Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Тема данного исследования на сегодняшний день является достаточно актуальной. Это можно объяснить тем, что из-за благополучия нации в основном определяется здоровьем женщин, укрепление, поддержание и сохранение которого является важной задачей любого государства.
В последнее время отмечена целесообразность занятий аэробикой, поскольку оздоровительная аэробика способствует гармоничному развитию. Упражнения - эффективный способ сделать мышцы упругими, улучшить их тонус, увеличить мышечный объем и создать положительные изменения в формах тела, И если тренироваться правильно, то результаты будут очевидны уже через несколько месяцев после начала занятий [3, 5].
Следует отметить, что в научной литературе содержание и методика фитнес тренировки женщин молодого возраста на основе силовых упражнений должным образом не раскрыта, что указывает на актуальность темы и свидетельствует о необходимости ее изучения.
Недостаточны также объективные данные, характеризующие влияние силовых упражнений, проводимой в рамках специально организованной физкультурно-кондиционной тренировки на динамику физических качеств женщин 25-30 лет и их здоровье.
Объект исследования – учебно-тренировочные занятия аэробикой с девушками.
Предмет исследования – содержание и направленность тренировки девушек 18-22 лет оздоровительной аэробикой.
Цель исследования: выявить влияние занятий оздоровительной аэробикой на организм девушек 18-22 лет.
Задачи исследования:
–провести обзор научной литературы по теме исследования;
– раскрыть методы и организацию исследования;
– проанализировать результаты проведенного исследования.
Гипотеза исследования: предполагается, что за счет применения комплекса специальных упражнений оздоровительной аэробики - повысится уровень физической подготовленности девушек 18-22 лет.
Методы исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, педагогические наблюдения, тестирование, методы математической статистики.
Научная новизна полученных результатов:
- исследованы и систематизированы содержание и методика занятий оздоровительной аэробикой с девушками 18-22 лет.
- разработан комплекс упражнений.
Практическое значение полученных результатов состоит в разработке соотношения средств подготовки, комплексов упражнений целевой направленности, а также системы контроля специальной двигательной и физической подготовленности, которые могут использоваться при составлении учебных программ и проведении занятий в спортивных клубах и оздоровительных центрах.
Достоверность. Достоверность фактического материала и выводов подтверждается применением комплекса информативных методов исследования, продолжительностью педагогического эксперимента, надежностью статистической обработки информации.
Теоретическая значимость работы заключается в обосновании методики подготовки женщин в фитнесе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Психофизиологические особенности организма девушек
Женский организм отличается от мужского рядом морфофункциональных и психических особенностей, обусловленных биологической функцией материнства. Сниженные в сравнении с мужчинами функциональные потенциалы в значительной мере определяют содержание, методику и режим нагрузок в занятиях [15].
У девушек по сравнению с юношами и мужчинами средний рост и вес тела меньше (разница составляет соответственно 11 см и 10 кг). Костный скелет нежнее и тоньше, рельеф костей, обусловленный прикреплением мускулатуры, выражен слабее. У них иные пропорции тела: туловище относительно длиннее, а конечности короче; грудная клетка короче и уже, но живот длиннее; плечи более узкие, а таз широкий и емкий. Такое сложение женского организма связано с выполнением главнейшей биологической функции - вынашивания плода и деторождения. Однако его нельзя считать рациональным в силу ряда обстоятельств.
Относительно короткая и узкая грудная клетка в совокупности с присущим девушкам грудным типом дыхания, при котором недостаточно расправляются нижние отделы легких, негативно отражается на деятельности дыхательного аппарата и организма в целом. В частности, глубина дыхания у них меньше, чем у мужчин, зато частота его в условиях покоя достигает 24 в минуту (у мужчин - 18). Средняя величина жизненной емкости легких, являющаяся одним из важнейших показателей функциональных возможностей системы внешнего дыхания, у женщин 3,0-3,5 литров, тогда как у мужчин она составляет 4,0-5,0 л. К тому же женщины обладают меньшими способностями к работе в условиях сниженного уровня насыщения артериальной крови кислородом (гипоксии).
В связи с большой шириной таза, у девушек несколько иная постановка ног при стоянии и ходьбе: опора преимущественно приходится на передние отделы и внутренние поверхности стоп, что при ношении обуви на высоких каблуках способствует развитию функциональной недостаточности стоп, уплощению их сводов и в дальнейшем ведет к плоскостопию.
Учитывая, что хрящевые прослойки между сочленениями тазовых костей окостеневают лишь к 25 годам, чтобы предотвратить деформацию костей и смещение органов малого таза, следует избегать поднятия тяжестей, а также резких движений тазом. По этим же причинам на начальных этапах занятий необходимо ограничивать объем упражнений для тазового пояса, в особенности таких, которые требуют большой амплитуды или связаны с ударно-динамическими воздействиями.
Центр тяжести, играющий большую роль в обеспечении устойчивости тела при перемещениях в пространстве, у женщин расположен ниже, чем у мужчин. Это позволяет им гораздо легче выполнять упражнения в равновесии с опорой на нижние конечности, но ограничивает быстроту бега, высоту и длину прыжков.
Сравнительно большая длина передней брюшной стенки в сочетании с характерным для женщин увеличением угла наклона переднего полукольца таза обусловливают ослабление мышц брюшного пресса, выступание и даже опущение живота, а это искажает фигуру, стройность и красоту тела.
Должный уровень развития мышц брюшного пресса играет роль мышечного корсета, фиксирующего положение внутренних органов, что весьма важно во время беременности и родов.
Поскольку жировая ткань в женском организме более всего локализуется в области живота, упражнения для этой зоны, выполняемые из различных исходных положений (сидя, стоя, лежа) очень полезны, так как укрепляют мускулатуру и устраняют застойные явления в венозном кровообращении брюшной полости и нижних конечностей.
Мышечная ткань у не занимающихся спортом девушек развита сравнительно слабо и составляет в среднем 32-35 % от общего веса тела, тогда как у нетренированных мужчин на долю мускульной ткани приходится 42-45 % всей массы тела. Поэтому в зависимости от пола наблюдаются существенные различия в силовых показателях. Так, если сила кисти у 18-25-летних лиц мужского пола равна в среднем 50,1 кг; а становая сила - 141,5 кг, то у женщин аналогичного возраста всего 31,5 и 58.2 кг соответственно.
Половые различия выявляются и в показателях, характеризующих сердечнососудистую систему, от состояния и деятельности которой во многом зависит физическая подготовленность человека. Более низкие функциональные возможности женщин, связанные с меньшим размером и массой сердца, меньшим количеством циркулирующей крови и гемоглобина в ней проявляются в том, что одинаковая с мужчинами физическая работа у женщин имеет большую «стоимость». Выше и мобилизационное напряжение. А если учесть их повышенную эмоциональность, становится понятным, что они труднее переносят длительную монотонную и интенсивную нагрузку. Выполняя же ритмические аэробные движения умеренной интенсивности, девушки пребывают в «своей стихии», проявляя большую выносливость и испытывая комфорт. До начала пубертатного периода девочки имеют более благоприятные возможности для успешного овладения сложными скоростно-силовыми упражнениями, чем после его наступления.
Продукция андрогенных гормонов-стимуляторов роста мышечной массы с наступлением пубертатного периода у девочек снижается. Начинается развитие вторичных половых признаков: постепенно развивается характерная фигура, девочка становится шире в бедрах, у нее округляются плечи, движения становятся мягкими, плавными, растут молочные железы, развивается волосяной покров на лобке и в подмышечных впадинах, появляются месячные. Все эти изменения, происходящие в организме, способствуют одной цели быть матерью.
Период первого появления месячных и установки их цикла является
Фрагмент для ознакомления
3
5. Аэробика. Теория и методика проведения занятий. Учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. – М.: СпортАкадемПресс, 2012. – 304 с. – С. 233-234.
6. Аэробика: В 2 т. Т. 1. Теория и методика. – М.: Федерация аэробики России, 2002. – 232 с.
7. Аэробика: классическая аэробика, степ-аэробика, стретч. Методические рекомендации студентам для организации самостоятельной работы.- Челябинск 2010.- 54 с.
8. Ворожбитова, А.Л. Гендер в спортивной деятельности. Учебное пособие /А.Л. Ворожбитова.- М.: ФЛИНТА. 2014.- С.26.
9. Горцев Г. Ничего лишнего. Аэробика. Фитнес. Шейпинг; Феникс - Москва, 2004. - 256 c.
10. Душанин С.А. Тренировочные программы для здоровья / С.А. Душанин, Л.Я. Иващенко, Б.А. Пирогова. – Киев: Здоровье, 2011.- 224с.
11. Ермолаев Ю.В. Возрастная физиология. – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2010. - 312c.
12. Есенов Т.Т., Мифтахов А.Ф. Фитнес - технология (аэробика и силовые тренировки) как путь (или средство) повышения интереса и эффективности занятий физической культурой // Психология, социология и педагогика – 2017 - № 5 (май) – С. 2.
13. Илюхина В.А. Заболотских И.Б. Физиологические основы различий устойчивости организма к аэробным и анаэробным нагрузкам у лиц разного возраста // Физиология человека. – 2010. – С.34-40.
14. Кириченко С.Н. Оздоровительная аэробика. 10-11 классы: программа, планирование, разработка занятий/ Волгоград: Учитель, 2011.
15. Козлова Т.Г., Гаврилова Н.Е., Легезина Л.О. Влияние занятий шейпингом для достижения гармоничных пропорций тела студенток с н-типом телосложения //Актуальные научные исследования в современном мире – 2017 - №4-3 (апрель) – С. 66-70
16. Кортава Ж.Г. Технология комплексного применения различных по направленности средств физической культуры в процессе оздоровительных занятий на курорте // Sochi Journal of Economy - 2013 - № 3 – С.145-148
17. Красноперова Н. Возрастная анатомия и физиология /Н. Красноперова.- М.: Владос, 2012.-338 с.
18. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий: учебно-методическое пособие для высшей школы/ Терра-спорт, 2001.
19. Лисицкая Т.С. Ритм плюс пластика.- М.: Физическая культура и спорт, 2013. – С.54-61.
20. Маряшин Ю.Е., Малащук Л.С., Филатов В.Н. Повышение устойчивости организма человека к длительным статическим физическим нагрузкам с помощью комплекса специальной силовой подготовки // Вестник восстановительной медицины – 2010 – № 4 (август) – С. 9-14
21. Мелихов В.В. Влияние силовых упражнений на здоровье людей с нарушениями опорно-двигательной системы // Человек. Общество. Инклюзия – 2012- № 4 – С.64-71
22. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.: Физическая культура и спорт, 2011. – 3-е изд., испр. и доп. – С.66-72.
23. Нельсон А. Анатомия упражнений на растяжку. М.: Попурри, 2014-159 с.
24. Романов И.А. Силовая подготовка студентов по армрестлингу // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук – 2017 - № 2-5 (февраль) – С. 34-37
25. Силлов Дмитрий Бодибилдинг, фитнес, аэробика без стероидов, тренера и спортзала; Астрель, Астрель-СПб, Полиграфиздат - Москва, 2012. - 288 c.
26. Синицын В.В., Новикова В.Н. Workout: фитнес на улицах Твери // Физическая культура и спорт Верхневолжья, - 2015- № 8 –С. 54-56
27. Тобиас М., Стюарт М. Растягиваться и расслабляться. - М.: Физическая культура и спорт, 2014. – С.19-22.
28. Толпегин А. Стретчинг - значит растягивание. - М.: Физическая культура и спорт, 2012. – С.45-50.
29. Физическая культура (курс лекций): Учебное пособие / Под общ. ред. Волковой Л.М., Половникова П.В. – СПб.: Вектор, 2013. – 358 с.
30. Фурманов А.Г. Оздоровительная физическая культура / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа: учебник для студ. вузов. – Мн.: Тессей, 2003. – 546 с.
31. Хибер Дэвид , Бауэрман Сьюзен Шейпинг-диета; Попурри – Москва, 2010. - 480 c.
32. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2016.- 465 с.
33. Храмов В.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.grsu.by/library/data/resour. Дата доступа: 1.11.2020.
34. Югова Е., Турова Т. Возрастная физиология и психофизиология /Е. Югова, Т. Турова.-М.: Академия, 2012.-415 с.
35. Яшина Е.Р., Прохорова И.В. /Лечебная физическая культура с применением верховой езды /Е.Р. Яшина, И.В. Прохорова [и др.] //Актуальные проблемы спортивной науки.-2017.-С.314.