Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование закономерностей аномалий становления психики считается важной задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, как раз изучение данных закономерностей, исследование оснований и устройств формирования такого или же другого недостатка психологического становления дают возможность вовремя диагностировать нарушения и находить методы их корректировки. Диапазон нарушений психологического становления у ребят довольно широкий. В российской коррекционной педагогике понятие «задержка психологического развития» считается психолого-педагогическим, относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания всевозможных психологических функций. По сведениям российских и иностранных ученых, в детской популяции отличается от 6 до 11% ребят с задержкой психологического становления разного генеза. В детском возрасте задержка в психологическом развитии имеет место быть в замедленном темпе становления сенсомоторных функций, в вялости или, напротив, в завышенном беспокойстве малыша. В дошкольном возрасте родители и преподаватели обращают внимание на недоразвитие речи у ребят, позже составление способностей аккуратности, самостоятельности. Впрочем, как правило заминка психологического становления диагностируется специалистами у детей к завершению дошкольного возраста или же только при поступлении в среднее учебное заведение. Дети плохо успевают в школе, преподаватели жалуются на их поведение и слабую умственную продуктивность. И в случае, если к подростковому возрасту проблема психологического становления не устранена, она находит отражение в личной незрелости, в увеличенной аффективности и зачастую в девиантном поведении. В работе можно выделить задачи и методы исследования.
Цель: теоретически изучить и проанализировать психологические особенности детей с задержкой психического развития, посредством пиктограмм.
Объектом данной работы является задержка психического развития.
Предмет: психологические особенности детей с задержкой психического развития.
Задачи: раскрытие сущности основных понятий; выявление состояния вопроса о задержке психического развития в литературе; формулировка вывода, опираясь на теоретический анализ литературы.
Метод: анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме.
Структура курсовой состоит: из введения, глав I, II, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретико-методологические аспекты проблемы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с задержкой психического развития
1.1.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития.
Проблемы психологического развития – это отставание в развитии психического, эмоционального, речевого типа. Первые признаки отставания в психическом развитии встречаются у детей уже в дошкольном возрасте.
В психолого-педагогической и медицинской литературе применяются разные варианты к рассматриваемой категории детей: «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в учении», «нервные дети». Впрочем, аспекты, на основании которых отличаются вышеназванные группы, не противоречат осознанию природы задержки психологического становления. В согласовании с одним социально- педагогическим аспектом, этих детей называют «дети группы риска» (Г.Ф. Кумарина). [1, с55]
Изучение слабовыраженных отклонений в психологическом развитии появилась и приобрела особенный смысл, как в иностранной, так и в российской науке только в середине XX в., когда вследствие буйного становления всевозможных областей науки и техники и усложнения программ общеобразовательных учебных заведений было замечено огромное количество детей, у которых проблемы в обучении. Преподаватели и специалисты по психологии присваивали огромный смысл анализу причин данной неуспеваемости. Она разъяснялась интеллектуальной отсталостью, собственно, что сопровождалось направлением этих детей в специальные средние учебные заведения, которые были созданы в Российской федерации в 1908 - 1910 гг.
Впрочем, при клиническом обследовании все чаще у многих из учеников, которые плохо усваивали программу обучения, выявлялась умственная отсталость. В 50 - 60-х гг. данная проблема стала особенно значимой, в результате чего под управлением М.С.Певзнер, ученицы Л.С.Выготского, было начато многостороннее изучение неуспеваемости. Резкий рост неуспеваемости связывали с усложнением программы обучения и завышенными учебными требованиями. Всеохватывающее клинико-психолого-педагогическое обследование устойчиво неуспевающих учащихся из средних учебных заведений со всего государства и анализ большого числа данных лег в базу сформулированных представлений о детях с задержкой психического развития .[2,67]
Работа М.С.Певзнер «Дети с отклонениями в развитии: отграничение олигофрении от подобных состояний» (1966) и книга «Учителю о детях с отклонениями в развитии», написанная вместе с Т. А. Власовой (1967), считаются первыми в ряду психолого-педагогических публикаций, приуроченных к исследованию и корректировки задержки психического развития.
По Международной классификации ЗПР определяется как «общее расстройство психологического развития». Дети с ЗПР рассматриваются с чисто педагогических позиций и как правило описываются как люди с проблемами в обучении, или как неприспособленные, большей частью вследствие не очень благоприятных критериев жизни, подвергнувшиеся общественной и культурной депривации. К данной группе относят также детей с нарушением поведения. Для описания лиц со специфичными парциальными проблемами в обучении обширно применяется термин «Дети с синдромом недостатка внимания и гиперактивностью» - синдром СДВГ.[3,с 87]
Проблемы, которые имеют дети с ЗПР, обоснованы дефектами как в регуляционном компоненте психологической работы (недостаточностью интереса, незрелостью мотивационной сферы, совместной познавательной пассивностью и сниженным самоконтролем), так и в ее операциональном компоненте (сниженным уровнем становления отдельных психологических процессов, моторными нарушениями, нарушениями работоспособности). При своевременном оказании системы коррекционно-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи возможно частичное, а иногда и полное преодоление данного отклонения в развитии.
Для психологической сферы ребенка с задержкой психического развития характерны инфантильные черты. При этом в отдельных случаях у них наблюдается низкая функциональность, низкая работоспособность, а также мотивация к разным видам познавательной деятельности уменьшается.
Проблема психологического становления у детей считается серьезным полиморфным нарушением, при котором у них меняются различные составляющие их психологической, психической и физиологической системы. А.Р. Лурий выделяет три блока в развитии мозга: энергетический блок, блок переработки и сбережения информации и блок программирования, регуляции и контроля. [24,с200] Согласованная работа этих блоков гарантирует работу мозга и систематическое взаимообогащение всех его активных систем. Известно, что в детском возрасте активные системы в большей степени подвергаются повреждениям. Это свойственно, в частности, для систем продолговатого и срединного мозга. Так как активные системы мозга созревают гетерохронно, то патогенный момент, который влияет на различных этапах перинатального или же раннего постнатального периода развития, имеет возможность вызвать сложное сплетение признаков, как незначительного повреждения, так и активной незрелости всевозможных отделов коры головного мозга.[4,с 44]
При этом глубина повреждений бывает разной. Как раз по ним и определяется разнообразие психологических проявлений, встречающихся у лиц с задержкой психического развития. Различные вторичные нарушения ещё больше увеличивают внутригрупповую дисперсию в рамках предоставленной категории. Причины задержки психологического развития разнообразны и делятся на две группы: биологические и общественные. Биологические, в свою очередь, делят на две группы: медико-биологические и наследные. [25, с 220] К медико-биологическим относятся органические повреждения центральной нервной системы. У большинства детей в анамнезе имеется отягощенный перинатальный этап, связанный с неблагополучным течением беременности.
По сведениям нейрофизиологов созревание мозга человека складывается во 2 половине беременности и 1-ые 20 месяцев жизни.
К моментам риска внутриутробной патологии возможно отнести:
- престарелый или же довольно молодой возраст мамы.
-отягощенность мамы приобретенной соматической или же акушерской патологией во время беременности.[5, с 130]
Все проявляется в низкой массе тела малыша при рождении, в синдромах повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, в нарушениях сна и бодрствования, в завышенном мышечном тонусе в 1-ые недели жизни. Нередко задержка психического развития бывает обусловлена заболеваниями перенёсшимися в детском возрасте, черепно-мозговыми травмами, тяжелыми соматическими заболеваниями. Ряд разработчиков выделяют наследственные факторы задержки психического развития, к которой относится наследственная неполноценность центральной нервной системы. Нередко она бывает у детей с задержкой церебрально-органического генеза, с мозговыми нарушениями. К примеру, по сведениям ученых, 37% больных с таким диагнозом имеют братьев и сестер, а ещё родителей с такими же признаками. 30% детей с локомоторными дефектами и 70% детей с речевыми дефектами имеют членов семьи с похожими нарушениями по женской или мужской линии.[6,32]
При задержки развития отстают: все формы мышления - сопоставление, абстрагирование, обобщение, синтез, мыслительная работа понижена; память ухудшается, ребенку тяжело запомнить материал и пересказать его; для переработки информации этим детям надо гораздо больше времени, чем их сверстникам. Им трудно составить представление о находящемся вокруг них мире, предположить величины (длина, ширина, объём), у них невысокая степень ориентировочно-исследовательской работы, пространственное восприятие снижено, они чувствуют трудности с формированием целостного вида предмета; эмоционально-волевая область — характерны инфантильность, чувственная непостоянность, возбудимость, трудности с организацией собственной деятельности; ребёнку непросто сконцентрироваться, сосредоточиться, дослушать вопрос или же поручение до конца. Он перебивает, начинает отвечать раньше времени, ему непросто усидеть, он очень «громкий», импульсивный, торопливый, несобранный.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бельская, И. Л. Тесты для подготовки ребенка к школе [Текст] /И. Л. Бельская, Л. В. Елкина, С. А. Атейба. – Минск : Юнипресс, 2004.– 128 с.
2. Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека [Текст] : детская психология / В. М. Бехтерев. – М. : МОДЭК, 2010. – 416 с.
3. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – М. : НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 215 с.
5. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. Ю. Борякова. – М. : Гном-Пресс, 1999. – 56 с.
6. Борякова, Н. Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития [Текст] /Н. Ю. Борякова. – М. : Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
7. Бутко, Г. А. Особенности формирования двигательной сферы
дошкольников с задержкой психического развития [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Г. А. Бутко. – М. : [б. и.], 2002. – 144 с.
8. Вартанян, Г. А. Эмоции и поведение [Текст] /Г. А. Вартанян, Е. С. Петров. – Ленинград. : Наука, Ленинградское отделение, 1989. – 144 с.
9. Вимонас, В. К. Психология эмоциональных явлений [Текст] /В. К. Вимонас. – М. : Просвещение, 2006. – 132 с.
10. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] /Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1995. – 341 с.
11. Волков, Б. С. Психическое развитие ребенка до поступления в школу [Текст] : детская психология / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Кноракс, 2008. – 189 с.
12. Воспитание и обучение во вспомогательной школе [Текст] / под ред. В. В. Воронкова. – М. : Школа-ПРЕСС, 1994. – 416 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 276 с.
14. Выготский, Л. С. Лекция по психологии [Текст] /Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 260 с.
15. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1988. – 500 с.
16. Гамезо, М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст] / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. – Воронеж. : Феникс, 2009. – 192 с.
17. Головина, Т. Н. Особенности изодеятельности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Т. Н. Головина. – М. : Педагогика, 1992. – 140 с.
18. Давыденко, О. А. Психолого-педагогическая деятельность с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Текст] / О. А. Давыденко. – М. : Олма-Пресс, 2004. – 206 с.
19. Дубровина, И. В. Диагностическая и координационная работа школьного психолога [Текст] / И. В. Дубровина. – М. : Просвящение, 2009.– 148 с.
20. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / И. В. Дубровина. – М. : Просвящение, 2002. – 211 с.
21. Зеньковский, В. В. Психология детства [Текст] /В. В. Зеньковский. – Екатеринбург. : Наука, 2009. – 315 с.
22. Зинченко, Т. П. Когнитивная и прикладная психология [Текст] / Т. П. Зинченко ; Моск. психол.-социал. ин-т. – М. : Моск. психол.-социал. инт ; Воронеж : МОДЭК, 2000. – 608 с.
23. Изард, К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2007. – 464 с.
24. Казакова, Р. Г. Теория и методика развития детского творчества [Текст] : учеб. для студентов вузов /Р. Г. Казакова. – М. : ВЛАДОС, 2006.– 255 с.
25. Калишенко, В. Д. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками. Дошкольное воспитание [Текст] / В. Д. Калишенко. – М. : Знание, 2007. – 168 с.