Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что овладение изобразительной деятельностью в дошкольном возрасте имеет для ребенка большое значение: он получает возможность самостоятельно заниматься творчеством, почувствовать радость от процесса созидания. Одним из основных и наиболее распространенных видов изобразительной деятельности дошкольника является рисование – одно из самых любимых и вызывающих интерес занятий ребенка дошкольного возраста. Обучение основам данного вида изобразительной деятельности, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие». Рисование приносит дошкольнику большое удовольствие, предоставляя благоприятную основу для развития воображения, мышления, восприятия, мелкой моторики.
Изобразительная деятельность, как ни одна другая способствует развитию творческого воображению, изобразительных навыков, содействует развитию многих художественных способностей у детей.
Важную роль в развитии творчества детей дошкольного возраста отводится сюжетно-тематическому рисованию, т.к. содержание сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Рисунки детей значительно обогащаются за счет приобретенного ими опыта в рисовании. Дети включают в свои композиции не только предметы, но уже и окружающую их обстановку.
В отечественной педагогике можно отметить следующих авторов, занимавшихся изучением аспекта сюжетного рисования детей дошкольного возраста: Г.Г. Григорьева, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, И.В. Соловьева, О.Н. Фомина.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания методических разработок по развитию изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования и недостаточности методического обеспечения организации данного процесса.
Цель работы: изучить возможности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-тематического рисования.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Рассмотреть рисование как вид изобразительной деятельности
2. Определить значение рисования для развития детей старшего дошкольного возраста
3. Изучить вопросы обучения сюжетному рисованию детей дошкольного возраста
4. Подобрать методики выявления навыков сюжетного рисования у старших дошкольников
5. Проанализировать направления обучения дошкольников сюжетному рисованию
Объект исследования: развитие изобразительных умений у старших дошкольников.
Предмет исследования: сюжетно-тематическое рисование как средство развития изобразительных умений дошкольников.
Методы исследования: изучение литературы по теме; педагогическое наблюдение; сравнение, обобщение.
Глава 1. Теоретические основы формирования навыков сюжетно-тематического рисованию у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Рисование как вид изобразительной деятельности. Значение рисования для развития детей старшего дошкольного возраста
Одну из ключевых ролей в развитии детской личности играет изобразительная деятельность. Обучение рисованию, лепке, аппликации способствует непосредственному развитию нравственного, эстетического, умственного и физического восприятия ребенка. Изобразительная деятельность тесно связана с восприятием и познанием окружающего мира, способствует развитию мелкой моторики, мышления, синтеза, анализа, обогащению словарного запаса, учит думать, сопоставлять, воображать, сочинять.
Дошкольный возраст – это период увлечения рисованием, рисуют все, не только одаренные дети. В изобразительной деятельности существует множество видов нетрадиционных техник рисования, что позволяет развивать интеллектуальные особенности и художественное восприятие детей. Для ребенка рисунок является не искусством, а речью, средством выражения эмоций. Детям дарят радость творчества и познания занятии с элементами арт – терапии.
Жизнь в современных условиях диктует свои требования: необходимо быть целеустремленным, активным, уверенным в себе, быть креативным, уметь мыслить нестандартно. В связи с современными требованиями образования перед дошкольными учреждениями стоит задача по формированию и укреплению не только знаний, умений и навыков, но и максимального укрепления психического и физического здоровья.
Рисование является одним из самых распространенных занятий дошкольников, благодаря большим потенциальным возможностям для проявления их творческих способностей. Содержание рисунков ограничивается лишь пределами воображения детей. В рисунок дети переносят все, что представляет для них интерес: объекты окружающего мира, социальные отношения, любимых героев и т.д. Рисование дает возможность дошкольникам показать свое отношение к изображаемым объектам с помощью разнообразных выразительных средств. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Рисование детей дошкольного возраста делится на три основных вида: предметное, сюжетное и декоративное [6]. Предметное рисование (рисование детьми отдельных предметов) углубляет представления детей о разнообразии и эстетическом богатстве предметного мира, формирует способность к анализу и оценке признаков предмета. В процессе предметного рисования дети знакомятся с приемами выразительности и техническими средствами создания рисунка, развивают графические умения и навыки.
Согласно данным Н.Т. Дьяченко, предметное рисование развивает способность детей к эстетическому восприятию окружающего, наблюдательность, внимание, зрительную память, образное мышление. В процессе предметного рисования дети учатся рисовать по памяти, по представлению, на задуманную тему, с натуры, а также знакомятся с богатством цветов и форм окружающего мира, с произведениями искусства, с отрывками народного творчества [20].
В ходе обучения детей дошкольного возраста предметному рисованию используются следующие основные способы создания изображения:
1) рисование с натуры. Данный способ воспроизведения предполагает относительную точность передачи контуров предмета, его пространственного расположения, пропорционального соотношения частей и цвета. При этом дети учатся сопоставлять признаки предмета с его изображением и корректировать возможные искажения;
2) рисование по памяти. Данный вид рисования предполагает передачу признаков предмета и его расположения в тот момент, когда происходил процесс восприятия;
3) рисование по представлению. Подразумевается графическое изображение обобщенных признаков, которые присущи данной категории объектов в произвольном пространственном положении. Данный способ рисования является основой для импровизации в творческой композиции, он позволяет ребенку размещать объекты в том пространственном положении, которое соответствует его замыслу [16].
На основе умений и навыков, полученных в процессе обучения предметному рисованию, развивается сюжетное, или творческое, рисование.
Сюжетное рисование предполагает воспроизведение в рисунке отдельного сюжета, а также чаще всего выражение своего отношения к изображаемому.
Главное в создании сюжетного рисунка - композиция, определяющая размещение основных структурных единиц рисунка в пространстве и времени. С создания замысла композиции начинается работа над сюжетным рисунком.
В исследованиях Н.Т. Кириченко основной целью сюжетного рисования названо обучение детей в рисунке передаче своих впечатлений от окружающей действительности [26]. Сюжетное рисование представляет собой значимый инструмент развития ребенка старшего дошкольного возраста. В процессе сюжетного рисования развиваются следующие психические процессы: восприятие, воображение, память, внимание, мышление, воля, а также осуществляется эмоциональное и личностное развитие ребенка. У дошкольника формируются такие черты характера как самостоятельность, инициативность, аккуратность, развивается мелкая моторика, а также творческие и изобразительные способности [2].
Сюжетное рисование вводится на занятия по изобразительному искусству в средней группе дошкольного образовательного учреждения и начинается с простейшего размещения двух-трех предметов на одной линии.
Впоследствии дети овладевают другими приемами композиции сюжетного рисунка, учатся размещать предметы по всему листу бумаги. В
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: Академия, 2015. – 790 с.
2. Астахов, А.И. Воспитание творчеством [Текст]: Книга для учителя / А.И. Астахов. – М.: Академия, 2016. – 580 с.
3. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей формы, цвета, звука [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 243 с.
4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2017. – 207 с.
5. Вершинина, Н.А. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр [Текст] / Н.А. Вершинина, О.В. Горбова // Дошкольное воспитание, 2004. - №6.- С. 42 - 52.
6. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2016. – 264 с.
7. Водянская, М.С. Ребенок нуждается в творчестве! Переживания в красках / М.С. Водянская // Дошкольное образование, 2012. - №11 (83). – С. 53 - 59.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк [Текст]: Книга для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2017. – 184 с.
9. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А.С. Галанов, С.Н. Корнилова, С.Л. Куликова. - М.: Сфера, 2016. – 80 с.
10. Григорьева, Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева // Дошкольное воспитание, 2005. - № 2. – С. 27 – 31.
11. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2016. – 64 с.
12. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Академия, 2015. – 312 с.
13. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. – М., 2012. – 284 с.
14. Детство [Текст]: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 402 с.
15. Донин, А.Н. Введение в искусствознание [Текст]: Пособие по курсу "Мировая художественная культура" для средних школ, лицеев, гимназий и вузов неискусствоведческого профиля / А.Н. Донин. - Н. Новгород: Астрель, 1998. - 153 с.
16. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников [Текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
17. Доронова, Т.Н. Обучаем детей изобразительной деятельности [Текст]: Пособие для воспитателей / Т.Н. Доронова. – М.: Школа-Пресс, 2015. – 96 с.
18. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности [Текст]: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания / Т.Н. Доронова. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 96 с.
19. Дорфман, Л.Я. Эмоции в искусстве [Текст]: теоретические подходы и эмпирические исследования / Л.Я. Дорфман. - М.: Смысл, 2015. – 424 с.
20. Дъяченко, Н.Т. Учись рисовать [Текст]: Альбом по рисованию в детском саду / Н.Т. Дъяченко. – М.: Просвещение, 1984. – 64 с.
21. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: Том II / А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
22. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.И. Игнатьев. - М.: ВЛАДОС, 2015. – 190 с.
23. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / Т.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2013. – 182 с.
24. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада / Т.Г. Казакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.
25. Казакова, Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста [Текст]: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Т.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина. – М: ТЦ Сфера, 2014. – С. 56 - 74.
26. Кириченко, Н.Т. Сюжетное рисование в детском саду [Текст] / Н.Т. Кириченко. – М: Просвещение, 2011. – 112 с.
27. Ковалева, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Т.С. Ковалева. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 190 с.
28. Кожохина, С.К. Путешествие в мир искусства [Текст]: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С.К. Кожохина. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 192 с.
29. Комарова, Т.С. Дети в мире творчества [Текст] / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2015. – 156 с.
30. Комарова, Т.С. Игра и изобразительное творчество [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание, 2005.- №4.- С. 74 – 76.
31. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 192 с.
32. Комарова, Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 213 с.
33. Копцева, Т.А. Природа и художник [Текст]: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству / Т.А. Копцева. - М.: ТЦ Сфера, 2018. – 208 с.
34. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С. 204 – 211.
35. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Издательство МГУ, 2015. – 290 с.
36. Лопатина, А.М. Краски рассказывают сказки. Как научить рисовать каждого [Текст]: Сказки и стихи о красках, картинах и художниках. Игры и творческие задания / А.М. Лопатина, М.И. Скрепцова. - М.: Амрита - Русь, 2015. – 200 с.
37. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: Учебное пособие для педагогических училищ / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.
38. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 400 с.
39. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / А.В. Никитина. - СПб: Каро, 2018. - 96 с.
40. Полуянов, Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам [Текст] / Ю.А. Полуянов. - М.: Рига, 2015. – 214 с.
41. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 208 с.
42. Программа «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет» [Текст] / Т.С. Комарова и др. – М.: Педагогическое общество России, 2016. – С. 22 - 53.
43. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2015. – 185 с.
44. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.П. Сакулиной, Н.Н. Подьякова. - М.: Просвещение, 2015. – 192 с.
45. Скиданова, Л.Я. Декоративное рисование и аппликация в детском саду [Текст] / Л.Я. Скиданова, Л.И. Сирченко. - Киев,1981. – 64 с.
46. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. - М.: Академия, 2015. – 344 с.
47. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством [Текст]: Занятия с детьми 5-7 лет / О.А. Соломенникова.- М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 168 с.
48. Степанова, В.А. Выражение чувств и эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста в рисунке человека и в рисунке семьи [Текст] / В.А. Степанова // Журнал психологической диагностики, 2003. - №4-5. - С. 80 - 88.
49. Степанова, В.А. Проявление эмоциональности детей дошкольного возраста в рисунке [Текст] / В.А. Степанова // Психолог в детском саду, 2003. - №4. - С. 46 - 60.
50. Стогнеева, Г.А. В гостях у художника Карандаша [Текст] / Г.А. Стогнеева // Дошкольная педагогика, 2005. - №1. - С. 34 - 35.
51. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: Учебное пособие для студентов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – М.: Просвещение, 1985. – С. 127 - 132.
52. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: Педагогика, 2007. – С. 133 – 167.
53. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2015. – С. 146 - 148.