Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков общения у дошкольников средствами игровой деятельности 7
1.1 Общение: понятие, функции 7
1.2 Особенности формирования навыков общения у дошкольников 13
1.3 Потенциал игры в формировании навыков общения у дошкольников 20
Выводы по первой главе 28
2. Технология формирования навыков общения у дошкольников в игре 29
2.1 Методы диагностики сформированности навыков общения у дошкольников 29
2.2 Игровые технологии как средство формирования навыков общения у дошкольников 33
2.3 Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста 38
Заключение 43
Список литературы 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем положением, что одно из приоритетных направлений деятельности дошкольной образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, направленное на развитие взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и; взрослыми формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Общение как феномен изучалось представителями социологии, философии, психологии, педагогики и других наук (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.В. Мудрик, А.В. Петровский и др.). В работах А.Г. Арушановой, Б.С. Волкова, Н.В. Волковой, Д.Б. Годовиковой, Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской и других ученых исследовалось общение детей дошкольного возрастаОсобенности реализации педагогического процесса в дошкольной образовательной организации изучали Т.И. Бабаева, А.Г. Гостев, Р.В. Куликова, Р.А. Литвак, А.Я. Найн, Л.И. Новикова, У.В. Ульенкова и др. Значительное внимание проблемам взаимодействия педагога с детьми отводилось в исследованиях С.А. Козловой, Т.А. Куликовой, Е.А. Левановой, М.М. Левиной и др.
Очень важным для детей в этом возрасте становится общение – сложный, многогранный процесс, который имеет неоспоримое значение в развитии всех видов деятельности: игровой, познавательной, коммуникативной. Дети старшего дошкольного возраста начинают интересоваться новыми для детей личностными морально-этическими отношениями и нормами межличностных взаимоотношений. Общение со взрослыми и со сверстниками, становится для них потребностью. В то же время трудности в коммуникации и установлении межличностного общения детей в настоящее время можно связать с дефицитом воспитанности у детей таких свойств как культура, доброта; с неустойчивыми, несформированными нравственными критериями при воспитании ребенка. Дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. Часто их партнер по общению – телевизор, компьютер, смартфон. Современные дети менее отзывчивы. Для преодоления подобных трудностей в работе с детьми дошкольного возраста необходимо развивать коммуникации и формировать навыки общения ребёнка в группе ровесников.
Известно, что игра – это ведущая непродуктивная деятельность в дошкольном возрасте, представляется необходимым поиск средств, обеспечивающих развитие общения со сверстниками посредством игровой деятельности. Успешная игровая деятельность является для детей необходимой для развития психических процессов и функций, а также для овладения социальным опытом. Необходимо отметить, что динамика происходящих в современном мире социальных процессов, появление новых игр делает проблему развития общения в игровой деятельности недостаточно исследованной, несмотря на то, что изучение психологии дошкольника в разные возрастные периоды, и методы воспитания ребят старшего дошкольного возраста достаточно изучены отечественными и зарубежными исследователями. Отечественная школа здесь представлена трудами таких специалистов как Л.С. Выготский. В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др. Среди зарубежных ученых это М. Монтессори, Ж. Пиаже.
Однако современные педагоги-исследователи: Р.А. Иванкова, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко отмечают, что в настоящее время в детских дошкольных учреждениях можно видеть «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно- ролевые, не поддерживаемые вниманием взрослых, обеднено их содержание, сюжеты, педагогами-воспитателями отмечается многократная повторяемость тем игр, в которые предпочитают играть дети, преобладание манипуляций над образным отображением действительности. Проблемой низкого уровня развития игровой деятельности является также ограничение времени для игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, что особенно актуально для детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, существуют противоречия:
между необходимостью создать условия для развития общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста и сложившейся системой дошкольного образования, ориентированной в основном на овладение воспитанниками знаниями;
между необходимостью развивать общение со сверстниками детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методического обеспечения, которое позволило бы целенаправленно осуществлять этот процесс
На основании выделенных противоречий, теоретического анализа психолого-педагогической литературы по исследуемой теме, а также в результате анализа практического опыта работы педагогов дошкольных образовательных организаций, была сформулирована проблема исследования, которая заключается в осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Формирование навыков общения дошкольников средствами игровой деятельности».
Цель исследования заключается в разработке комплекса мероприятий по формированию навыков общения у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Объект исследования : процесс формирования навыков общения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования комплекс мероприятий по формированию навыков общения детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
изучить общение как научную категорию;
рассмотреть особенности формирования навыков общения у дошкольников;
выявить потенциал игровой деятельности в формировании навыков общения у дошкольников;
разработать методические рекомендации по формированию навыков общения дошкольников в игровой деятельности.
В работе использовались следующие методы исследования: общетеоретические (анализ психолого-педагогической, философской, научно-методической литературы по проблеме исследования, проектирование процесса формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста); эмпирические (изучение, наблюдение, анкетирование); качественные и количественные методы для обработки и интерпретации полученных данных.
База исследования: МБДОУ Детский сад «Росиночка», гю Тамбов. В исследовании приняли участие 20 детей в возрастае 6-7 лет.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков общения у дошкольников средствами игровой деятельности
1.1 Общение: понятие, функции
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что общение является одним из важнейших факторов формирования личности. Идеи о значимости и влиянии умений в общении на формирование личности развивали следующие отечественные ученые в своих трудах: В.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов , А.Р. Лурия , В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и др.
В психологическом словаре понятие «общение» трактуется как тип коммуникативной деятельности, с одной стороны, и условие протекания любой другой деятельности, с другой стороны. Также общение является результатом специальной деятельности [3].
А.И. Волкова приводит следующее определение данного понятия: «Общение – это многогранный и сложный процесс, могущий выступать одновременно и как взаимные отношение индивидов друг к другу, и как длящийся во времени процесс взаимного сопереживания и взаимного понимания индивидами друг друга, и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как процесс взаимовлияния друг на друга» [5, c. 50].
С точки зрения А.В. Петровского, «общение является сложным многоплановым процессом установления и развития контактов между индивидами, рождаемый желаниями общей деятельности, и включающий в себя обмен информацией, выработку одинаковой стратегии взаимодействия, и восприятие, понимание индивидами друг друга» [32, с. 111].
В англоязычной психолого-педагогической литературе отсутствует термин «общение», в ней рассматривается только термин «коммуникация».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2014. – 384 с.
2. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика, 2016. – 328 с.
3. Большой толковый психологический словарь [Текст] / Ребер Артур. Том 1 (А-О) : Пер. с англ. – М. : Вече, 2019. – 508 с.
4. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте. [Текст] : 3-е изд. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - СПб. : Питер, 2008. – 272 с.
5. Волкова, А. И. Психология общения [Текст] / А. И. Волкова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 445 с.
6. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. [Текст]: учебное пособие / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 2005. – 228 с.
7. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. – М. : «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2018. – 256 с.
8. Ганошенко, Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет [Электронный ресурс] / Н. И. Ганошенко, Т. В. Ермолова, А. Г. Рузская // Электронная библиотека МГППУ.– Режим доступа: URL://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP011999/EOL-050.HTM [дата обращения: 10.11.2020 ]
9. Годовикова, Д. Б. Осознание детьми 5-7 лет качеств сверстников и их общение [Текст] / Д. Б. Годовикова, Е. И. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: сб. ст. – Красноярск : КГУ, 2015. – С. 21-38
10. Горшкова, Е. Ю. Учите детей общаться [Текст] / Е. Ю. Горшкова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №12. – С. 91-93
11. Гостев, А. Г. Современное образование: инновационное образование:монография [Текст] / А. Г. Гостев. - Челябинск, 2014.– 326 с.
12. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в подготовительной группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2018.– 218 с.
13. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. − Киров, 2015. − 142 с.
14. Залысина, И. А. Особенности игрового поведения дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст] / И. А. Залысина // Вопросы психологии. – 2017. – № 4. – С. 167-168.
15. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2017. – 452 с.
16. Казаринова, Н. В. Межличностное общение: повседневные практики [Текст] / Н. В. Казаринова, В. С. Погольша. – СПб. : СпбГУ, 2000. – 298 с.
17. Клюева, Н. В. Учим детей общению [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Косаткина. – Ярославль : Академия развития. 2017. – 237 с.
18. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : 3-е изд. испр. и доп. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова./ – М. : Академия. 2014. – 416 с.
19. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение [Текст] / А. А. Леонтьев.– М. : Просвещение, 1979 – 340 с. http://www.gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/Книги/Леонтьев А.А.Педагогическое общение.PDF[дата обращения: 10.11.2020]
Леванова, Е.А. Методика и технология социальной работы с семьей [Электронный ресурс]/ Е.А. Леванова.– URL: https://www.livelib.ru/author/211399/latest/work-e-a-levanova
20. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина ; под ред. А. Г. Рузской. – Воронеж : НПО «МОДЭК», 2016. – 384 с.
21. Лисина, М. И. О механизме смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни [Текст] / М. И. Лисина // Вопросы психологии. – 2016 – № 5. – С. 48-56.
22. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2019. – 320 с.
23. Литвак, Р.А. Введение в социальную педагогику [Текст] /Р.А. Литвак.– Челябинск: ЧГПУ, 2018.– 186 с.
24. Литовкина, А. В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. В. Литовкина, О. Н. Еремина, А. В. Хайминова // Молодой ученый. – 2015. – №21. – С. 705-707.
25. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. – М. : Наука, 1984. – 226 с.
26. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: [Текст] : пособие для воспитателя, 2-е изд., испр. / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – М. : ГНОМ и Д, 2016. – 96 с.
27. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания [Текст] : учебное пособие /А. В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 320 с.
28. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] : учеб. для студ. вузов, 2-е изд., испр. и доп. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2014. – 456 с.
29. Найн, А. Я. Педагогический эксперимент: методика и его организация [Текст]: учеб. пособие / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев ; М-во образования Рос. Федерации, Магнитог. гос. ун-т. - Магнитогорск : МаГУ, 2018. – 125 с.
30. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды /Л.И. Найн ; Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. – М.: Педагогика, 2019.– 350 с.
31. Петровский, А. В. Введение в психологию [Текст] / А. В. Петровский. – М. : Академия, 2016. – 496 с.
32. Пиаже, Ж. Моральное суждение ребёнка [Текст] / Ж. Пиаже. – М. : Академический проект, 2016. – 408 с.
33. Поливанова, К. Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К. Н. Поливанова. – М. : Педагогика, 2019. – 284 с.
34. Репина Т.А. Общение детей в детской саду и семье [Текст] / Общ ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. – М. : Педагогика, 1990. – 280 с.
35. Савичева, О. В. Игра как средство развития общения дошкольника сада [Электронный ресурс] – URL: https://www.scienceforum.ru (дата обращения: 26.11.2020).
36. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 158 с.
37. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е.. Влияние общения со взрослым на формирование у ребенка общей способности к обучению // Начальная школа.– 2014.– №2.–С.15-20
38. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 2011. – 368 с.
39. Фефелова, В. И. Понятия «общение», «коммуникация» и «коммуникативная культура» в философском аспекте [Текст] / В. И. Фефелова // Прикладная психология и психоанализ. – 2017. – №1. – С. 34-36.
40. Хухлаева, О. В. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст] / О. В. Хухлаева. – М. : ООО Апрель Пресс, 2001. – 224 с.
41. Целуйко, В. М. Психологические основы педагогического общения [Текст] / В. М. Целуйко.– М. :Владос, 2017. – 242 с.
42. Шипицына, Л. М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. – СПб. : Академия, 2018. – 380 с.