Фрагмент для ознакомления
1
1 Амбарцумян А.К. Сравнение стратегий нефтяных компаний и оценка их эффективности//http://ecsocman.hse.ru/data/2011/10/27/ 1267245571/71.pdf.
2 Беляев, В.М. Основы менеджмента: Учебник / В.М. Беляев. - М.: Академия, 2017. - 240 c.
3 Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. / И.А. Бланк. - М.: Омега-Л, 2019. - 128 c.
4 Бусыгин А.В. «Эффективный менеджмент», Финпресс, Москва, 2010 г.
5 Вершигора, Е.Е. Менеджмент / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М; Издание 2-е, перераб. и доп., 2019. - 283 c.
6 Голубков Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник и практи-кум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 290 c.
7 Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник / А.П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
8 Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 528 c.
9 Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб.. - М.: Юрайт, 2013. - 375 c.
10 Как проявил себя нефтегазовый сектор в 2018 году // https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/kak-proiavil-sebia-neftegazovyi-sektor-v-2018-godu.
11 Королев, В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.И. Королев. - М.: Магистр, 2017. - 16 c.
12 Масленников В.В., Талонов А.В., «Финансовый менеджмент в управлении коммерческой недвижимостью», КНОРУС, Москва, 2012 г.
13 Назимко, В.К. Основы менеджмента: Учебно-методическое по-собие / В.К. Назимко, Е.В. Кудинова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 144 c.
14 Пантелеева Ю.В. Стратегические приоритеты рос-сийских нефтегазовых компаний // https://cyberleninka.ru/article/n/17172957.
15 Перелыгин А.И. Стратегия развития нефтегазодобывающей компании в Восточной Сибири на основе SWOT- анализа // Научный фо-рум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(24). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 50-59.
16 Пустынникова, Е.В. Основы менеджмента: учебное пособие / Е.В. Пустынникова. - М.: КноРус, 2018. - 112 c.
17 Стратегическое управление на предприятиях нефтегазового комплекса: Учебное пособие. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2012 – 214 с.
18 Хижняк, А.Н. Основы эффективного менеджмента: Учебное по-собие / А.Н. Хижняк, И.Е. Светлов. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Хорошо подобранная стратегия для компании является ключом к ее долгосрочному успеху и эффективности и экономическому росту, возмож-ности максимально использовать и реализовать имеющиеся ресурсы. Се-годня стратегия является основой управления предприятием, благодаря которому необходимо обеспечить устойчивое экономическое развитие предприятия, повышение конкурентоспособности продукции и услуг, ко-торые она производит. В условиях жесткой конкуренции и постоянно ме-няющейся рыночной конъюнктуры, изменения в государственном регули-ровании промышленности, поиска новых путей удовлетворения потребно-стей потребителей важно, чтобы компании уделяли внимание не только внутреннему состоянию, но и разработке долгосрочной стратегии разви-тия, которая позволит не только отслеживать изменения, происходящие во внешней среде, но и добиться успеха в своей отрасли.
Основная цель стратегии развития компании - получить долгосроч-ное конкурентное преимущество, которое обеспечит его выживание, устойчивое функционирование и развитие. Однако, как показывает прак-тика большинства участников рынка, не все национальные компании гото-вы установить долгосрочные критерии развития. Даже при стабильном финансовом положении и конкурентном преимуществе на рынке многие из них не имеют возможности сформулировать стратегию развития из-за от-сутствия методологии и инструментов стратегического управления, адап-тированных к конкретным условиям. В то же время принципы, методы и инструменты разработки стратегий, отражающие секторальные характе-ристики функционирования промышленных предприятий, представляют наибольший интерес.
Сфера применения стратегических решений широка: выбор областей деятельности, обоснование приоритетов в использовании ресурсов, поиск долгосрочных партнеров, организационные формы управления, возмож-ности использования корпоративных сил, уменьшение негативных послед-ствий слабых мест их деятельности и угрозы для внешней среды. Страте-гический подход к управлению бизнесом позволяет создавать другие ва-рианты развития. Сложность проблемы разработки стратегии развития бизнеса привели к актуальности темы данного исследования.
Цель исследования – исследовать особенности стратегического управления компанией в сфере нефти и газа на примере НК Роснефть.
Задачи исследования:
1. исследовать теоретические аспекты стратегического управления
2. провести анализ деятельности НК Роснефть
3.предложить рекомендации по совершенствованию стратегии НК Роснефть.
Объект исследования - НК Роснефть.
Предмет исследования - стратегическое управление компанией в сфере нефти и газа на примере НК Роснефть.
Теоретико-методологическая база
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятия и эволюция стратегического управления
Слово «стратегия» вошло в область управления из военной науки, где речь идет о применении сил против врага, чтобы выиграть войну. Слово «стратегия» произошло от двух греческих слов, т. е. Stratus (армия) и Agein (возглавить). Греки считали, что выработка стратегии являлась одной из обязанностей генерала армии. Эту концепцию сегодня приняли даже в бизнесе. Даже примерно в то же время китайский генерал Сунь Дзу, который писал о стратегии, также предполагал, что разработка стратегии - это одна из обязанностей лидера. Одним из самых первых определений стратегии является трактовка древнегреческого писателя Ксенофона, кото-рый утверждал, что: «стратегия знает бизнес, который вы предложили осуществить». Это определение подразумевает знание бизнеса как страте-гии [1, с. 45].
Словарное значение стратегии - это «искусство так распоряжаться орудием войны, чтобы навязать врагу место, время и условия для борь-бы».
В области управления концепция стратегии рассматривается в более широком контексте. В частности, стратегия - это взгляд на долгосрочное будущее, чтобы определить, чего хочет добиться компания, и разработать план,как этого добиться.
Стратегия – это и искусство, и наука. Стратегия - это искусство, так как она требует воображения, чуткого мышления и способностей визуали-зации будущего, а также поощрения и объединения тех, кто будет приме-нять стратегию. Стратегия - это наука, так как она требует аналитических навыков, умения структурировать и проводить анализ информации и при-нимать хорошо осведомленные решения. Без стратегии организация слаба к изменениям в бизнес-среде. Стратегия является своего рода ориентиром в ходе постоянного развития компании. Стратегия формирует направле-ние компании и указывает, что необходимо сделать, чтобы выжить, вырас-ти и быть прибыльной.
А.Т. Зуб определил стратегию как «модель основных целей, задач и основных политик либо планов для достижения целей, заявленных таким образом, чтобы определить, в каком бизнесе компания находится или должна быть». В этом определении стратегии делается акцент на цели и средствах достижения этой цели [2, с. 12].
Е.П. Голубков определяет стратегию как «путь, которым корпора-ция стремится отличаться положительно от своих конкурентов, используя свои относительные сильные стороны, чтобы лучше удовлетворить по-требности клиентов». Определением подчеркивается конкурентный аспект стратегии и сильные стороны, которые необходимы для удовлетворения потребностей клиентов. Таким образом, это определение направлено на удовлетворение потребностей клиентов как движущую силу стратегии [3, с. 65].
Стратегия является единым и комплексным планом, который связы-вает стратегическое преимущество компании с вызовами окружающей среды и призван обеспечивать достижение основных целей компании с по-мощью надлежащего процесса реализации. В этом определении стратегии подчеркивается следующее:
-единый комплексный план;
-стратегическое преимущество, которое связано с проблемами внеш-ней среды;
-надлежащее осуществление, обеспечивающее достижение основ-ных целей.
Ниже приводится еще одно определение стратегии, которое также относится к ее внешней среде. «Стратегия - это модель реагирования орга-низации на внешнюю среду в течение определенного периода времени для достижения своих целей и миссии» [4, с. 38]. Это определение подчеркива-ет следующее:
- это модель реагирования организации на внешнюю среду;
- цель заключается в достижении задач.
Отсутствие консенсуса приводит к двум широким категориям опре-делений: стратегия как действие, включающее постановку целей, и страте-гия как действие, исключающее постановку целей.
Важнейшим элементом бизнес-стратегии предприятия можно считать стратегические цели, которые могут существовать на протяжении всего существования компании, это: расширение сегментов рынка, увеличение уровня эффективности технического оборудования, внедрение новых тех-нологий, обеспечение контроля качества продукции, изменение системы оплаты труда, увеличение квалификации работников, создание позитивно-го социального и психологического климата. В большинстве случаев, стратегии развития нефтегазового сектора ориентированы на период от 10 до 15 лет из-за долгосрочной ориентации инвестиционных проектов нефтегазовых компаний.
Безусловным целям стратегии развития нефтегазовой и / или нефтя-ной компании относятся, в частности, увеличение добычи нефти и газа, по-вышение ресурсной базы, капитализации, оборота и чистой прибыли ком-пании [5].
Современный этап развития стратегических приоритетов российских нефтегазовых компаний можно охарактеризовать тем, что наблюдается тенденция к дальнейшему усилению государственного контроля над наци-ональным нефтяным комплексом буквально во всех сегментах бизнеса.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Амбарцумян А.К. Сравнение стратегий нефтяных компаний и оценка их эффективности//http://ecsocman.hse.ru/data/2011/10/27/ 1267245571/71.pdf.
2 Беляев, В.М. Основы менеджмента: Учебник / В.М. Беляев. - М.: Академия, 2017. - 240 c.
3 Бланк, И.А. Основы финансового менеджмента. В 2 т. / И.А. Бланк. - М.: Омега-Л, 2019. - 128 c.
4 Бусыгин А.В. «Эффективный менеджмент», Финпресс, Москва, 2010 г.
5 Вершигора, Е.Е. Менеджмент / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М; Издание 2-е, перераб. и доп., 2019. - 283 c.
6 Голубков Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник и практи-кум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 290 c.
7 Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник / А.П. Егоршин. - М.: Инфра-М, 2018. - 288 c.
8 Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 528 c.
9 Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник для бакалавров / А.Т. Зуб.. - М.: Юрайт, 2013. - 375 c.
10 Как проявил себя нефтегазовый сектор в 2018 году // https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/kak-proiavil-sebia-neftegazovyi-sektor-v-2018-godu.
11 Королев, В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.И. Королев. - М.: Магистр, 2017. - 16 c.
12 Масленников В.В., Талонов А.В., «Финансовый менеджмент в управлении коммерческой недвижимостью», КНОРУС, Москва, 2012 г.
13 Назимко, В.К. Основы менеджмента: Учебно-методическое по-собие / В.К. Назимко, Е.В. Кудинова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 144 c.
14 Пантелеева Ю.В. Стратегические приоритеты рос-сийских нефтегазовых компаний // https://cyberleninka.ru/article/n/17172957.
15 Перелыгин А.И. Стратегия развития нефтегазодобывающей компании в Восточной Сибири на основе SWOT- анализа // Научный фо-рум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XXIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(24). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 50-59.
16 Пустынникова, Е.В. Основы менеджмента: учебное пособие / Е.В. Пустынникова. - М.: КноРус, 2018. - 112 c.
17 Стратегическое управление на предприятиях нефтегазового комплекса: Учебное пособие. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2012 – 214 с.
18 Хижняк, А.Н. Основы эффективного менеджмента: Учебное по-собие / А.Н. Хижняк, И.Е. Светлов. - М.: Инфра-М, 2019. - 160 c.