Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы учесть все аспекты физиологического и нравствен-ного существует целая философия боевых искусств, которая включает в себя несколько видов карате. Каждый из них представляет собой особый «путь» к достижению высшей цели, необходимой для формирования пол-ноценной, уравновешенной и разносторонней личности. На самом деле, разновидностей карате много, мы же рассмотрим главные из них. Одно из основных направлений боевого искусства, в основе которого заложен древний стиль рукопашного боя.
Различные виды единоборств существовали практически у всех народов, история донесла до нас сведения о различных системах борьбы у египтян и инков, о греческом панкратионе и индийской ваднерамушти, о древнерусской борьбе «утризне», рыцарской борьбе европейского средне-вековья, о стрельбе из луков и арбалетов, поединках на мечах и копьях. Была своя борьба и у скифов, и у кельтов, у североамериканских индейцев и австралийских аборигенов, у викингов и монголов.
Мы видим, что единоборства зародились в далекой древности, о чем свидетельствуют различные гравюры, настенные высечки и т.д. Для первобытного человека единоборства проявлялись в виде охоты на раз-личных зверей, рыболовства, в борьбе с природными явлениями и само-защиты. Единоборства уже того времени являлись путем самосовершен-ствования человеческого тела, способствовали сплочению людей, развива-ли их духовно, помогали им осознавать их социальную природу, хотя еще и не были самостоятельной формой деятельности.
С развитием общества, его культуры единоборства постепенно ста-ли
обособляться в свою специфическую область деятельности – боевые искус-ства.
Искусства – это одно из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят группу разновидностей че-ловеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную ли-тературу и т.д. В более широком значении слова искусство относят к лю-бой форме практической деятельности, когда оно совершается умело, ма-стерски, искусно не только в техническом, но и в эстетическом смысле.
Боевые искусства становятся искусством тогда, когда они преподно-сятся в строгой системе, с четкой классификацией, принципами и методами, имея под собой четкую философскую и морально-этическую базу,
способную сформировать не только физические качества, но и нравствен-ные, психологические, духовные, т.е. вести личность к самосовершенство-ванию.
Традиция боевых искусств Востока становится достоянием челове-чества. Мы наблюдаем массовое распространение боевых искусств по
всему миру (китайские ушу, корейское тхэквондо, японские каратэ, джиу-джитсу, каратэ, айкидо и др.). Это демонстрирует удивительную жизне-стойкость и необыкновенную приспособляемость к разным социальным, историческим и культурным условиям.
Для современного этапа развития боевых искусств характерно при-обретение относительной самостоятельности следующих направлений: ле-чебно-оздоровительные гимнастики, спортивно-соревновательные едино-борства, прикладные виды рукопашного боя и традиционные виды боевых искусств.
Боевые искусства в настоящее время стали не только неотъемлемой частью культуры и традиций народа, но и образом тех, кто занимается ими всерьез. Именно поэтому, они сохранились до наших дней.
Актуальность исследования. Современные изменения российского общества требуют особого внимания к подрастающему поколению, воспи-танию таких качеств личности, которые помогут не только адаптироваться в изменившихся условиях, но и активно включиться в процесс дальнейше-го устойчивого развития России. В воспитании подрастающего поколения важнейшую роль играют учреждения дополнительного образования, обеспечивающие формирование гармонично развитой личности.
Объект исследования: восточные единоборства в системе физиче-ского воспитания детей школьного возраста.
Предмет исследования: средства восточных единоборств, обеспечи-вающие интерес к занятиям физической культурой.
Цель исследования: изучение теоретических и методических основ использования восточных единоборств в системе физического воспитания детей школьного возраста на примере каратэ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ
1.1 Основы исследуемой проблемы
Будущее страны создается сегодня. От того, как поставлено воспи-тание детей и молодежи, зависит перспектива завтрашнего общества. Вос-питание нравственности, высокой культуры у современных молодых лю-дей является первостепенной государственной задачей.
В одном из своих выступлений президент РФ В.В. Путин говорил «об огромном позитивном влиянии спорта и необходимости продвижения спортивной культуры в молодежной среде». Использование средств физи-ческого воспитания в формировании духовно-нравственных и морально-волевых качеств — один из наиболее эффективных путей подготовки мо-лодого поколения к последующей жизни в обществе вне школы. Сущность воздействия занятий спортом на личность подростка заключается в том, что, будучи направлена на овладение искусством движений и на укрепление тела, эта деятельность способствует совершенствованию себя на основе обратной связи.
Развитие морально-волевых качеств у обучающихся направлено на повышение эффективности тренировочного процесса и достижения высо-ких результатов. Волевая подготовка юных спортсменов имеет и более широкое значение для формирования личности ребенка. На каждом этапе обучения каратисты ставят перед собой определенные задачи: улучшение своих физических качеств, изучение техники нанесения ударов и выполне-ние ката, умение грамотно и хладнокровно вести поединки, используя при этом определенный тактико-технический арсенал и др. Во время трениро-вок обучающиеся преодолевают физическое напряжение, боль и страх. Развитие морально-волевых качеств предполагает соблюдение спортивно-го режима и выполнение тренировочной программы с применением со-ревновательного метода с преодолением трудностей.
В подготовке каратистов можно выделить две категории трудно-стей: объективные и субъективные.
К объективным относится: изучение и понимание технических при-емов, проявление быстро ты реакции, скорости, силы и выносливости и т. д.
Субъективные трудности отражают личное отношение обучающих-ся к тому или иному упражнению или заданию, к условиям их выполнения. Морально-волевая подготовка одинакова для всех спортсменов, её можно дифференцировать по степени трудности в зависимости от пола, возраста и уровня мастерства каратистов. Эту их особенность необходимо учитывать при составлении классификационных программ по каратэ и при проведе-нии занятий с различным контингентом занимающихся. Не каждому ре-бенку удается преодолеть возникающие трудности. Дети со слабыми мо-рально-волевыми качествами не выдерживают, уходят из секций. И здесь многое зависит от педагога, его умения направить действия воспитанников в нужное русло. В течение многих лет реализуются дополнительная обще-развивающая программа «Каратэ».
Цель этой программы – социальная адаптация обучающихся в про-цессе занятия каратэ-куокусинкай. Задачи: обучение базовой технике и тактике каратэ; развитие физических качеств личности (силы, выносливо-сти, быстроты, ловкости, гибкости); формирование целеустремленности, морально-волевых и коммуникативных качеств личности ребенка. Прак-тической основой методики формирования морально-волевых качеств в додзё является:
а) последовательное усиление функций самовоспитания, когда детям предлагается самостоятельно выбрать темп занятия, сложность упражне-ний, спарринг-партнера;
б) воспитания трудолюбия, которое выражается в системном овла-дении тактико-техническими навыками каратэ, удовлетворенностью самим процессом тренировок;
в) использование соревновательного метода в процессе обучения каратэ способствует мобилизации всех сил и возможностей обучающихся и в то же время способности владеть собой в самых сложных ситуациях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдаков А.П., Артюхов В.Д., Пантелеев М.В. Учебное пособие по обу-чению технике каратэ для отделений спортивных школ. — М., 2018. -122 с.
2. Аникеева Е.И., Семукин А.В. Диалог цивилизаций: Восток Запад //Вопросы философии. - 2018. - №2. - С.173-177
3. Аплетаев М.Н. Основы нравственного воспитания личности подростка в процессе обучения: Учеб. пособие. Омск, 2017. - 89 с.
4. Асмолов К.В. История холодного оружия : (Восток и Запад) /К.В.Асмолов. М.: Оздоровит, и науч. - информ. центр "Здоровье народа", 2019.-263 с.
5. Барский К.М. Уроки китайской гимнастики (вып.2). М.: Советский спорт, 2018.-48 с.
6. Белорусова В.В. Беседы о морали спортсмена. Л., 2019.
7. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. М., Физкультура и спорт, 2018. -117с.
8. Белорусова В.В. Воспитательная работа в процессе занятий физической культурой и спортом с юными спортсменами. М., Физкультура и спорт, 2018.- 19с.
9. Белорусова В.В., Блинова З.В., Романова А.В. Изучение уровня нрав-ственной воспитанности спортсменов как условие разработки программы воспитания. В сб.: Нравственное воспитание спортсменов. -Л., 2017. - С. 11.
10.Белорусова В.В., Решетень И.Н. Воспитание в процессе занятий физи-ческой культурой и спортом. М.: Физкультура и спорт, 2017.
11.Биджиев С.В. Каратэ-до. Сётокан. СПб., 2018. - 259 с.
12.Богачихин М.М. Уроки китайской гимнастики (вып.1). М.: Советский спорт, 1990. - 45 с.
13.Богданова О.С., Калинина О.Д. Этические беседы с подростками: Кн. для учителя. М.; Просвещение, 201. - 189 с.
16. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шемшурина А.И. О нравственном вос-питании подростков (В помощь кл. рук. 4-8 классов). М.: Просвещение, 2019. - 111 с.