Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Нормативно-правовые основы бюджетирования
Разработка законодательства и обеспечение его выполнения, то есть правовое регулирование - одна из важнейших функций государства, что, собственно, и определяет роль государства в рыночной экономике. Вопросам государственного регулирования предпринимательства, созданию оптимальной модели экономическая наука всегда уделяла большое внимание, в отличие от юридической науки, в которой соответствующие разработки появились значительно позже и в недостаточном количестве.
Государство и его органы нами рассматриваются в качестве субъектов системы экономической безопасности и предприятие в целом как объект такой системы. Это дает нам основания утверждать, что предприятие и государство не просто зависят друг от друга, но и имеют друг на друга значительное влияние. Государство нуждается в предпринимательстве, поскольку рыночная система обеспечивает его (без особых дополнительных затрат) материальными ресурсами, услугами и товарами, финансовой поддержкой государственных программ и т.п.
В свою очередь предпринимательство нуждается в государстве, поскольку ему необходимо законодательство, регламентирующее правила экономической деятельности, ее безопасности, защиты и стабильности, а также функционирование монетарной системы, стабильной экономической и социальной инфраструктуры. Предпринимательство возлагается на конституционную защиту и государственную поддержку предпринимательства как основного института общества, который обеспечивает получение прибыли, занятости населения и повышения его жизненного уровня.
Правовое регулирование сферы предпринимательства вообще и соответственно его системы экономической безопасности и процесса бюджетирования предусматривают:
- законодательное обеспечение свободы конкуренции между предпринимателями, в том числе и защиту и их самих, и потребителей от каких, либо проявлений монополизма и недобросовестной конкуренции;
- обеспечение всем предпринимателям равных права и создание равных возможностей для доступа и использования материально, технических, финансовых, трудовых, информационных, природных и других ресурсов;
- гарантии неприкосновенности имущества и обеспечения защиты прав собственности предпринимателя;
- разработку и внедрение системной налоговой и финансово-кредитной политики;
- стимулирования инновационной деятельности за счет целевых субсидий, налоговых льгот, целевых кредитов и т.д.;
- создание благоприятной правовой среды для развития различных форм кооперационных связей и самоорганизации субъектов предпринимательства;
- создание современного правового поля для функционирования служб безопасности субъектов хозяйствования.
Приведенные выше рычаги недостаточно задействованы и используются государством для развития предпринимательского сектора, в том числе и для обеспечения его экономической безопасности.
Среди основных недостатков нормативно, правового поля, которые негативно отражаются на функционировании системы бюджетирования предприятия можно назвать:
- отсутствие правового поля для функционирования структур безопасности предпринимательства в условиях фактической успешной деятельности таких структур;
- противоречивость, неоднозначность и нестабильность норм действующей нормативно, правовой базы;
- большое количество нормативных актов (особенно нижнего уровня), требования которых не просто противоречат нормативно-правовым актам более высокого уровня, а нередко искажают положение последних, создавая правовой хаос;
- низкая исполнительская дисциплина соблюдения требований нормативно, правовых документов и, фактически, недейственность или слишком низкая эффективность многих из них;
- наличие большого количества нечетких норм, которые могут подвергаться даже противоположной трактовке (в соответствии с потребностями заинтересованных структур или лиц);
- принятие отдельных нормативно-правовых актов в пользу отдельных лиц или структур, в нарушение прав и / или интересов других предприятий и даже целой отрасли.
Несовершенство национального законодательства по обеспечению системы экономической безопасности и бюджетирования на предприятиях упоминается в научных трудах постоянно.
Правовое регулирование бюджетирования осуществляется многочисленными нормативно-правовыми, актами как общего, так и специального характера. Однако утверждать, что соответствующее законодательство составляет единую систему как по взаимному согласованностью норм, так и по полноте нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности в целом и бюджетирования в частности, представители экономической и юридической науки не берутся. Напротив, необходимость оптимизации нормативно, правовой базы в этой сфере признают и ученые, и практики, поскольку пробелы в законодательстве нередко становятся источниками рисков и угроз экономической безопасности предприятия и / или усиливают действие разного рода негативных факторов. С другой стороны, и экономическая безопасность государства зависит от состояния обеспечения экономической безопасности предприятия. Стоит также отметить, что экономическую основу бюджетирования любой организации составляет система бухгалтерского учета , которая должна соответствовать нормам Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2012 № 402-ФЗ.
Государство должно обеспечивать защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, не допускать злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерной конкуренции и недобросовестной конкуренции, и, гарантировать каждому право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.
Таким образом, гарантируя защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, Конституция не наделяет их правом на самозащиту. Отсутствие четко определенного права предпринимателей на обеспечение собственной безопасности заставляет их идти на определенные шаги в отношении своего защиты, что в свою очередь может привести к нарушениям норм законодательства. В контексте рассмотрения системы экономической безопасности предприятия как совокупности функциональных составляющих, законодательство государства должно урегулировать функционирование, развитие и безопасность каждой из них (финансовую, информационную, политико-правовую, технологическую, экологическую, силовую и интеллектуальную и кадровую).
Глава 2. Анализ результативности бюджетирования
2.1 Анализ финансового состояния и результатов деятельности организации
ООО "Стройинвест"
Основной вид деятельности - строительство жилых и нежилых зданий.
ООО "Стройинвест" зарегистрировано 01.12.2014 по юридическому адресу 308017, Белгородская область, город Белгород, улица Константина Заслонова, 191. Статус организации: действующая.
Общеизвестно, что последовательное обновление потенциала предприятия (внедрение процессных инноваций и новых видов продукции) осуществляется путем создания опережающих научно-технических, конструкторских, технологических и инвестиционных преимуществ, является важнейшим стратегическим ресурсом его развития, основанное на использовании интенсивных факторов экономического роста.
Длительное прерывание процесса воспроизводства этих преимуществ тормозит или вообще останавливает технологическое развитие. От точной идентификации угроз, от выбора методов их оценки (мониторинга) зависит степень адекватности оценки экономической безопасности и разработка комплекса необходимых мероприятий по предупреждению опасности, соответствующих масштабу и характеру угроз.
Из дохода, полученного в результате финансово-хозяйственной деятельности, предприятие осуществляет обязательные платежи в бюджет, платит за трудовые ресурсы, рассчитывается с контрагентами по договорам, формирует фонды. Основным обобщающим показателем деятельности ООО «Стройинвест» является прибыль, которая формируется в соответствии с действующим в законодательством. В табл. 2 Проанализированы основные показатели за 2018-2019 г.
Глава 3. Направленные развития бюджетирования в контексте обеспечения экономической безопасности организации
3.1 Меры по повышению эффективности бюджетирования
Потребность обеспечения надлежащего уровня конкурентоспособности предприятий в условиях низкой платежеспособности потребителей продукции обуславливает актуальность поиска путей повышения финансовых результатов на основе снижения издержек производства. Совершенствование внутрихозяйственного (управленческого) учета затрат производства, предоставления оперативной и достоверной информации для нужд управления ими возможно при децентрализации управления на предприятиях. Сущность децентрализации управления заключается в делегировании полномочий от высшего на более низкие уровни управления для решения вопросов различного характера и типа, относящихся к компетенции руководящего органа или руководителя. Соответственно, подлежат исследованию элементы организации учета и подготовки отчетности в условиях децентрализации для эффективности системы бюджетирования расходов предприятия с целью повышения экономической безопасности.
Преимуществами использования децентрализованной системы управления является принятие решений менеджерами, которые лучше разбираются в сущности проблемы; оперативное принятие управленческих решений на различных уровнях управления; сосредоточения высшего управленческого персонала на решении стратегических проблем предприятия. Централизованная система управления предусматривает обязательную согласованность управленческих решений на всех уровнях иерархии управления. Среди преимуществ централизации управления следует выделить четкий контроль и координацию функций управления и деятельности менеджеров; снижение количества принятия ошибочных решений.
Децентрализованная система управления затратами предприятия значительно эффективнее по сравнению с централизованной. Децентрализация управления позволяет влиять на расходы при соответствующих этапов их формирования.
В основном, это является следствием ускорения процесса формирования аналитической отчетности и аналитической информации. При централизованной системе управления - такое планирование расходов является недостижимой целью. Процесс децентрализации управления и учета затрат требует качественного изменения структуры службы управления и учета. Это, в свою очередь, требует налаживания новых информационных связей между службами центрального управления и центров ответственности.
Значительные изменения претерпевает документирования, текущий и итоговый учет. Определение наиболее оптимальной структуры рентабельных видов продукции предприятий обуславливает необходимость повышения полноты и достоверности информации о производственных затратах, которая предоставляется отдельными структурными подразделениями. В данном случае следует применять концепцию полной себестоимости по принципу отнесения на готовую продукцию расходов, идентифицированных по месту их возникновения. Реализация указанной концепции возможна при организации системы внутрихозяйственного (управленческого) учета по центрам ответственности. Внедрение системы бюджетирования и достижения ее действенности предусматривает организацию бухгалтерского учета по центрам ответственности.
Оценка уровня экономической безопасности предприятий является важной задачей в процессе управления экономической безопасностью, поскольку результаты количественной оценки могут служить критериями принятия решений при условии их качественного обоснования.
Это, в свою очередь, способствует формализации процесса принятия решений, уменьшает его субъективность и трудоемкость. Об уровне экономической безопасности предприятия свидетельствует величина и динамика таких показателей результатов деятельности, как: выручка и объемы продаж, количество клиентов (заказов), прибыль (чистый, маржинальный), запас финансовой прочности (маржинальность), надежность платежного календаря, платежеспособность и тому подобное.
Изменения в рыночной конъюнктуре происходят в соответствии с определенным соотношением спроса и предложения, а детерминирующим общим фактором сдвигов является цена.
Третьим компонентом является «Социальный компонент». В него включены 10 параметров, среди которых: численность населения всей страны и численность населения в сельской местности; количество заказчиков; безработное население трудоспособного возраста; совокупные ресурсы в среднем за месяц в расчете на одно домохозяйство; индекс реальной месячной зарплаты наемных работников; индекс потребительских цен; индекс потребительских цен на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива; численность населения со среднедушевыми совокупными затратами в месяц ниже прожиточного минимума; совокупные расходы.
Покупательная способность населения представляет собой имеющуюся сумму сбережений и денег, на которые потенциальные покупатели могут приобрести товары. Безусловно она зависит от уровня цен. Так, индекс потребительских цен, в том числе, на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива показывает, во-первых, возможности обеспечения населения ними (обесценивание денег негативно влияет на покупательную способность потребителей), а во-вторых, показывает возможности обеспечение производителей ними (рост уровня цен влияет на повышение себестоимости продукции).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные источники
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 года // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014 г. – № 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. (в редакции от 13 июля 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 2015, № 29, ст. 4384.
3. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3431; 2015, № 29, ст. 4363.
4. Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 г.) О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 7, ст. 4363.
5. Федеральный закон от 06 декабря 2012 № 402-ФЗ (в редакции от 1 января 2020 г. «О бухгалтерском учете» // Собрание Законодательства Российской Федерации – 2011. – № 50. – Ст. 7344.
Научная литература
6. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. - СПб.: Питер, 2017. 368 с.
7. Бельков О. Что мешает развитию отечественного малого предпринимательства / О. Бельков // Человек и труд. - 2017. - №7. - С. 82-84.
8. Бобков, А. Л. Коммерческая деятельность фирмы / А.Л. Бобков, Н.П. Карпусь. - Москва: СИНТЕГ, 2019. - 144 c.
9. Брагин Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. - М.:Инфра-М, 2017. - 560с.
10. Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина: Методы анализа и практические советы/ Е.А. Бузукова. - СПб. и др.: Питер, 2019. - 172 с.
11. Бунеева, Р. И. Коммерческая деятельность. Организация и управление / Р.И. Бунеева. - М.: Феникс, 2016. - 368 c.
12. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности -М.: Дашков и К., 2013. 520 с.
13. Верестов А.В. Коммерция и технология торговли. - СПб.: Питер, 2013.- 415с.
14. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2016. -515 с.
15. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли -М.: Маркетинг, 2013. - 448 с.
16. Егоров В.Ф. Организация торговли учебник для вузов. - СПб.: Питер,2016. - 344 с.
17. Елагин Ю.А. Технология и коммерческая деятельность / Ю.А. Елагин, Т.И. Николаева. Екатеринбург, 2016. - 207с.
18. Иванов, Г. Г. Организация и технология коммерческой деятельности / Г.Г. Иванов. - М.: Академия, 2016. - 272 c.
19. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. – М.:Издательский дом «Вильямс», 2013. -656 с.
20. Менеджер коммерческой деятельности. Практические основы профессиональной деятельности. - М.: Феникс, 2017. - 136 c.
21. Мочерный С.В. Основы организации предпринимательской деятельности: учебник / С.В. Мочерный, В.В. Некрасов. - М.: «Приор-издат»,
22. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / В.М. Набатников. - Ростов н/Д: «Феникс». 2019. - 256 с.
23. Оканова, Т. Н. Налогообложение коммерческой деятельности / Т.Н. Оканова. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 288 c.
24. Организация коммерческой деятельности: справочное пособие / С.Н. Виноградова. - Минск: Высшая школа, 2018. - 461с.
25. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности./ С-Пб.,2017. - 284 с.
26. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник для сред. спец. учебных заведений / О.В. Памбухчиянц.- 4 -е изд., перераб. и доп.- М.: Маркетинг, 2017.- 450 с.
27. Панкратов Ф.Г. Организация и технология торговых процессов. / Ф. Г. Панкратов. - М.: Экономика, 2016. - 304с.
28. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность / Ф.Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова. - Москва: Мир, 2018. - 500 c.
29. Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность. Учебник / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2019. - 328 c.
30. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. М.: «Инфра-М», 2017. - 324 с.
31. Половцева, Ф. П. Коммерческая деятельность / Ф.П. Половцева. - Москва: РГГУ, 2016. - 248 c.
32. Пономарева, З. М. Деловые игры в коммерческой деятельности. Темы "Аукцион", "Биржа". Практикум / З.М. Пономарева. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 184 c.
33. Попков В.П., Евстафьева Е.В. Организация предпринимательской деятельности: Таблицы и схемы. - СПб.: Питер, 2017. 352 с.
34. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: ООО «Новое знание», 2016. 688 с.
35. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: учебник / Б. И. Синецкий. - М.: Юрист, 2018. - 658с.
36. Снегирёва В. Розничный маркетинг. Управление ассортиментом по товарным категориям. - СПб.: Питер, 2017. - 411 с.
37. Терещенко Н.Н. Эффективность деятельности торгового предприятия: теория, методология, практика оценки: монография/ Н.Н. Терещенко, О.Н. Емельянова. - Краснояр. гос. торг.-экон ин-т. - Красноярск: Изд - во КГУ, 2017.- 229 с.
38. Тихомиров, М. Ю. Договоры в коммерческой деятельности / М.Ю. Тихомиров, О.М. Оглоблина. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016. - 320 c.
39. Фомин, Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности / Г.П. Фомин. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 126 c.
40. Шаповалова, ; Шаповалова Организация И Технология Коммерческой Деятельности / Шаповалова ; Шаповалова. - Москва: Машиностроение, 2016. - 589 c.
41. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2018. 396 с.
42. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под. ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина – М.: ИНФРА-М, 2019 – 601 с.
Электронные ресурсы
43. Клейнер Г.Б. Стратегия бизнеса: аналитический справочник //http://www.aup.ru/ (дата обращения 08.11.2020)
44. Официальный сайт для размещения информации об учреждениях.// http://www.bus.gov.ru/pub/home/ (дата обращения 08.11.2020)
45. Сайт бухгалтерский учет, налогообложение и аудит в РФ: http://www.audit-it.ru/ (дата обращения 08.11.2020)