Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что именно избирательная система определяет порядок формирования некоего уполномоченного большинства, которое получает возможность устанавливать общеобязательные правила для всех, в том числе каким образом должно возникать это большинство, с тем условием, что созданное таким методом большинство снова определит способ возникновения следующего большинства. То есть именно избирательная система и избирательное законодательство (ее правовое оформление) являются тем волшебным ключом, который в зависимости от целей и задач власти открывает либо закрывает двери демократии. Именно от избирательного законодательства и от выборов как результата его реализации зависят качественное состояние, пределы и возможности представительных органов - институтов, не только формирующих правила игры, но и ограничивающих исполнительную власть как самую потенциально авторитарную. А значит, именно оно - избирательное законодательство - определяет в итоге эффективность системы разделения властей, конфигурацию, сущность, содержание и порядок взаимодействия всех государственных институтов.
Но ровно по этой же причине избирательное законодательство является главной группой риска при смене властных приоритетов. Если эти приоритеты отклоняются от демократической траектории, первым попадает «под бой» опять-таки избирательное законодательство, поскольку легитимизация подобных отклонений непременно требует послушного нормотворца, готового не обсуждать и не спорить, а исполнять. Добиться такого послушания можно лишь специфическими процедурами формирования выборных органов, обеспечивающими особый персональный отбор их членов на предмет их пассивной лояльности - качества, которое в значительной степени определяет сущность и содержание деятельности будущих политических институтов и создающего базовые условия для легитимации любого политического режима.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с инофрмационно-правовым основам избирательного процесса РФ.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие информационно-правовые основы избирательного процесса в РФ, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение информационно-правовых основ избирательного процесса в Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• Изучить становление институтов избирательного процесса в РФ;
• Выявить осбенности избирательного процесса в РФ;
• Исследовать тенденции развития информационно-правовых основ избирательного процесса в РФ;
• Проанализировать информационно-правовые основы избирательного процесса в регионах Российской федерации.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых экономистов в рассматриваемой области.
Степень разработанности данной темы. В силу актуальности тема хорошо освещена в научной литературе. В качестве примеров можно привети следующие. Кравченко О.А. в статье «Понятие и виды процессуальных гарантий обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании» критически оценивает предписания, которые ограничивают избирателя в возможности представления доказательств по делам об искажении волеизъявления народа. Дано определение, выявлены признаки и предложены виды процессуальных гарантий обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании. Гарантии такого рода в первую очередь должны быть направлены на самостоятельную, не ограниченную формальными требованиями инициацию гражданином иска против государства; самостоятельную добычу гражданином доказательств, которые без каких бы то ни было ограничений подвергались бы исследованию в суде, оказание судом содействия в получении доказательств стороне гражданина, недопущение блокирования судом действий гражданина при доказывании им обстоятельств дела; понуждение стороны государства к скорейшему раскрытию находящихся у нее доказательств; стимулирование исполнения процессуальных обязанностей стороны в судебном разбирательстве; повышение степени независимости состава суда.
Любарев А.Е. в статье «Предложения по срочным изменениям федерального законодательства о выборах и партиях» предлагает пакет изменений федеральных законов о выборах и политических партиях. Изменения касаются правил регистрации кандидатов и партийных списков, дня голосования, правил наблюдения и подсчета голосов, обжалования итогов голосования, а также правил ликвидации политических партий.
В статье Кравченко О.А. «Понятие и основания классификации искажений волеизъявления народа при голосовании» даны определения искажения волеизъявления избирателя и искажения волеизъявления народа. Предложены основания для классификации различных видов искажений волеизъявления народа при голосовании: в зависимости от предусмотренного законодательством порядка голосования (совершаемые при обычном порядке голосования или при специальных порядках голосования); в зависимости от формы отражения политического выбора избирателя при голосовании (могут быть бумажными или электронными); в зависимости от использования различных видов избирательных документов и степени их задействования при искажении (использование главных, придаточных или сопутствующих избирательных документов); в зависимости от виновности действий (бездействия) субъектов, совершающих искажение волеизъявления народа при голосовании (подразделяются на виновные и невиновные, в том числе допущение ошибки); в зависимости от способа нарушения принципа равенства при голосовании (искажения, при которых: а) голоса избирателей не учтены; б) голоса избирателей учтены неправильно; в) голоса избирателей учтены более одного раза; г) учтены голоса несуществующих избирателей); в зависимости от воздействия на волеизъявление народа при голосовании искажения (подразделяются на прямые и косвенные).
Чеботарев Г.Н. в статье «Общественный контроль на выборах: опыт и проблемы правового регулирования» анализируя практику назначения Общественной палатой РФ, общественными палатами субъектов РФ наблюдателей на выборах Президента РФ, организацию наблюдения за проведением голосования, автор рассматривает возможность расширения объекта общественного контроля на выборах, внесения соответствующих изменений в избирательное законодательство, а также в Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Становление и особенности правовых основ избирательного процесса в РФ
1.1. Становление институтов избирательного процесса в РФ
Становление институтов избирательного процесса, выборной демократии в государстве проходит в условиях поиска оптимальной системы организации власти и возможности политического участия граждан в ее формировании. Для отечественной правовой науки интерес к свободным выборам закономерен и обусловлен историей формирования органов публичной власти, поскольку долгое время население России пребывало в состоянии политической отчужденности и нивелирования собственных электоральных интересов. В свою очередь, качественные изменения в политико-правовой конструкции государства предопределили повышение роли общезначимых основ народовластия и способствовали освоению гражданами демократических свободных выборов как гарантированного матрикса формирования легитимных органов власти.
В России принцип свободных выборов впервые получил нормативное закрепление в Конституции (Основном Законе) СССР 1977 г., а затем был продублирован в Конституции (Основном Законе) РСФСР 1978 г. В указанных актах (ст. ст. 100 и 96 соответственно) гарантировалось свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в Советы народных депутатов любого уровня, а также предоставлялось право агитации на собраниях, в печати, по телевидению и радио.
Представляется, что включение в избирательную систему 1977 г. в качестве новеллы принципа свободных выборов обусловлено закреплением в ст. 29 Конституции СССР 1977 г. обязанности добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права, а также заключенных международных договоров. Вероятно, необходимость частичного отражения принципа свободных выборов в национальном законодательстве на конституционном уровне обусловлена признанием СССР в 1961 году приоритета норм международного договора, в котором он принимал участие, над нормами внутригосударственного права.
В числе фундаментальных международных актов, определяющих критерии подлинности и легитимности выборов, в контексте заявленной тематики следует выделить Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. - документ ООН, основанный на Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Так, в ст. 25 данного Пакта свободное волеизъявление является одним из критериев подлинности и легитимности выборов, наравне с иными условиями и гарантиями, согласно которым проводятся выборы и формируется демократическое государство.
Пакт был ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. N 4812-VIII и вступил в силу на территории Советского Союза с 23 марта 1976 г. Следовательно, все нормы, в том числе затрагивающие принцип свободных выборов, стали юридически обязательными на территории Советского Союза. Таким образом, включение в текст Конституции СССР 1977 г. своеобразной интерпретации исследуемого принципа было логично с точки зрения стремления к соответствию союзного законодательства международным правовым стандартам.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статью 33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в части деятельности наблюдателей» // СЗ РФ. 2016. N 7. Ст. 917.
5. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4213.
6. Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 203-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах в части предоставления эфирного времени и печатной площади для проведения предвыборной агитации» // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3640.
7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4008.
8. Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей» соответственно // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть I). Ст. 3427.
9. Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5303.
10. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3104.
11. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
12. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982.
13. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, N 3, ст. 170.
14. Закон г. Москвы от 18.04.2007 N 11 «О референдумах в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 29, 24.05.2007.
15. Указ Президиума ВС СССР от 18.09.1973 N 4812-VIII «О ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах» // Ведомости ВС СССР, 1973, N 40, ст. 564.
16. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик // Ведомости ВС СССР, 1977, N 41, ст. 617. Утратил силу.
17. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России. Принята ВС РСФСР 12.04.1978) // Ведомости ВС РСФСР, 1978, N 15, ст. 407.
18. Закон СССР от 08.12.1961 «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» // Ведомости ВС СССР, 1961, N 50, ст. 525. Утратил силу.
Международные акты
19. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, N 17, ст. 291.
20. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, 10.12.1998.
Научная и учбная литература
21. Авакьян А.С. Нужна ли конституционная реформа в России? // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 9. С. 9.
22. Автономов А.С. Избирательная власть. М., 2002. С. 74.
23. Андриянов В.Н. Слово о Конституции: размышления к 20-летию принятия // Известия Иркутской государственной экономической академии (Известия БГУ). 2014. N 2. С. 103.
24. Витрук Н.В. Конституционный Суд Российской Федерации и совершенствование избирательного законодательства // Конституция и избирательное право: настоящее и будущее: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (6 марта 2009 г.). Самара, 2009. С. 26 - 27.
25. Гриб В.В. Система избирательных комиссий РФ как объект общественного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 11. С. 44.
26. Дзидзоев Р.М. Некоторые мысли по итогам выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 2. С. 42 - 44.
27. Дзидзоев Р.М. Партийная система и вопросы избирательной демократии в России // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 3. С. 38.
28. Кравченко О.А. Понятие и виды процессуальных гарантий обеспечения достоверности волеизъявления народа при голосовании // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2018. N 4. С. 38 - 53.
29. Кравченко О.А. Понятие и основания классификации искажений волеизъявления народа при голосовании // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 9. С. 82 - 91.
30. Лукьянова Е.А., Порошин Е.Н. Классификация поправок в избирательное законодательство как маркер целей и задач власти // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 3. С. 31.
31. Любарев А.Е. Предложения по срочным изменениям федерального законодательства о выборах и партиях // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 3. С. 38 - 43.
32. Макарцев А.А. Организационно-правовой режим избирательных комиссий в Российской Федерации: проблемы реализации правового статуса // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. N 3(13). С. 52.
33. Осейчук В.И. О лучших представителях народа, чистых и честных выборах // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 3. С. 32.
34. Право избирать и быть избранным в российских политических реалиях: основные конституционно-правовые проблемы: Учебно-метод. комплекс / Рук. авт. кол. и отв. ред. проф. С.А. Авакьян. М., 2015. С. 80.
35. Сизых Ю.А. Легитимация политической власти посредством проведения выборов // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 6. С. 30.
36. Степанова А.А. Заметки о референдуме // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 2. С. 28 - 33.
37. Степанова А.А. Некоторые проблемы реализации избирательных прав // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 9. С. 35.
38. Чашин А.Н. Предпосылки кодификации избирательного законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 4. С. 40.
39. Чеботарев Г.Н. Общественный контроль на выборах: опыт и проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 7. С. 56 - 60.
40. Якимова Е.М. Свободные выборы как международный избирательный стандарт // Евразийский интеграционный проект: цивилизационная идентичность и глобальное позиционирование: Сборник мат. Межд. байкальского форума. Иркутск, 2018. С. 309.
Интернет-ресурсы
41. Без мертвых душ. Элла Памфилова поставила задачи региональным избиркомам. URL: https://rg.ru/2017/09/06/ella-pamfilova-postavila-zadachi-regionalnym-izbirkomam.html. Дата обращения 08.11.2020.
42. например: «Дело Ив Роше». ВС против ЕСПЧ // Информационный портал «Медиазона», 25.04.2018. URL: https://zona.media/online/2018/04/25/yves-rocher-vs (дата обращения: 08.11..2020).
43. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции // Российская газета. 2018. 9 октября. URL: https://rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustranit-tochechnymi-izmeneniiami.html (дата обращения: 08.11.2020).