Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день наблюдается интенсивный процесс глобализации, который угрожает сохранению самобытности и культурного многообразия народов. В связи с этим существует необходимость возрождения национальных традиций, обычаев и обрядов, имеющих огромную социальную значимость для конкретного народа.
С целью сохранения самобытности и культурного многообразия народов международными организациями предпринимались различные меры, например, созыв сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2003 году. На данной конференции была принята Международная Конвенция об охране нематериального культурного наследия .
Из национальных актов в данном направлении можно упомянуть решение о проведении в 2008 году в Российской Федерации Года семьи (Указ Президента Российской Федерации № 761 от 14 июня 2007 года «О проведении в Российской Федерации Года семьи») . Целью данного акта являлось решение задачи по сохранению и укреплению института семьи, базовых семейных ценностей, решение определенных демографических проблем.
На сегодняшний день семья является основным институтом в структуре общества. Семья - это первичная система межличностных взаимоотношений, сложившейся с целью реализации основных потребностей человека. Институт семьи выполняет ряд функций по воспроизводству населения, преемственности поколений, социализации и воспитания подрастающего поколения, обладает психологическими, экономическими, социальными, иными жизнеобеспечивающими факторами, способствующими поддержке существования членов семьи и общества.
Семейные устои современной молодежи размытые, семейный уклад разрушается даже в сельской патриархальной местности. Миграция сельского населения ведет к разрушению социальной прослойки, сохраняющей культурные традиции. При этом существует и тенденция обращения людей к собственным «корням» - историческим и культурным традициям, образующим «ядро» идентичности этнокультурной группы. Фактором устойчивости общества во времени являются семейно-бытовые обряды, которые зарождаются в семье. Роль семьи в сохранении традиционной культуры, становится чрезвычайно высокой.
Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании данных.
В процессе исследования нами были изучены работы различных авторов, таких как: Сертакова И.Н. , Фаттахова Т.Д. , Шемякина М.К. , Шовгенова Л.М. , Щанкина Л.Н.
Целью работы является выявление особенностей социально-культурного уклада России в15-17 веках.
Задачи, требующие решения для достижения данной цели:
определить понятие и сущность социально-культурного уклада;
описать общую характеристику обычаев и обрядов;
исследовать семейные обряды как часть культуры;
описать родильно-крестильный обряд как один из основных элементов народной культуры;
выявить особенности родильно-крестильного комплекса обрядов.
Объект работы уклад России в15-17 веках. Предмет - социально-культурный уклад России в15-17 веках.
Гипотеза исследования: родильно-крестильный обряд является самостоятельным обрядом, наследующим ряд характеристик народной приметы и вырабатывающим свои оригинальные особенности, функционируя в рамках семейной обрядности.
В исследовании использовались следующие методы: системный, структурный, функциональный, информационный, аксиоматический, методы синтеза и анализа.
1. Понятие и сущность социально-культурного уклада
1.1. Общая характеристика обычаев и обрядов
Семейные обычаи и обряды представляют собой неотъемлемый элемент культуры любого этноса. Они являются отражением жизни, общественного строя, истории культуры, традиционного мировоззрения этноса. Семейные обычаи и обряды имеют психологический, социальный и нравственный смысл. Семейные обычаи и обряды, в том числе, выполняют функцию регулирования поведения человека в течение всей жизни человека. Люди того времени верили, что на благополучие их общества влияет правильность соблюдения обычаев и обрядов.
Для начала приведем основные определения данной сферы. Так, обычай – это традиционно установившиеся правила общественного поведения, по мнению С.И. Ожегова .
Согласно данным Большой Советской Энциклопедии, обычай – унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин «Обычай» часто отождествляется с терминами «традиция» и «обряд», однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущий всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обряда ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. Обряд же только разновидность обычая, символ определенных социальных отношений, в то время как обычай может быть и средством практического преобразования и использования различных объектов .
Обычай, как регулятор отношений людей, является таковым, в основном, в докапиталистических обществах. Это обусловлено тем, что архаичное общество характеризуется устойчивым и неподвижным характером социальной жизни, слабым развитием межкультурных отношений. Обычай в данном случае выступает методом приобщения индивидов к накопленному социальному и культурному опыту. Обычай позволяет передавать этот опыт между поколениями, регламентирует поведение людей в обществе, поддерживает внутригрупповую сплочённость, освящает различные объекты и социальные отношения. В данном случае освящаться могут реальные и воображаемые объекты. Обычаем могут быть производственные навыки, религиозные обряды, гражданские праздники и т.д.
Рассмотрим понятие «обряд». Обряд – совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции .
В Большом Энциклопедическом Словаре дается следующее определение: «Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива» .
Согласно Современному толковому словарю русского языка, обряд имеет два значения:
церемония, чин, по которому совершается что-либо;
действия, строго определенные обычаем, сопровождающие и оформляющие какие-либо акты (обычно культового характера) .
Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение: «Обряд – совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. «Конвенция об охране нематериального культурного наследия» (Заключена в г. Париже 17.10.2003) / Документ опубликован не был. Источник: СПС «КонсультантПлюс».
2. Указ Президента РФ от 14.06.2007 N 761 (ред. от 28.07.2008) «О проведении в Российской Федерации Года семьи» / «Собрание законодательства РФ», 18.06.2007, N 25, ст. 3009.
3. Банкова Т.Б. Слова-мифемы в Сибирском семейном обряде // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 314. С. 7-12.
4. Благодер Ю.Г. Роль образовательных учреждений Российской Империи в распространении знаний о китайской культуре // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 3 (41). С. 17-20.
5. Благодетелева Е.Д. Правовая культура Российской Империи (XVIII - начало XX в.) // История государства и права. 2010. № 19. С. 29-32.
6. Большая Советская Энциклопедия/отв. ред. А.М. Прохорова М.: Большая Советская Энциклопедия, 1975. Т. 18.
7. Большая Советская Энциклопедия/отв. ред. Б. А. Введенский М.: Большая Советская Энциклопедия, 1954. Т. 30.
8. Большая Советская Энциклопедия/отв. ред. Б. А. Введенский М.: Большая Советская Энциклопедия, 1954.
9. Дарханова А.И. Шаманистcкие и семейно-родовые культы и обряды баяндаевских бурят как механизм сохранения кровнородственных связей // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 10. С. 73-77.
10. Дорджиева Е.В. Адаптационно-деятельностные модели культуры традиционной калмыцкой элиты в российской империи XVIII-XX вв. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2007. № 1. С. 104-116.
11. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. – Л.: Наука, 1991. – 207 с.
12. Ерохина О.В. Предпринимательская культура Российской Империи // Альманах современной науки и образования. 2009. № 1-1. С. 74-78.
13. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка / Т.Ф. Ефремова. В 3 томах. Том 1. М.: А-Л. АСТ, 2006. – 1168 с.
14. Зуева Т.В. Русские семейно-бытовые обряды, их поэзия // Литература в школе. 2011. № 6. С. 2-6.
15. Зуева Т.В. Русские семейно-бытовые обряды, их поэзия // Литература в школе. 2011. № 7. С. 2-6.
16. Зуева Т.В. Русские семейно-бытовые обряды, их поэзия // Литература в школе. 2011. № 9. С. 4-10.
17. Инициация [Электронный ресурс]: Философский словарь. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8397/
18. Исрапилова З.А. Брак и семейно-бытовые обряды аварцев Андалала (традиции и инновации) / диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Махачкала, 2002.
19. Кагарманова Ю.В. Семейно-бытовые обряды пермских башкир // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2012. № 6 (26). С. 309-311.
20. Клопыжникова А.А. Структурно-функциональные особенности семейных обрядов древних Россиян//Аналитика культурологи [Электронный ресурс]: Электронное научное издание. 2010, Выпуск 2. Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru
21. Княгинин К.Н. Фактор территориального устройства государства в развитии российской правовой культуры: российская империя и современность // В сборнике: Российская судебная власть в контексте историко-правовых исследований. сборник научных трудов. Сер. "Историческое правоведение" Санкт-Петербург, 2014. С. 204-227.
22. Костенко В.И. Антагонизм советской либерально-западной и русской народной политической культуры как основной фактор распада Российской Империи // Омский научный вестник. 2006. № 8 (45). С. 11-15.
23. Маслова И.В. Культура политического представления о государственной власти в среде горожан Российской Империи XIX - начала ХХ в // Сборник научных трудов SWorld. 2012. Т. 23. № 1. С. 40-44.
24. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Азбуковник, 1997. – 939 с.
25. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь / А.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норинт, 2004. – 1456 с.
26. Российский гуманитарный энциклопедический словарь М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
27. Русские обряды и обычаи/гл. ред. С.Н. Дмитриева, М.: Издательский дом «Вече». 2004. - С. 3-4.
28. Рыбалкин А.И. Формирование лесоводческой культуры в российской империи // Вестник Воронежского государственного аграрного университета . 2010. № 3 (26). С. 108-111.
29. Сертакова И.Н. Социальные функции обряда и ритуала [Электронный ресурс]: Аналитика культурологи: электронное научное издание. 2010, Выпуск 2. Режим доступа: // http://www.analiculturolog.ru
30. Фаттахова Т.Д. Семейно-бытовые обычаи и обряды у саратовских башкир, связанные с первым годом жизни ребенка // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 9. С. 10-13.
31. Шемякина М.К. Семейно-бытовой обряд как семиотическая форма воплощения архетипа «новой жизни» в традиционной культуре русского народа // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 7 (143). С. 255-260.
32. Шовгенова Л.М. Обряды и традиции в семейном воспитании // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 3. С. 146-148.
33. Щанкина Л.Н. Семейные обряды мордвы Западной Сибири // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2010. Т. 13. № 1. С. 112-125.
34. Экономика российской империи в диалоге культур: из истории внешних государственных займов Российской Империи начала XX века / Захарьина С.Д., Костылева Е.Н., Просветова А.В. // В сборнике: межкультурная коммуникация в едином образовательном пространстве: проблемы и перспективы. материалы Всероссийской студенческой научно-теоретической конференции с Международным участием. 2019. С. 15-18.