Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В публичном управлении сегодня происходят активные и глубокие изменения, направленные на достижение большей эффективности и конкурентоспособности государственного управления. Нарастающая скорость и сложность социально-экономических процессов в современном демократическом обществе приводят к тому, что правительства многих развитых стран все больше осознают необходимость расширения транспарентности, публичности деятельности государственных структур, перехода от иерархического механизма принятия решений и передачи информации, основанного на противопоставлении государства и граждан (как управляющих и управляемых), к понятному, оперативному и открытому для общества механизму выработки, принятия, реализации тактических и стратегических решений.
При этом осуществляется прямое, постоянное вовлечение (в различных формах участия) активных представителей гражданского общества в процессы управления. Смещение акцентов от однонаправленного функционального подхода в сторону интеракции, взаимодействия приводит к рассмотрению процесса публичного управления как результата комплексного взаимодействия, многоэтапных итераций и интеракций между государством и обществом. Проведение целенаправленных изменений в рамках развития технологий взаимодействия государства и общества становится актуальным трендом административных преобразований.
Данный подход задает в качестве ориентира партисипативность реализации публичного управления как реализацию комплексной эффективной системы взаимодействия власти и общества через инструменты и механизмы концепции транспарентной деятельности органов исполнительной власти (правительства). Активная обратная связь органов исполнительной власти с гражданским обществом через партисипацию (добровольное участие населения в правительственных проектах и мероприятиях местного самоуправления) повышает уровень их сотрудничества и эффективность деятельности правительства, улучшает качество его решений. Исследование ставит целью выявление условий и возможностей использования современных информационно-коммуникационных технологий для совершенствования и интенсификации взаимодействия органов государственной власти и общества.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие с внедрением в управленческую практику информационно-коммуникационных технологий.
Предметом исследования являются информационно-коммуникационные технологии как инструмент взаимодействия исполнительных органов власти и общества в современной России.
Целью работы является изучение Открытого правительства, его принципов и механизмов.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие Открытое правительство.
2. Рассмотреть принципы и задачи Открытого правительства.
3. Рассмотреть механизмы Открытого правительства.
Методология исследования определяется целями и задачами данной работы. В основе исследования лежит диалектический метод познания, предполагающий всесторонность, объективность и взаимосвязь изучаемых явлений. Также используется метод системного анализа.
Различные теоретические разработки ученых, прежде всего в области государственного и муниципального управления, таких авторов, как М. В. Буторин, Н.И. Глазунова, Г. Л. Купряшин, Р. Т. Мухаев и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Особенности теоретической концепции и практики обеспечения открытости власти в российском законодательстве
1.1. Основные подходы к категории открытости власти
Дискуссия о терминологических различиях выражения идеи открытости власти в законодательстве и в научной дискуссии может показаться интересной. Однако в ней мало смысла, если она не основана на реальных проблемах. Ведь если отвлечься от разговора о терминах в узком сегменте процессуальной юридической литературы и попытаться вникнуть в вопрос о политико-правовых идеалах, которые строятся на идее открытости органов власти, то исследование становится существенно более значимым, оно выявляет новые аспекты обсуждаемой темы. Анализируя возможные варианты постановки вопроса об открытости власти в российской политико-правовой доктрине, сегодня можно выделить по меньшей мере три больших области научной дискуссии.
Во-первых, идея открытости власти выражается в категории открытого общества. В этом аспекте она теснейшим образом связана с тезисом о гласности времен перестройки в СССР и означает возможность свободного обсуждения любых социально-политических проблем. Здесь открытость власти означает не столько предоставление информации представителям общественности, сколько включение общества в формирование политической повестки. Предполагается, что таким образом народ вовлекается в политическую жизнь, допускается к реальному осуществлению принадлежащей ему власти .
В-вторых, открытость власти выражена в большом блоке обязательств государственных органов и органов местного самоуправления, касающихся обеспечения доступности находящихся в их распоряжении документов и материалов. Такая постановка вопроса раскрывает тезис об отсутствии в демократическом государстве секретов от граждан и формулируется в значительной мере в теории субъективного конституционного права граждан на доступ к информации («права знать»), которая за последние полвека существенно эволюционировала. Если ранее вопрос стоял лишь о необходимости бесперебойного снабжения общественности нормативными актами и гарантированного доступа граждан к личным делам и информации о себе, которая имеется в распоряжении органов власти, то теперь право знать предполагает проактивное раскрытие органами власти любой информации, которая не является секретной или конфиденциальной, даже если на этот счет нет специального запроса гражданина. Это происходит просто потому, что информация, находящаяся в распоряжении органов власти, принадлежит обществу, а не государственным органам, а основанность современного делопроизводства на информационных технологиях делает процесс обеспечения доступности данных простым и дешевым .
В-третьих, идея открытости находит воплощение в новой управленческой концепции современного государственного администрирования, которое не просто использует информацию в электронной форме, а эксплуатирует высокотехнологичные программные способы оказания государственных услуг населению, активно поддерживает непосредственную двустороннюю коммуникацию с гражданами, а также стимулирует общественную экспертизу и контроль за своей деятельностью. Эта концепция получила название открытого правительства (вариант - открытого государства). В отличие от двух предыдущих воплощений идеи открытости, концепция открытого правительства не является основой демократии и не направлена только на реализацию права на доступ к информации как нового конституционного права граждан. Ее назначение состоит в том, чтобы с максимальной продуктивностью использовать современные телекоммуникации для обеспечения эффективности государственного аппарата при выработке решений и обслуживании граждан.
1.2. Идеалы открытого общества
Проблематика открытого общества тесно связана с философским наследием Карла Поппера. Она заслуживает особого внимания. Постановка вопроса об открытости власти здесь имеет фундаментальный характер: от нее зависит не просто качество демократии, но ее жизнеспособность. Наиболее близкой для философской идеи открытого общества правовой категорией из действующего российского законодательства является категория идеологического и политического плюрализма. В российской Конституции мы встречаем ее в ст. 13 в статусе основы конституционного строя. С ней связано устройство политической системы, предполагающей наличие гражданского общества с большим количеством независимых от государства и влиятельных общественных формирований вроде политических партий, общественных объединений, средств массовой информации, некоммерческих организаций, которые насыщают социально-политическую жизнь общества многообразием политических смыслов.
В отличие от закрытого общества, которое не допускает проникновения идейных влияний извне в герметичный национальный дискурс без строгой государственной цензуры и императивно расставляет идеалы общественного развития в жесткую и предсказуемую иерархию приоритетов на основе государственных велений и на базе единой идеологии, открытое общество построено по-иному. Поппер не верит в холистскую установку Платона и Маркса о возможности построения безупречной программы осчастливливания целых социумов просто благодаря убедительной критике пороков текущего социального развития и внешне привлекательному обоснованию теории идеального общественно-
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления / Г. В. Атаманчук. - М.: Омега-Л, 2018. – 525 с.
2. Бабун, Р. В. Организация местного самоуправления / Р. В. Бабун. - М.: КНОРУС, 2018. – 400 с.
3. Балацкий, Е. В. Элементы экономики государственного сектора / Е. В. Балацкий. - М.: Капитал страны, 2018. – 312 с.
4. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2018. – 630 с.
5. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2017. – 255 с.
6. Зотов, В. Б. Система муниципального управления в схемах: учебное пособие / В. Б. Зотов. - М.: Ось-89, 2019. – 192 с.
7. Кайль, Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – Ростов н/Д.: Феникс, 2019. – 364 с.
8. Крупенков, В. В. Государственное и муниципальное управление / В. В. Крупенков. – М.: Евразийский открытый институт, 2019. – 335 с.
9. Миронов, Н. Местное самоуправление: новая модель / Н. Миронов // Эксперт. – 2019. – №16. – С. 90-96.
10. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 684 с.
11. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и К, 2019. – 556 с.
12. Наумов, С.Ю. Система государственного управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов. – М.: Инфра-М, 2017. – 304 с.
13. Одинцов, А. А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / А. А. Одинцов. - М.: Экзамен, 2019. – 244 с.
14. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие / В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2018. – 320 с.
15. Рой, О.М. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / О.М. Рой. – СПб.: Питер, 2017. – 368 с.
16. Халиков, М.И. Система государственного и муниципального управления. Учебное пособие / М.И. Халиков. – М.: Флинта, 2019. - 480 с.
17. Харченко, Е. В. Система государственного и муниципального управления / Е. В. Харченко. - М. : Кнорус, 2019. – 272 с.
18. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник / В.Е. Чиркин. – М.: Норма, 2019. – 432 с.
19. Шедько, Ю.Н. Система государственного и муниципального управления. Учебник / Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2019. – 570 с.
20. Яновский, В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность / В.В. Яновский. – М.: КноРус, 2019. – 200 с.