Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Китайская каллиграфия занимает достойное место в области традиционного искусства страны, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека в эстетическом смысле. В Древнем Китае уделяли большое внимание каллиграфии. Владение каллиграфией было очень важно для кандидатов, сдающих императорский экзамен, ибо это производило хорошее впечатление на экзаменаторов. Дети высокопоставленных чиновников учились и старались писать хорошо, даже императоры были хороши в каллиграфии, например, император Цяньлун династии Цин (1644 — 1911) оставил нам множество примеров своего почерка на стенах в храмах и дворцах.
Чтобы практиковать каллиграфию Китая необходимы основные инструменты - «четыре сокровища обучения» (кисть, палочка для туши, бумага и чернильный камень), а также большая концентрация внимания при написании иероглифов. Каллиграфия пережила более 2000 лет, и насчитывает пять основных способов написания различными методами. Даже сегодня, каллиграфия по-прежнему часто практикуется в качестве хобби.
Что касается истории китайской каллиграфии, то она имеет невероятно длинную историю. Во время раскопок в Банпо были обнаружены примитивные глиняные изделия датируемые 4 тысячелетием до н.э. Эта глиняная утварь была украшена изображениями, похожими на иероглифы. Эти знаки не являются буквами, а, скорее всего, предками китайских иероглифов.
Маркерами следующего этапа в формировании китайской каллиграфии служат знаки на костях животных и черепашьих панцирях, которым более 3 000 лет. Эти надписи — первая веха в истории китайской каллиграфии. Знаки очень разнообразно оформлены: одни глубоко врезаны, другие очень порывисты, третьи округлы в линиях. Многие современные принципы китайской каллиграфии уже отображены в надписях на костях.
Далее следует упомянуть о надписях на бронзе периодов династии Шан, Западное Чжоу, Период Весны и Осени, эпоха Враждующих царств. Бронзовые надписи также называются надписи на бронзовом сосуде. Выгравированные линии на бронзовом сосуде жестче, чем надписи на костях и панцирях значение пиктограмм также более точное.
После того как династия Цинь объединила шесть стран, появился иероглифический шрифт Цинь, или малая печать. Он отказался от многих ненужных элементов и упростился. Знаменитый мастер каллиграфии Ли Си смог преобразовать шрифт малой печати. «Резной камень горы Йи», «Резной камень горы Тай», «Резной камень горы Ланья», «Резной камень горы Гуцзии» — все это творения Ли Си. Они были очень популярны в эпохи других династий.
ГЛАВА 1. ИСКУССТВО КИТАЙСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ
1.1Стили китайской каллиграфии
Китайская каллиграфия – это искусное красивое написание иероглифов, которые состоят из стандартных черт, от одной до 28.
Китайская каллиграфия заняла почетное место в области искусства Китая.
При написании иероглифов требуется усидчивость, нужно чувствовать кисть и знать, куда поплывет тушь.
Для достойной оценки искусства китайской письменности нужно иметь хотя бы общее представление о его основании и развитии с течением времени.
Ещё с Ханьской эпохи (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) китайская письменность упростилась и преобразовалась, тогда зародился стиль лишу. После Ханьской династии были придуманы ещё три стиля: цаошу, кайшу и синшу. На данный момент китайская каллиграфия насчитывает много стилей, из которых можно выделить пять основных: чжуаньшу, лишу, синшу, кайшу и цаошу.
ЧЖУАНЬШУ
Официальный стиль во времена династии Цин, который распространился в регионы, завоеванные этой династией. Все черты этого письма тонкие, а концы заострены.
Есть два главных варианта чжуаньшу: большой чжуань (дачжуань) и малый чжуань (сяочжуань).
Саму печать изготавливают преимущественно из древесины, а для нанесения иероглифов используют кисть и тушь. (рис. 1)
Рисунок 1. стиль ЛИШУ
Развивался благодаря одному из вариантов чжаньшу в годы правления династии Цин. Отличительная черта этого стиля – расширяющийся «хвост» черт. Стиль изначально использовали для стенографических записей. (рис. 2)
Рисунок 2. стиль СИНШУ
Его ещё называют «бегущий стиль», так как при письме кисть практически не отрывается от бумаги. Своему рождению этот стиль обязан кайшу. Создал его Лю Дэшэн. И в настоящее время это самый молодой стиль китайской каллиграфии.
Синшу пишется быстро и как бы небрежно, но его манера отличается своей энергичностью и выразительностью. Синшу по достоинству оценен как художественный стиль китайской традиционной письменности. (рис. 3)
Рисунок 3. стиль КАЙШУ
Стиль пользующийся большей популярностью из всех остальных стилей и первый, которому обучают иностранцев.
Кайшу был создан в эпоху правления династии Цин. Основателем стиля принято считать Чжун Яо.
Иероглиф «кай» переводится как «образец». Иероглифы этого стиля отличаются квадратной формой за счёт ровных и прямых черт. (рис. 4)
Рисунок 4. стиль ЦАОШУ
Также называют «травяной стиль», образовавшийся из стиля лишу. Однако, чтобы его читать, нужно обладать определёнными навыками, просто знать лишу недостаточно, необходимо обучиться цаошу.
Этот стиль схож со стилем синшу тем, что иероглифы пишут так же не отрывая кисть от поверхности. Цаошу никогда не был особо распространён, так как его округлые знаки трудны для прочтения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев М. В старом Китае. Дневники путешествия 1907 г. -М. 2018
2. Бар Е., Мамаев И., Грубе В. и др. Прошлое Китая. Исторический очерк Китая. Духовная культура Китая.- М. Евролинц, 2019
3. Васильев В. П., Анализ китайских иероглифов, ч. 1 и 2.- СПБ., 1898;
4. Васильев Л. Культы, религии, традиции в Китае.- М., 2017
5. Виноградова Н.А. Пань Тань Шоу и традиции живописи Гохуа. – М., 2019.
6. Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. — М., 2016
7. Глухарева О.Н., Денике Б.П. Краткая история искусств Китая. — М.—Л., 2015
8. Глухарева О.Н. Искусство народного Китая. Живопись. Графика. Скульптура. Прикладное искусство. — М., 2018
9. Голъштейн А. Ю. Воинские искусства и каллиграфия // Двенадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы докладов. М., 2019. Ч. 1.- С. 96-102
10. Духовная культура Китая: Энциклопедия в 6тт.- М., Восточная литература. 2006—2010
11. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. -М., 1975
12. Китайская каллиграфия Энциклопедия/Сост Ят-Минг Кэти Хо.-М.: Арт-Родник, 2017 г
13. Китайское искусство: принципы, школы, мастера. / Сост. и пер. В. В. Малявина. М., Астрель-АСТ. 2019.
14. Кобзев А.И Учение о символах и числах в китайской классической философии.- М., 2018
15. Кочетова С. Фарфор и бумага в искусстве Китая. — М.—Л., 2018.