Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, переходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект – неразрывны (Schachtel, 1959). Некоторые учёные считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний (Arnold, 1960; Lazarus, 1968; Yong, 1961). Другие, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения (Izard, 1971,1972; Leeper, 1948; Rapaport, 1942; Tomkins, 1962, 1963).
Некоторые учёные исходят из того, что эмоции должны быть подчинены когнитивным процессам (и разуму), они рассматривают нарушение этой субординации, как признак неблагополучия. Другие же считают, что эмоции выступают в роли пусковых механизмов когнитивных процессов, что они порождают и направляют их (то есть управляют рассудком). Существует мнение, что человек может избежать психопатологических расстройств, решить многие личностные проблемы, просто отказавшись от неадекватных эмоциональных реакций, то есть, подчинив эмоции жёсткому контролю сознания. В то же время, согласно другим представлениям, лучшим средством в этих случаях является высвобождение эмоций для их естественного взаимодействия с гомеостатическими процессами, драйвами, когнитивными процессами и двигательными актами. Драйвами мы будем называть физиологические потребности, или нужды, составляющие базу всей животной жизни. К ним относятся голод, жажда, потребность в выведении из организма продуктов жизнедеятельности, потребность в безопасности (избегание боли) и половое влечение. Иногда эти потребности называют «потребностями, обеспечивающими выживании», поскольку от их удовлетворений зависит сама жизнь индивида. Драйвы сообщают индивиду об опасностях, регистрируемых автоматическими системами регуляции гомеостаза, системами контроля за кровообращением, дыханием, температурой тела. Совместная работа драйвов и гомеостатических процессов, обеспечивает основу жизнедеятельности организма, но можно ли их рассматривать как основу и источник мотивации, которая действует на человека в повседневной жизни? В благоприятных условиях окружающей среды, когда удовлетворение потребностей не составляет труда, драйвы не проявляют себя как мотивы.
Сейчас, когда наука доказала, насколько значимы эмоции для коммуникации и обустройства социальной жизни человека, в частности в процессе формирования привязанности между матерью и ребёнком, нам следует понять, что человеческое поведение обусловлено не только действием элементарных потребностей. Для того чтобы понять такие понятия, как ценность, цель, мужество, преданность, способность к сопереживанию, альтруизм, жалость, гордость, сострадание и любовь, мы должны согласиться с существованием исключительно человеческих эмоций.
Целью моей работы является определение взаимосвязи эмоций с личностью человека. Задача – дать характеристику и классификацию эмоций, в ходе работы ознакомиться с исследованиями известных психологов, которые выдвигали теории происхождения эмоций.
Глава 1. Понятие эмоций
1.1 Эмоциональные свойства и реакции
Эмоции (эмоциональные явления) — психофизиологические комплексы процессов и состояний, основным компонентом которых является эмоциональное переживание, т.е. процесс субъективной оценки в форме непосредственного переживания (радости, страха и пр.) значимости воспринимаемых ситуаций и их отношения к потребностям индивида. Помимо субъективного компонента (связанного с переживанием) эмоции включают целый ряд физиологических проявлений (изменение частоты сердечных сокращений, дыхания, диаметра зрачков и пр.), изменение экспрессии (мимики, пантомимики, голоса и др.). Кроме того, как следствие эмоциональной оценки в организме автоматически происходят процессы повышения или понижения готовности к действию, усиления или прекращения текущей деятельности.
Сочетание в эмоциях психологических, соматовегетативных, моторных компонентов обусловлено тем, что в их формировании основное значение имеет лимбическая система — филогенетически древняя система мозга, включающая отделы коры больших полушарий (древнюю и старую кору — гиппокамп, поясную извилину и т.п.) и промежуточного мозга (таламус, гипоталамус и пр.), имеющая обширные связи как с другими отделами коры (новой корой), так и с вегетативной нервной системой.
Эмоции возникли в процессе эволюции как средство определения биологической значимости внешних воздействий и состояний организма. В первую очередь эта значимость отражается в эмоциональном тоне ощущений. Например, вкус сытной пищи сопровождается приятными переживаниями, болевые ощущения — неприятными. Уже на этом уровне эмоции разделяются на два полярных класса: положительные (вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъект к их достижению и сохранению) и отрицательные (стимулируют избегание вредных воздействий). В дальнейшем вместе с эволюционным развитием нервной системы эмоции все более и более дифференцировались в различные типы, имеющие свои психофизиологические особенности. У человека помимо эмоций, непосредственно связанных с физиологическими потребностями его организма (голод, жажда, самосохранение и пр.), так называемых низших эмоций, развиваются и занимают исключительное место в его жизни эмоции, связанные с удовлетворением социальных потребностей (эстетических, моральных, интеллектуальных и др.), так называемые высшие эмоции. Эти сложные эмоции формируются с участием сознания (коры) в результате социокультурных влияний, они в значительной степени могут контролировать и тормозить низшие эмоции (в простейшем примере: голод может направлять наше поведение на поиск пищи, но если рядом есть кто-то более слабый или нуждающийся, то нравственные чувства подскажут, что сначала нужно поделиться пищей с ним).
В ходе своего индивидуального развития (онтогенеза) человек повторяет этапы эволюционного развития эмоций. У новорожденного ребенка отчетливо проявляются эмоции удовольствия или неудовольствия, связанные с удовлетворением его физиологических потребностей. Например, голод, боль, охлаждение вызывают у младенца недовольство с характерными внешними признаками: гримасой страдания и плачем. По мере роста ребенка, вместе с развитием его мозга, постепенно формируется и эмоциональная сфера со своими индивидуальными особенностями, отражающими сочетание приобретенных в социуме стереотипов и врожденных, биологически обусловленных, характеристик. Таким образом, эмоции (и воля) во многом определяют характерологические особенности индивида, его личность.
1.2 Функции эмоций
Оценочная — быстрая, обобщенная оценка происходящих событий.
Побудительная — формирование поведения на основе оценки собственных потребностей и происходящих событий.
Коммуникативная — мимика и пантомимика позволяет передать свои переживания и свое отношение к окружающему (невербальное общение).
Эмоции необходимы как для организации поведения, основанного на инстинктах, так и для приобретения индивидуального опыта: осуществляя функцию положительного и отрицательного подкрепления, они способствуют приобретению полезных и избеганию не оправдавших себя форм поведения. Более того, эмоции обеспечивают такую форму мышления и поведенческой адаптации, когда актуализирующийся в виде эмоциональных переживаний видовой (наследственный) и приобретенный опыт позволяет индивиду быстро (и без дополнительных затрат времени и сил на рассуждения) принимать решения (например, избегать чего-либо или стремиться к чему-то) и совершать необходимые в данной ситуации действия без рационального обоснования их целесообразности. Такое «эмоциональное», «интуитивное» мышление преобладает не только у низших животных, но даже у человека, несмотря на развитую у него способность к рациональному познанию.
Таким образом, эмоции значительно влияют на нашу жизнь, при этом далеко не всегда сами эмоции и их влияние на поведение в достаточной мере осознаются человеком. В других случаях он может испытывать затруднения с тем, чтобы определить и выразить свои эмоции, описать их словами (алексетимия). Поэтому клиническая оценка эмоций базируется как на субъективном отчете пациента, так и на наблюдениях за проявлениями его эмоциональности в мимике, поведении, мышлении.
Эмоциональные явления очень разнообразны. С практической точки зрения целесообразно выделение следующих типов эмоциональных явлений:
Эмоциональные реакции (собственно эмоции) — непосредственные переживания какой-либо эмоции. Они кратковременны и связаны с ситуацией, которая их вызвала. В каждом языке мира существует множество слов, обозначающих разные типы эмоций и градации их качеств, но базовыми (фундаментальными) принято считать всего 6 эмоций: радость, удивление, страх, гнев, грусть, отвращение. Эмоциональные реакции могут иметь разную степень выраженности, поведенческих и физиологических проявлений.
Чувства — это результат обобщения ряда высших эмоциональных реакций, связанных с той или иной ситуацией или объектом. Сформировавшиеся чувства становятся детерминантами эмоциональной жизни человека, определяя возникновение и содержание новых эмоциональных реакций (например, чувством любви может быть обусловлено восхищение предметом любви, ревность и т.д.). Сильное доминирующее чувство называют страстью.
Эмоциональные состояния значительно длительнее и устойчивее по сравнению с эмоциональными реакциями. Настроение — более или менее устойчивое, продолжительное, не имеющее предметности (т.е. направленности на узко определенный предмет или событие) эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания (т.е. являющееся общим эмоциональным фоном). Настроение в той или иной степени влияет на все психические процессы, протекающие в данный отрезок жизни человека, общий нервно-психический тонус и поведение. В отличие от чувств, всегда направленных на тот или иной объект, настроение, даже будучи обусловлено определенными причинами, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на любые события. Настроение отражает обобщенную эмоциональную оценку происходящего с ним.
Эмоциональные свойства — устойчивые характеристики эмоциональной сферы индивида, особенности эмоционального реагирования, свойственные определенному человеку в целом на протяжении всей его жизни или значительного ее отрезка. Эмоциональные свойства можно оценивать по различным параметрам, например, таким как реактивность и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анохин П. К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. М., МЕДГИЗ, 1964. С. 339 - 367.
2. Бернхард П., Бентцен М., Исаакс А. Пробуждение телесного Эго, часть 2. // В.Б. Березкина-Орлова
В.Б. (ред.) Телесная психотерапия. Бодинамика. Москва: Аст Москва, 2010. С. 111 - 165.
3. Бреслав Г.М. Психология эмоций. Издательство: Смысл; Академия, 2004. 544 с.
4. Брехман Г.И. 10 лет ассоциации перинатальной психологии и медицины Ивановской области // Вестник Ивановской медицинской академии. 2006. №1-2. Т. 11. С. 100 - 102.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Издательство Московского ун-та, 1984. 200с.
6. Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. В 6 т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии. Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. Москва: Педагогика, 1982. С. 111 - 165.
7. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001. 368 с.
8. Изард К.Э. Психология эмоций. Перев. с англ. СПб: Издательство «Питер», 2000 712 с. URL: http://www.twirpx.com/file/738616/ Дата обращения 2.11.2015.
9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб, «Питер», 2001. 752 с.
10. Кант И. Соч. в 6-ти томах. Т.4. Ч. 1. М.: Мысль, 1964. 544с.; Т. 4: ч. 2 М.: Мысль, 1965. 478 с.
11. Козлов В.В. Кризис как предмет психологической работы // Седьмая волна психологии. Межвузовский научн. сб. Вып. 1. Под ред. Козлова В. Качановой Н. Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2006. С. 5 - 13.
12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции: Конспект лекций. М., МГУ, 1971. 40 с.
13. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004. 554
с.
14. Овчинникова Т.Н. К вопросу об истоках направленности личности // Психология личности и образ жизни. Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1987. С. 62 - 67.
15. Паттерсон С., Уоткинс Э. Теории психотерапии. СПб, Питер, 2003. 544 с.
16. Рибо Т. А. Психология чувств. СПб: типография А. А. Пороховщикова, 1898. 124 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. Т. II. 328 с.
18. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946, переиздание: СПб, «Питер Ком», 1999. 720 с.
19. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с.
20. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека М.: Наука, 1992. 144 с.
21. Симонов П.В. Что такое эмоция? Москва: Наука, 1966. 96с.
22. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: «Наука», 1987. 272с.
23. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д. И. Фельдштейна // Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 416 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/epr-1997/EPR-0011.htm Дата обращения 9.01.2016.
24. Юрьева Л.Н. Кризисные состояния. Днепропетровск: Арт-пресс, 1998. 164 с.
25. Arnold M.B. Emotion and Personality. V.I. Psychological aspects. 1060. V. 2. Neurological and physiological aspects. N.Y.
26. Bard P. On emotional expression after 4ecortication with some remarks on certain theoretical views // Psychol. Rev. 1934. V. 41. P. 309.
27. Bard P. The neuro-humoral basis of emotional reactions // Murchison C. (ed.) Handbook of General Exper-imental Psychology. Worcester. 1934.
28. Lazarus R. S. Emotion as coping process // In: Arnold M. B. (ed.). The nature of emotion. Baltimore. 1968.
29. MacDougall W. An introduction to social psychology. London: Methuen, 1923.
30. Perls F. S. (1947). Ego, hunger and aggression: The beginning of Gestalt therapy. NewYork: Random House. (Paperback published by Orbit Graphic Arts, 1966.)
31. Solomon R. L., Corbit J. D. (1974) An opponent process theory of motivation. Psychological Review. V. 81. P. 119 - 124.
32. Цахаева А.А., Аминова Д.К., Аминов У.К. Рефлективное я как адаптационный потенциал профессионального развития личности будущего психолога // Успехи современной науки и образования. 2016. №4. Том 3. С. 6 - 9.
33. Цахаева А.А., Аминова Д.К., Аминов У.К. Паттеризация ценностных конструктов личности как предмет научной рефлексии // Успехи современной науки и образования. 2016. №4. Том 3. С. 16 - 20.
34. Цахаева А.А., Газиева А.М., Аминов У.К. Методологическая база исследования психологии возникновения ценностей личности // Успехи современной науки и образования. 2016. №4. Том 3. С. 24 - 27.
35. Цахаева А.А., Сиражудинова Р.Р., Аминова Д.К. Паттерны реального и виртуального мира в сознании личности // Успехи современной науки и образования. 2016. №4. Том 3. С. 32 - 35.
36. Даудова Д.М., Аминова Д.К., Цахаева А.А. Эмпатия как психологический механизм саморазвития личности будущего психолога // Успехи современной науки и образования. 2018. №4. Том 3. С. 49 - 51.