Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в нескольких аспектах.
Во-первых, это повышенная общественная опасность терроризма. Возрастание террористической опасности является негативным следствием происходящих в обществе объективных процессов: глобализации современной общественно-экономической жизни и ее интернационализации, внедрения средств коммуникации, развития средств вооруженной борьбы, совершенствования методов противодействия организованной преступности. Особенностью современного терроризма является возможность широкого освещения их акций в средствах массовой информации для получения как можно большего общественного резонанса посредством запугивания с целью влияния на правительство. Это обстоятельство и определяет выбор террористами крайне чудовищных методов.
Во-вторых, это повышенное внимание к проблеме противодействия терроризму. Необходимость борьбы с терроризмом путем, прежде всего, применения адекватных мер противодействия, признавалась и провозглашалась на всех уровнях государственного управления Российской Федерации.
В-третьих, это место и роль органов внутренних дел в системе противодействия терроризму. Полиция обязана принимать участие «в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан». На сегодняшний день органы внутренних дел обладают необходимым правовым статусом, методами и формами организации работы, силами и средствами, которые позволяют обеспечивать качественное и, что самое главное, эффективное участие в деятельности по противодействию терроризму.
Исследованию вопросов, связанных с противодействием терроризму, в том числе и силами органов внутренних дел, посвятили свои работы Ю.И. Авдеев, Т.С. Бояр-Созонович, В.В. Витюк, Д.С. Грачев, И.Ю. Залысин, Б.Н. Зарицкий, С.И. Илларионов, К.Х. Салимов, Е.Г. Ляхов, В.Г. Машпыгин, Д.Е. Мельников, Панарин И.Н., В.Е. Петрищев, П.А. Прилучко, В.В. Устинов, О.М. Хлобустов.
Целью курсовой работы является исследование деятельности органов внутренних дел как субъекты противодействия экстремизму и терроризму, выявление имеющихся правовых и организационных проблем, и представление некоторых предложений по их устранению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и структуру административно-правового статуса ОВД;
- представить общую характеристику элементов административно-правового статуса ОВД;
- изучить организацию деятельности служб и подразделений по противодействию экстремизму и терроризму;
- рассмотреть административно-правовые средства, используемы полицией в целях предупреждения и пресечения экстремизма и терроризма;
- определить некоторые проблемы, возникающие в деятельности ОВД по противодействию экстремизму и терроризму и предложения по их решению.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере организации деятельности полиции по противодействию терроризму.
Предметом исследования выступает это нормы административного права, акты применения права и иные материалы, определяющие статус органов внутренних дел как субъектов противодействия экстремизму и терроризму.
Методологическую основу работы составили диалектический метод научного познания, а также формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический, системно-структурный и другие частно-научные методы.
Структура курсовой работы сформулированной с учетом поставленной цели и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ОВД КАК СУБЪЕКТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ
1.1. Понятие и структура административно-правового статуса ОВД
Правоохранительная служба является специфическим звеном государственного управления, созданным с целью обеспечения правопорядка и законности в государстве и применяющим для этого различные средства, в том числе насилие.
В правовом положении сотрудника полиции, закрепленном в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» , в некоторой части имеются элементы, заимствованные из правового статуса сотрудника милиции. Так, практические идентичным являются понятие сотрудника, виды специальных званий, наличие гражданства Российской Федерации, право сотрудников на объединение, отдельные гарантии их правовой защиты и некоторых других вопросов. Тем не менее, все указанные элементы в действующем законодательстве имеют другие названия, учитывающие современные решения государственной службы.
Для каждой должности установлены квалификационные требования. Они включают в себя степень профессионального образования, стаж и опыт работы по специальности, уровень знания правовых основ исполнения соответствующих должностных обязанностей.
В соответствии с Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» служба в органах внутренних дел Российской Федерации относится к категории государственной службы иных видов .
Следует отметить характерный ряд функций административно-правового статуса ОВД:
− обеспечение общественного порядка;
− защита права собственности;
− реализация комплекса мер с целью пресечения преступных деяний;
− защита прав и свобод человека;
− обеспечение личной и общественной безопасности;
− выявление административных правонарушений;
− и другие.
Их специфика обусловлена правоохранительной направленностью и возложением их исполнения на федеральный исполнительный орган власти – это МВД России. На представленный орган государственной власти возложена организация и руководство системы органов внутренних дел. Взаимосвязь органов внутренних дел и исполнительной властью позволяет сделать вывод, что реализация ряда возложенных полномочий осуществляется на основе принципов, определенных и установленных положениями Конституции Российской Федерации. Кроме того, перечисленные принципы относятся к организации и деятельности всех органов государства.
Деятельность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации осуществляется в специальных, относительно самостоятельных государственных организациях и органах, ее содержание и организационно-правовые формы определяются государством, предназначением органов внутренних дел, функциями и задачами, возложенными на них .
Свои полномочия сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации реализуют на всей территории государства. В соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев; реализация комплекса действий к предотвращению и пресечению противоправных действий; задерживать лиц по подозрению в совершении правонарушений и др.
Внешние атрибуты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, также характеризующие службу в органах внутренних дел Российской Федерации как особый вид государственной службы, предполагают обеспечение их вещевым довольствием.
Форменная одежда единого образца устанавливается Правительством Российской Федерации. Форменная одежда предполагает наличие знаков различия, свидетельствующих о наличии у сотрудников органов внутренних дел специальных званий, а, следовательно, и о субординации, что, несомненно, делает службу в органах внутренних дел особой. Указанные особенности нашли отражение в определении службы в органах внутренних дел, содержащемся в Федеральном законе о службе в ОВД.
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации как одна из разновидностей государственной службы строится на общих, но с учетом ее специфики, либо самостоятельных принципах, которые, в конечном счете, и отличают ее от иной службы.
В статье 4 Федерального закона о службе в ОВД отмечены принципы, присущие именно этому виду службы: единоначалие и субординация (подчиненность); обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел; взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел.
Схожие принципы установлены для сотрудников полиции. В соответствии с гл. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» принципами деятельности полиции являются: соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; законность; беспристрастность; взаимодействие и сотрудничество и др.
Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Служба в органах внутренних дел – федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Особое положение службы в органах внутренних дел в системе профессиональной деятельности обусловлено задачами, возложенными на органы внутренних дел, – обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности.
1.2. Общая характеристика элементов административно-правового статуса ОВД
Служба в органах внутренних дел Российской Федерации – это в первую очередь вооруженная служба. Согласно нормам, признанным на уровне международного права, должностные лица, реализующие ряд функций, возложенных государством. В ряд данных функций входят полномочия в части поддержания правопорядка в возможных пределах. Указанное реализуется посредством использования как ненасильственных средств, так и вынужденное применения силы или огнестрельного оружия. Данные должностные лица позволяют реализовывать применение силы и огнестрельного оружия исключительно при определенных условиях. В