Фрагмент для ознакомления
2
Государственная служба, как вид профессиональной деятельности, имеет своей целью контроль над исполнением законодательных актов, соблюдение и разработку правовых норм, регулирование процессов экономического и социально-политического характера.
В Российской Федерации понятие «государственные служащие» (чиновничество, государственная бюрократия) объединяет должностных лиц, обладающих особым социально-правовым статусом и рангом в иерархической структуре государственных институтов.
Государственные служащие осуществляют профессиональную публичную, властную, управленческую и социально-обслуживающую деятельность в отношении населения в соответствии с должностными полномочиями.
В последние годы в условиях усиления мировой интеграции и глобализации в современном российском обществе наблюдается повышение внимания к вопросам этики государственных и муниципальных служащих.
Проблемы этической регламентации профессиональной деятельности государственных служащих на сегодня являются предметом рассмотрения особой науки – биоэтики, в рамках которой разрабатываются индикаторы этической регламентации взаимоотношений государственной служащих и общества .
Особенность этики государственного служащего заключается во владении знаниями управляемой им сферы. При оценке профессиональной деятельности государственного служащего учитываются такие качества как компетентность, профессиональная опытность, квалификация, корректность, этичность поведения, неподкупность.
Такие понятия, как «честь служащего», «чувство профессионального долга», «профессиональная солидарность» – неотъемлемые элементы профессионального поведения государственного служащего, предопределяющие отношение общества к самому институту государственного управления.
К индикаторам этического поведения государственного служащего относятся:
1. Уровень профессиональных знаний и его регулярное повышение на базе системы непрерывного образования государственных служащих.
2. Умения – действия, направленные на реализацию полученных ранее профессиональных знаний, реализуемые в решении управленческих проблем.
3. Навыки – это автоматизированные умения, приобретаются на практике в ходе решения управленческих задач, позволяя минимизировать просчеты и ошибки в профессиональной сфере.
4. Профессиональный опыт – качество, воспитываемое с помощью обучения и практики и выражающееся в единстве знаний, умений и навыков.
Соблюдать профессиональную этику, общепринятые нормы нравственности – одно из непременных условий морали личности государственного служащего, призванного служить на благо народа и страны. Отсутствие или искажение личностной морали чиновников ставит под сомнение сущность их служения интересам общества, государства и народу .
Фактами, противоречащими установленным этическим нормам для соблюдения государственных служащих, являются:
- особая форма оплаты труда;
- особый характер текучести рабочей силы;
- повышенная заинтересованность отдельных слоев населения в сфере государственного управления .
Неправильное представление о профессиональном долге, отсутствие должного контроля в системе стимулирования, отсутствие должной мотивации со стороны государства – всё это приводит к деформации этических принципов профессии, меркантилизму интересов, и как следствие ухудшению качественного кадрового состава государственных служащих .
Для того чтобы эффективно исполнять свои функции, государственная служба должна строиться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Цели государственной службы, ее нормы, принципы, требования к кадровому составу – все должно иметь под собой нравственный аспект. К сожалению, на практике представители органов власти не только среднего звена управления, но и чиновники высшего эшелона власти регулярно выявляются правоохранительными органами в нарушении не только морально-этических норм, но и установленных норм законодательства по фактам коррупции, проворачивании мошеннических схем, хищением государственных бюджетных средств в крупных и особо крупных размерах, непотизме и т.д. Таким образом, чиновники дискредитируют себя и представляемую ими государственную власть в лице российской и мировой общественности.
Основу этикета государственного и муниципального служащего составляют общие принципы современного этикета: принцип гуманизма (корректность, учтивость, доброжелательность, деликатность, тактичность, скромность, точность, соблюдение субординации, интеллигентность и внешняя или внутренняя эстетическая привлекательность).
К нравственным принципам муниципальной службы, в первую очередь необходимо отнести принципы:
1) помощи обществу и государству;
2) законности;
3) гуманизма;
4) ответственности;
5) справедливости;
6) лояльности;
7) политической нейтральности;
8) честности и неподкупности .
Рассмотрим каждый из них более подробно.
Принцип служения обществу и государству — предполагает бескорыстную и безупречную службу государственного и муниципального служащего на благо общества и государства и заключается в том, что служащий должен быть политически нейтральным, лояльным к существующему государственному строю, служить он должен не конкретному лицу или государственному органу, а народу. Прохождение чиновником муниципальной службы должно носить открытый и гласный характер.
Принцип справедливости заключается в требовании рационального и логичного использования властных полномочий, защиты прав и законных интересов граждан. Отмечает необходимость справедливого подхода при назначении служащих на новую должность, учитывая все его достоинства и заслуги .
Принцип лояльности заключается в том, что государственный служащий обязан воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/10103000.
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 2 марта 2007 г. № 24-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 15 июля 2004 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.szrf.ru.
3. О муниципальной службе в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 февраля 2007 г. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/.
4. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: указ Президента Рос. Федерации от 12 августа 2004 г. № 885. [Электронный ресурс]: URL: http://old.econom48.ru/anticorruption.
5. Об утверждение кодекса профессиональной этики государственных гражданских служащих Тюменской области: распоряжение Губернатора Тюменской области № 23-р от 25 апреля 2014 года. [Электронный ресурс]: URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/gov/adm_reform/more.htm?id=11193932%40cmsArticle.
6. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих: одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]: URL: http: //pravo.gov.ru.
7. Громова Н. М. Деловое общение: монография. М. : Экономистъ, 2020. 134 с.
8. Добрикова Е. Нарушение чиновниками Кодекса этики может стать основанием для привлечения их к дисциплинарной ответственности. [Электронный ресурс]: URL: http://www. garant.ru/news/635890.
9. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений : учебник для вузов. М. : ИНФРА-М, 2018. 368 с.
10. Администрация города Тюмени. [Электронный ресурс]: URL: http://www.tyumen-city.ru/vlast/administration/departaments/departament/napravleniya/socialyno-ekonomiceskie-rezervi-gtumeni/itogirazvitii2.
11. Макаров Б. Ф. Деловой этикет и общение : учеб. пособие для вузов. М. : Юстицинформ, 2019. 240 с.
12. Мелконян А. В. Коррупция в системе государственной службы России и её предупреждение // Молодой ученый. 2017. №5.1. С. 37-39.
13. Молотков С.Н. Совершенствование института конфликта интересов как тренд развития системы антикоррупционных механизмов в органах государственной власти и местного самоуправления // Управление и общество: системные переломы в социально-экономическом развитии России: Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции / под общей ред. О.Н. Андреевой, С.И. Волкова, А.А. Головиной, И.А. Тишкиной. Тамбов: Издательство Чеснокова А.В., 2017. С. 31-44.
14. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности : учеб. пособие для вузов. СПб. : Знание, 2020. 496 с.
15. Трифонов Ю.Н. Как излечить госслужбу от коррупции: некоторые рецепты от историков и философов // Управление и общество: современная модель взаимодействия: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (30 марта 2016 г.). Тамбов: Изд-во Чеснокова А.В., 2016. С. 84-87.
16. Чернова Е.А. Основные категории нравственных основ государственной службы // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 2-3. С. 139-142.
17. Чистякова Н.И. Государственная служба – проблемы формирования профессионального корпуса государственных служащих // Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2016. - С. 73-76.
18. Шувалова Н. Н. Этика и этикет государственной и муниципальной службы: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2016. 374 с.