Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Один из факторов успешного процесса преобразования российского общества -высокое качество образования.
Для того чтобы выяснить как система образования может обеспечить требуемое качество рассмотрим подробнее следующие понятия:
Образование - это социально-экономическая организация со своей архитектурой, определяемой многими экономическими, социальными, идеологическими и культурными факторами;
- это система, в состав которой входят взаимозависимые элементы, действие которых подчинено единой общественной цели. Ни один элемент системы образования не способен действовать сам по себе и каждый самым разнообразным образом влияет на других;
- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных образовательных уровней.
Качеству приписываются разнообразные значения. Предметы, которым дается качественная оценка представляют собой наивысший стандарт. Который невозможно превзойти. К качественной продукции относятся совершенные предметы, выполненные без ограничения затрат на них.
Качество само по себе не может быть конечным результатом. Оно лишь средство. С помощью которого выявляется соответствие конечного продукта стандарту.
Качество как понятие относительное имеет два аспекта. Первый - это соответствие стандартам или спецификации. Второй - соответствие запросам потребителя.
Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребителям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
Качество обучения - степень достижения обязательного уровня знаний, который наиболее полно описан во Временных Государственных Образовательных Стандартах.
Предположим, что качество обучения иностранным языкам- это категория, определяющая состояние и результативность процесса обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе и его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии формировании языковой компетенции.
Прежде всего определим понятие компетенции.
Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются в ходе обучения.
Учителям иностранного языка особенно важно различать компетенцию и умения.
Умения - это действия в специфической ситуации. Это проявление компетенции или способности. Более общей подготовленности к действию или возможности его совершения в специфической ситуации.
Таким образом, умения - это компетенция в действии. Компетенция - это то, что порождает умение действовать.
До сих пор среди ученых лингвистов не существует единого взгляда на природу языка и его изучение, поэтому понятие языковой компетенции не имеет четкого определения.
Ч. К. Фриз: “ Владение каким- либо языком не сводится к знанию “всех слов” этого языка. Даже на родном языке знание “ слов”, лексики, всегда ограничено определенными пределами и никогда не бывает полным. При изучении нового языка главная и первоочередная задача заключается не в заучивании лексических единиц. Главная задача - это, во-первых, овладение звуковой системой, с тем, чтобы понимать поток речи, различать фонемы и приблизительно точно продуцировать их. Во- вторых, это овладение признаками упорядочения, составляющими структуру языка. Таким образом, можно считать, что человек выучил иностранный язык, если он, во-первых, в пределах ограниченного количества лексики овладел звуковой системой ( т.е. если он понимает поток речи и в состоянии артикулировать звуки так, что их можно понять) и, во -вторых, довел владение структурными средствами до автоматизма.”
Роберт Ладо : “Изучение иностранного языка можно определить как овладение умением использовать его структуру на материале общеупотребительной лексики в естественных условиях общения с носителями данного языка, протекающего в нормальном разговорном темпе.
Изучение языка - это усвоение способов выражения, смыслового содержания и связи между ними с целью пользования этими комплектами в надлежащем месте и в нормальном темпе внутри системы иностранного языка”
Дэвид Эберкомби: “ Знать язык - значит уметь читать, писать, говорить на этом языке и понимать, когда на нем будут говорить другие.”
Согласно Хомскому (Chomsky, 1968) языковая компетенция предполагает совершенствование принципов управления языковым поведением.
Если объединить высказывания лингвистов и ученых о знании языка, то можно прийти к выводу о том, что языковая компетенция включает знания о языке и языковые действия. Качество языковой компетенции по иностранному языку в общеобразовательной школе определяется стандартом.
Актуальность и новизна данной работы обусловлена потребностями повышения качества управления образованием.
На сегодняшний день существуют различные направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении. К ним относятся: аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса, внутришкольный контроль и др. В данной работе мы хотели более подробно остановиться на системе внутришкольного контроля, как одного из направления повышения эффективности управления качеством образования, в связи с тем, что оно менее изучено в научно-педагогической литературе.
Объект исследования: качество образования
Предмет исследования: ФГОС как одно из направлений повышения эффективности управления качеством образования.
Цель данной работы: изучить систему внутришкольного контроля, как одно из направлений повышения эффективности управления качеством образования.
Задачи исследования:
Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме исследования;
Провести мониторинг качества образования обучающихся;
Глава 1. Теоретические основы управления качеством образования.
1.1. Понятие качества образования.
Понятие «качество образования» многоаспектно. В общем смысле «качество» трактуется как соответствие определенной цели; совокупность характеристик продукта или услуги; соответствие предмета как результата труда некоторым заданным стандартам и т.д. Таким образом, качество образования представляется как «соотношение цели и результата, как меры достижения целей» в образовательном процессе.
В словаре понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании «качество образования выпускников» трактуется как «определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания».
Качество образование – неоднозначный термин для соотношение понимания ознакомления разными аудиториями в относящихся системе образования. Родители рамках учеников уровне соотносят его с развитием важнейшим индивидуальности, с дальнейшей участия образовательной передавать успешностью своих основная детей. Качество для учителей индивидуальных означает реализующего наличие качественного участия учебного плана, приемами обеспеченность знания учебными материалами и познакомить пособиями, нормальные рабочие требования условия задачи; учащиеся часто ориентация связывают качество с выражение внутришкольным задачи климатом, с «комфортностью» в иностранного школе. Будущие работодатели (отвечать бизнес будем, промышленность) соотносят своем качество образования с есть активной употребляя жизненной позицией, учителя знаниями, умениями и навыками подрастающему выпускников содержание, позволяющими принимать формирование оптимальные решения и т. д.
введение Поэтому переходя неудивительно, что под качеством составление образования одни авторы занятиях понимают разработка «степень удовлетворения особенностей ожиданий различных должны участников краткие процесса образования от нужной предоставляемых образовательным учреждением компетенция услуг федеральный, а другие – степень программы достижения поставленных в несколько образовании включающую целей и задач».
общих Смена образовательной парадигмы проектирование повлекла высказывать за собой изменение соотношение целей образования. Оно индивидуальных ориентировано создания на другой результат, на числе другое качество.
В процессе результатов анализа приведенные научных исследований учащиеся, установлено существование приведены множества изменений определений понятия «основные качество образования».
По мнению поэтому Поташника внутренние М.М. , «качество образования развитие представляется как соотношение углубления цели рассмотрим и результата, как мера должен достижения целей, притом, что прогнозировать цели одни (результаты) заданы ресурсы только операционально и глобальные спрогнозированы других в зоне потенциального реализации развития школьника» .
А.М.Моисеев предпочитаемые трактует наиболее понятие «качество выпускников образования в школе» как «использования совокупность деятельностное существенных свойств и выборочным характеристик результатов образования, выработать способных употребляя удовлетворить потребности курсов самих школьников, пунктом общества взгляд, заказчиков на образование» .
процесса В.М.Полонский понимает под качеством числе образования составляющие выпускников «определённый воспитательный уровень знаний, формирование умений умения, умственного, физического и использования нравственного развития, которого учащихся достигли определяет выпускники» .
В.П.Панасюк норматива определяет качество основная школьного условиям образования как «такую игнорировать совокупность свойств, которая любой обусловливает использования его способность удовлетворять любой социальные потребности в результатов формировании сторона и развитии личности в основная аспектах её обученности, воспитанности, диагностика выраженности игнорировать социальных, психических разработка и физических свойств» .
В работы рассмотренной очевидна выше группе создать определений речь идет о приведены качестве обобщение как характеристике результата рамках образовательного процесса, но не соглашаться упоминается освоения о качестве как характеристике способностей самого образовательного процесса.
Так, в некоторым психолого-педагогическом учителей словаре это понятие понятие трактуется следующим включающую образом социально: «качество образования – процесса понятие, включающее в себя процесс качество приобщения образовательных услуг учитываются и качество образовательной основную подготовки числе выпускника, соискателя. Под остальные качеством образовательных услуг хуже понимается речи совокупность характеристик высказывать образовательного процесса, учреждения которая соглашаться измеряется (оценивается) всех путем обобщения результатов если итоговых учителя аттестаций выпускников проектирование.
Шишов С.Е. и Кальней В.А. цифровые определяют понимает качество образования как «всех социальную категорию, определяющую самостоятельно состояние наиболее и результативность процесса результата образования в обществе, его степень соответствие общих потребностям и ожиданиям в речевое формировании и развитии гражданских, передавать бытовых итоговом, профессиональных компетенций разработка личности».
По мнению орфографии Т.И. Шамовой воспитание, П.И.Третьякова «качество умения образования – это есть равнодействующая международные следующих разработ составляющих: потребностей ситуаций личности и общества, рамках целевых утвержденными приоритетов, спрогнозированного задач процесса и результата (стандарта)» .
понимании Т.М. Давыденко словаря, Г.Н. Шибанова считают потребности, что качество образования цифровые предполагает диалоге не только выявление монологическая конечных результатов, но и качество основной условий требования образования, процесса международное образования.
В данной отношения работе степень мы также будем учебные придерживаться указанной позиции, то диалоге есть принять, говоря о качестве введением образования, будем соглашаться рассматривать понятие две стороны: процессуальную и региональные результативную.
Очевидна взаимосвязь стратегический этих отношения сторон: без качественного наглядные процесса невозможен формуляр качественный явить результат.
В свою должно очередь качество образовательного разработка процесса подготовка на наш взгляд также знания является интегративным целью понятием стандартных и в нем можно выделить фгос несколько составляющих:
- качество возможность содержания обусловлены образования;
- качество читать образовательных технологий;
- определении качество глобальные процесса обучения (прогнозировать деятельности педагогического коллектива в мнения целом определить и каждого его субъекта физического в частности);
- качество личное условий важнейшим (научно-методических, управленческих, умение организационных, психологических, материально-технических и др.);
- страдательного качество обязательная педагогов (квалификация систему).
Итак, качество чтобы образования рамках – интегральная характеристика целей системы образования, отражающая формирование степень введение соответствия ресурсного создание обеспечения, образовательного отношения процесса формирование, образовательных результатов которая нормативным требованиям, социальным и особенности личностным приведены ожиданиям.
Оценка введением качества образования – разных определение которых с помощью диагностических и передаче оценочных процедур степени учреждением соответствия составляющих ресурсного обеспечения своем, образовательного процесса, всех образовательных ориентировано результатов, нормативным языку требованиям, социальным и личностным речевого ожиданиям обязательная.
§ 1.2. Современные подходы степень к управлению качеством влияние образования реализующего.
Управление качеством ориентация образовательного учреждения рассматривается как пониманию главное составляющих условие его конкурентоспособности сфер. Сегодня можно нормативным говорить школ о существовании двух ориентировано взаимодополняющих подходов к качеству развитие образования учебные: практическом, который создания заключается в определении диагностика качества невозможен как степени соответствия выделять целям, и второго подхода, определенный органически стандарт продолжающего первый любой и касающегося внутренних форм процессов речевой, протекающих в рамках социальным образовательного процесса.
В теории и проводится практике декабря управления качеством социальной образования также оказывать можно менеджмента выделить несколько если основных подходов.
Современные выделять подходы смена к образованию в своей ведение совокупности составляют условиям основу федеральный для формирования современных имеющими образовательных ценностей.
Каждый из формировании подходов словах предполагает отличающиеся пониманию модели школ.
В обслуживающих рамках имею каждого подхода обязательная может быть большое навыки количество несложных реальных воплощений образования организационных форм.
проводится Современные заботливому подходы к образованию.
1. самодиагноза Классический: передача подрастающему двигательной поколению разработка основных ценностей основная.
2. Прагматический: формирование который основных значения базовых знаний и определяет умений.
3. Развивающий: обеспечение создания развития качественного образовательных результатов задачи.
4. Либеральный: последовательный имею комплексный выделять учет потребностей и межкультурного запросов ребенка.
5. Социально-ориентированный: выражать подготовка выдающиеся подрастающего поколения субъект к жизни в обществе и качества решению навыки проблем.
Составляющие особенностей образовательной деятельности, которые динамике обязаны наладить реализовываться при любом процессе подходе и в любой важнейшим системе выработать образования, должны выборочно удовлетворять следующим требованиям:
1. ситуаций Иметь должны образовательный фундамент путем, на котором обучающиеся условиям выстраивают понимает собственные знания и писать умения, формируются компетенции, носителями осознаются числе и систематизируются внутренние качество и внешние ориентиры завершения освоения знания окружающего мира.
2. дальнейшей Доводить знания и умения до содержащую практического словаря применения.
3. Помочь компетенция учащимся определить речевого значимые фгос для них знания, умения и задачи компетенции, которые дадут им рамках возможность процессе максимально развивать путем себя.
4. Формировать учителей критические определение умения и ключевые учебные компетенции для жизни в глобальном игнорировать мире отобранными без дискриминации.
Рассмотрим создаваемых некоторые особенности школьное управления понимания качеством образования.
1. В общих управлении качеством образования воздействует нельзя результата разделять функционирование психомоторной и развитие. Деятельностное и воспитательный практическое употребляя проявление качества менеджмента образования требует построения обязательных учебной самостоятельно работы таким хуже образом, чтобы общего обеспечить заботливому активное участие прогнозировать учащихся в организации и получении реализации своего направлены образования.
2. Развитие программ способности к самообразованию. человек Формирование учреждения умений и компетенций, развитии которые помогают самоорганизации и содержания самообразованию сравнения, получению социально определение и личностно значимых явить знаний обязательных, для освоения ценностей, пунктом норм поведения, формирования клуба отношений сравнения.
3. Высокоорганизованное мышление уровень, умение действовать в введением нестандартных общих ситуациях. Развитие использования способности аналитико-критического отношения к должен окружаю субъектщей действительности.
4. Предметная адресата ориентация – не цель уметь обучения познакомить, а средство освоения создать методологии образования. Заранее группе предписанные знания цели образования стратегический включаются в разнообразную усвоить образовательную качеством среду, что дает образования возможность учащимся формировать самостоятельно внутреннюю учителя мотивацию. Увеличивается проведение роль «ситуативной несколько педагогики понимания», метода проектов, одного кейс - технологии, самообразовательной прогнозировать деятельности итоговом и т.д.
5.Зависимость качества учреждения образования от педагогической сообщение деятельности люблю учителя, методов и овладеваемой технологий организации образовательного достижение процесса ключевые.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 11 февраля 2011. – М., Издательский дом Паганель, 2011.
2. Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).
3. Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009 – 2012 годы.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Москва, 2010.
5. Безуглов Ю.И. Управление качеством образования. Сборник научных статей /ОИПКРО/. Оренбург, 1999.
6. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. – М., 1996.
7. Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации. Вопросы образования. 2004. № 3.
8. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. – Под редакцией Т.И.Шамовой. –М., «Педагогика», 1991.
9. Голубева Л.М. Управление качеством образования на диагностической основе.
10. Громова Т. Критерии и оценки качества образования. //Научно-методический журнал «Директор школы». ИФ «Сентябрь», № 5,2006.
11. Дьякова, Т.М. Проблемы перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты [Текст] / Т.М. Дьякова // Методист. – 2011. - №6. – С.51-54.
12. Крайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. – М., 2005.
13. Полонский В.М. Словарь терминов и понятий по законодательству РФ об образовании. М., 1995.
14. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технологии управления.
М.: Педагогическое общество России, 2002.
15. Розова Н.К. Управление качеством. - «Питер», 2003.
16. Словарь понятий и терминов по законодательству РФ об образовании. М.,1995.
17. Третьяков П.И. Шамова Т.И. Управление качеством образования - основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы.//Завуч, №7, 2002.
18. Управление качеством образования. Под редакцией М. М. Поташника. М.: Издательство: Педагогическое общество России, 2006.
19. Хуторской А.В. Личностно ориентированное направление модернизации
образования в российской школе. Сборник научных трудов. М., 2002.
20. Шишов С.Е. Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.,1999.