Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что действующее законодательство содержит многочисленные нормы, касающиеся рассматриваемых отношений. Так, в Конституции Российской Федерации (статьи 7 и 38) предусматриваются государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, установлены иные гарантии социальной защиты. В действующем российском законодательстве также были установлены юридические формы защиты разнообразных прав и интересов несовершеннолетних, что обуславливает необходимость разработки соответствующих механизмов их реализации, формирование соответствующей правоприменительной практики.
Можно отметить, таким образом, что опека и попечительство могут пониматься в двух формах, что соответствует взгляду на этот институт с точки зрения гражданского и семейного законодательства. Во-первых, посредством института опеки (попечительства) осуществляется защита прав и интересов (как имущественных, так и неимущественных). Во-вторых, опека (попечительство) является способом устройства несовершеннолетнего.
Степень разработанности темы. Вопросам регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними было уделено достаточно большое внимание в работах российских и зарубежных авторов.
Среди трудов, посвященных проблемам семейного права и вопросам применения различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, следует выделить работы Э.А. Абашина, М.В. Антокольской, С.Н. Бондова, Я.Р. Веберса, М.В. Власовой, Е.М. Ворожейкина, А.Г. Гойбарха, К.А. Граве, В.А. Грачевой, В.В. Залесского, О.Ю. Ильиной, Ю.А. Королева, П.В. Крашенинникова, С.А. Муратовой, В.П. Никитиной, J1.M. Пчелинцевой, О.А. Рузаковой, В.А. Рясенцева, В.А. Тархова, Я.И. Функа, Е.А. Чефрановой, О.А. Хазовой и др.
Непосредственно проблемам применения опеки и попечительства как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, уделялось внимание в работах A.M. Беляковой, П.В. Гулидова, Н.М. Ершовой, А.В. Заряевой, С.В. Макаровой, В.Д. Малковой, Л.Ю. Михеевой, A.M. Нечаевой, С.В. Осиповой и др.
Однако проведенные многими авторами исследования в некоторых случаях не вполне соответствуют происходящим изменениям в социально-экономической жизни государства и общества. Кроме того, в широком спектре применения различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, институт опеки и попечительства представляется недостаточно разработанным, что доказывает необходимость проведения настоящего исследования.
Целью работы является рассмотрение положений действующего административного, гражданского и семейного законодательств с точки зрения проблемы установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними.
Для достижения поставленной цели нами поставлены и решены следующие задачи:
изучить институт опеки и попечительства как юридическое понятие и как система;
раскрыть правовой статус органов опеки;
рассмотреть опекунов и попечителей как субъектов института опеки и попечительства, их правовой статус;
охарактеризовать систему органов опеки и попечительства ;
изучить формы устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей;
представить систему органов опеки и попечительства в УР;
выявить кадровый потенциал отделов опеки и попечительства в муниципальных образования Удмуртской Республики;
охарактеризовать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
рассмотреть качественные показатели деятельности органов опеки и попечительств;
выявить проблемы организации деятельности органов опеки и попечительства и пути их решения.
В РФ действует система под названием банк данных детей сирот. Сюда заносятся сведения о несовершеннолетних лицах, оставшихся без родителей или их попечения. Статистика детей сирот за 2020 год демонстрирует сокращение их количества в базе данных. В марте их было 56 994 человек.
Объектом научного исследования выступает Удмуртская Республика.
Предметом исследования выступают опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения их родителей.
При написании работы были использованы нормативно-правовые акты, относящиеся к изучаемой теме, материалы монографического и учебного характера, научные статьи и судебная практика. Изложенный материал построен на трудах таких ученых, как Бердников А.А., Максименко А.В., Прохорова Л.В., Пчелинцева Л.М., Ткаченко Т.В. и других авторов.
Источниковую базу исследования составляют следующие виды документов: законодательные акты, опубликованные источники, материалы периодической печати.
Нормативно-правовым фундаментом исследования являются нормы действующего гражданского и семейного законодательства, судебная и правоприменительная практика.
Поставленные цели и задачи определили структуру работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1 Правовые основы, задачи и принципы правового регулирования института опеки и попечительства в РФ
1.1 Институт опеки и попечительства как юридическое понятие и как система
Сложность в определении понятия опеки и попечительства может быть вызвана тем, что данный институт рассматривается в рамках не только гражданского, но также и семейного права, в связи, с чем он нуждается в своем комплексном рассмотрении; в литературе же обычно анализируется в узкоотраслевом смысле.
А.П. Суханов и Ю.К. Толстой отмечают, что нормы, касающиеся опеки и попечительства представляют собой институт гражданского права. Совместно с этими нормами в семейном законодательстве имеются нормы, обеспечивающие возможность регулировать опеку и попечительство над несовершеннолетними с точки зрения общих принципов семейного законодательства. Положения семейного права по сравнению с правом гражданским включают специфику, которая проявляется в самих целях установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними, видах субъектов, над которыми устанавливается попечение, некоторые особенности возникновения прекращения подобных отношений.
О.Н. Садиков отмечает, что «опека (попечительство) является одной из распространенных форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей».
К сожалению, действующий Семейный кодекс РФ не имеет легального определения опеки над несовершеннолетним лицом. Однако он закрепляет основные составляющие элементы этого правового института, а также фиксирует его цели – содержание и образование детей, защита их прав и интересах. Легко заметить, что все цели являются тесно связанными, поскольку хорошие условия воспитания несовершеннолетнего автоматически подразумевают аккуратное отношение к его личным правам, в том числе, его содержание, и охрану его имущественных прав.
К сожалению, действующий Федеральный закон от 24.04.2008 № 48ФЗ «Об опеке и попечительстве» не является идеальным, хотя и его принятие и можно оценить скорее положительно в плане урегулирования отношений, возникающей в сфере опеки (попечительства). Но он часто не только не помогает, но даже может затруднять решение задач по организации надлежащего воспитательного воздействия опекуна на опекаемого им ребенка.
Во-первых, введение новых правил правовой регламентации отношений по опеке наряду с унификацией законодательства об опеке и попечительстве, как над несовершеннолетними, так и над совершеннолетними недееспособными или ограниченно дееспособными гражданами, указывает на очевидную гражданско-правовую направленность развития данного института. Закон об опеке, рассматривающий опеку вообще как таковую, не рассматривает ее как способ защиты прав ребенка, лишившегося семьи. Вне сферы внимания данного закона осталось главное — реализация права осиротевшего ребенка на жизнь и воспитание в семье опекуна, что искажает семейно-правовую природу отношений между опекуном и подопечным несовершеннолетним.
Во-вторых, в соответствии с положением части первой ст. 14 ФЗ «Об опеке и попечительстве», в качестве юридического факта, влекущего возникновение данных отношений, рассматривает заключение соответствующего соглашение, которое носит гражданско-правовой характер. На практике теоретически возможно возникновение следующей проблемы – поскольку договор опеки имеет гражданско-правовой характер, органы опеки могут отказаться заключать его с опекуном, ведь частноправовые отношения предполагают достижение взаимного соглашения сторон в процессе его заключения. Кроме того, пользуясь гражданско-правовой природой рассматриваемого договора, другая сторона также может предъявлять определенные требования к формированию его условий. Вопросам заключения возмездного договора в отношениях, связанных с опекой над несовершеннолетним, посвящено достаточно много научных работ.
Как нам кажется, правоотношения между опекуном и подопечным лицом по общему правилу все же являются безвозмездными ФЗ «Об опеке…» (ч. 1 ст. 16) и ГК РФ (п. 1 ст. 36), в связи с чем ситуацию, при которой рассматриваемый договор носит возмездный характер нужно рассматривать в качестве специфического исключения.
Считаем, что для формирования правоотношений опеки, дающих опекуну возможность приступить к выполнению им своих функций по воспитанию несовершеннолетнего, наличие специального договора не является обязательным, ведущую роль здесь играет решение органов опеки и попечительства .
1.2 Правовой статус органов опеки
Наиболее важным документов регулировании рассматриваемых отношений является Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ, который определяет опеку, как «форму устройства несовершеннолетних (не достигших возраста четырнадцати лет), при которой назначенные органом опеки и попечительства опекуны выступают законными представителями своих подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия», а попечительство, как «форму устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации» . Гражданина, в отношении которого установлены опека и попечительство, предполагается называть «подопечным».
Основными задачами органов опеки и попечительства, исходя из вышеуказанного выступают:
1) защита прав и законных интересов несовершеннолетних, в отношении которых необходимо установление опеки (попечительства), а также уже находящихся под опекой (попечительством);
2) наблюдение за деятельностью опекунов (попечителей) и организаций, в которые были помещены несовершеннолетние;
3) контроль за сохранением имущества и управлением им в интересах несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством) или помещенных под попечение образовательных или медицинских организации, организаций, оказывающие социальные услуги.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - № 32. - ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. – 2001. - № 256.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - ст. 16.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Парламентская газета. – 2001. - № 241-242.
6. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. № 17. - ст. 1755.
7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 26. - ст. 3177.
8. Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - N 47. - ст. 5340.
9. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202. – 12 октября.
10. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - № 6. - Ст. 243.
11. Гонгало, Б. М. Гражданское право. Жилищное право. Семейное право. Избранное / Б.М. Гонгало. - М.: Статут, 2019. - 256 c.
12. Горбачева, Л.Н. Гражданское право / Л.Н. Горбачева. - М.: Академический проект, 2020. - 922 c.
13. Гражданское право / ред. С.П. Гришаева. - М.: ЮРИСТЪ, 2020. - 484 c.
14. Гражданское право России. Общая часть / Под редакцией А.Я. Рыженкова. - М.: Юрайт, 2018. - 464 c.
15. Гражданское право России. Практикум. Часть 2 / Под редакцией П.В. Рамзаева. - М.: Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 248 c.
16. Гражданское право. - М.: АСТ, Сова, 2019. - 160 c.
17. Гражданское право. - М.: Норма, 2019. - 420 c.
18. Гражданское право. В 2 томах. Том 2. - М.: Контракт, Инфра-М, 2016. - 608 c.
19. Гражданское право. В 2 частях. Часть 1. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 544 c.
20. Гражданское право. В 3 томах. Том 1 / Под редакцией С.А. Степанова. - М.: Проспект, Институт частного права, 2018. - 640 c.
21. Гражданское право. В 3 томах. Том 3. - М.: ТК Велби, 2020. - 800 c.
22. Гражданское право. В 4 томах. Том 2. Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права / Под редакцией Е.А. Суханова. - М.: Wolters Kluwer, 2019. - 496 c.
23. Гришаев, С.П. Гражданское право в вопросах и ответах / С.П. Гришаев. - М.: ЮРИСТЪ, 2017. - 144 c.
24. Груздев, В. В. Возникновение договорного обязательства по российскому гражданскому праву / В.В. Груздев. - М.: Wolters Kluwer, 2020. - 272 c.
25. Добрачев, Д. В. Взыскание основного денежного долга и убытков в гражданском праве России / Д.В. Добрачев. - М.: Wolters Kluwer, 2016. - 184 c.
26. Зенин, И. А. Гражданское право / И.А. Зенин. - М.: Юрайт, 2020. - 672 c.
27. Иванова, Е. В. Гражданское право России / Е.В. Иванова. - М.: Книжный мир, 2017. - 816 c.
28. Коршунова, Н. М. Гражданское право. В 3 частях. Часть 1 / Под редакцией В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. - М.: Эксмо, 2020. - 704 c.
29. Коршунова, Н. М. Гражданское право. В 3 частях. Часть 3 / Под редакцией В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. - М.: Эксмо, 2017. - 480 c.
30. Мардалиев, Р. Т. Гражданское право / Р.Т. Мардалиев. - М.: Питер, 2020. - 256 c.
31. Спектор, А. А. Гражданское право России / А.А. Спектор, Э.В. Туманов. - М.: Юркомпани, 2016. - 488 c.
32. Суханов, Е.А. Гражданское право / Е.А. Суханов. - М.: БЕК, 2017. - 384 c.