних и тех же внешних характеристиках внутренние показатели нагрузки могут изменяться под влиянием самых различных причин. К примеру, выполнения одинаковой работы в различных функциональных состояниях может привести к разным реакциям со стороны отдельных систем организма (Фудин Н.А., 2018).
Соотношение внешних и внутренних параметров нагрузки изменяется в зависимости от уровня квалификации, подготовленности и функционального состояния спортсмена, его индивидуальных особенностей, характера взаимодействия двигательной и вегетативной функций. Например, одна и та же по объему и интенсивности работа вызывает различную реакцию у спортсменов разной квалификации (Солодков А.С., Солодков Е.Б., 2012).
Чтобы охарактеризовать «внешнюю» сторону нагрузки выделяют частные объемы нагрузки, которые отражают планирование в общем объеме работы, которая выполняется с повышенной интенсивностью или способствует преимущественному усовершенствованию отдельных сторон подготовленности. Для этого определяют, к примеру, процент интенсивности работы в общем ее объеме, соотношение работы, которая направлена на развитие отдельных физических качеств и способностей, средств и методов, использующихся на занятиях (Холодов Ж.К., 2016).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асеева А. Ю. Соотношение нагрузок, направленных на совершенствование специальной выносливости в подготовительном периоде тренировки / Асеева А.Ю. - Омск, 2013 - 24 с.
2. Ашмарин, Б.А., Физическое воспитание /Б.А. Ашмарин. – М.: Академия, 2016. – 287с.
3. Биохимия утомления и биохимические процессы в период отдыха после мышечной работы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://medlec.org/lek-130155.html. Дата доступа: 1.10.2020.
4. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М.: Изд. центр «Академия», 2012. – 264с.
5. Железняк, Ю.Д. Профессиональная деятельность педагогов. -/Ю.Д. Железняк.- М.: Академия, 2015.- 122 с.
6. Земцова, И. И. Спортивная физиология. [Текст]: Учебное пособие для ВУЗов. / И. И. Земцова. – К.: Олимпийская лит-ра, 2010. – 219 с.
7. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 252 c.
8. Ландырь А.П. Тесты с дозируемой нагрузкой в спортивной медицине. / А.П. Ландырь, Е.Е. Ачкасов, И.Б. Медведев. – М. : Спорт, 2019. – 256с.
9. Рыбаков, Ю.В., Рыбакова, М.В. Основы спортивной тренировки /Ю.В. Рыбаков, М.В. Рыбакова.- Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина, 2013.-122 с.
10. Садилкин, А.Ф., Кейно А.Ю. Структура тренировочного процесса в годичном цикле подготовки летних полиатлонистов /А.Ф. Садилкин, А.Ю. Кейно //Вестник Тамбовского университета.-2011.-С.98.
11. Солодков, А. С. Сологуб Е. Б. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб – М.: Советский спорт, 2012. – 620 с.
12. Теория и методика избранного вида спорта (спортивные игры): Курс лекций. / В.А. Талай, А.В.Железнов, М.Д.Пугачев, Е.Г. Уткин, В.А. Хлопцев, Е.Л. Зубрицкая,; Под общ.ред. В.А. Талая. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2020. – 198 с
13. Тестирование физической подготовленности школьников. (Методические рекомендации для учителей физкультуры). / Сост . Никифоров А.А..- Мн.: БелРИПКППС, 2019. – 130 с.
14. Теория и методика физического воспитания. Том 1[Текст]/ Под ред. Т. Ю. Круцевич. – М.: Олимпийская литература, 2008. – 424 с.
15. Теория и методика спорта [Текст]: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Под общ. ред. Ф. П. Суслова. – М., 2011. –489 с.
16. Физиология человека: учеб. Пособие /А.А.Семенович [и др]; под ред. А.А .Семеновича. – Минск.: Выш.шк., 2018. – 544 с.
17. Фудин, Н.А. Медико-биологические технологии в физической культуре и спорте. Монография / под ред. Академика РАН А.И. Григорьева. – М. : спорт, Человек, 2018. – 320с.
18. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К.Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academa, 2016.- 480 с.
19. Утомляемость [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.medicalj.ru/symtoms/physical/1287-bystraya-utomlyaemost. Дата доступа: 1.11.2020.
20. Ямпольский, А. С. Влияние нагрузок скоростно-силовой направленности на состояние нервно-мышечного аппарата / А. С. Ямпольский, О. Н. Кудря // Вопросы функционал. подготовки в спорте высших достижений. - 2016. - № 1. - С. 143-148.