Фрагмент для ознакомления
2
Сущность деятельности Правительства определяется основным правовым актом российского государства – Конституцией РФ. В соответствии со ст. 110 Конституции РФ исполнительная власть Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. В соответствии с законодательством отдельные полномочия исполнительной могут осуществляются Президентом России, который, в частности, осуществляет непосредственное руководство рядом федеральных органов исполнительной власти, но, необходимо заметить, не отнесен Конституцией ни к одной ветви. Исполнительную власть также осуществляют федеральные министерства, службы и агентства, их территориальные органы, а также органы исполнительной власти субъектов РФ. Правительство, в свою очередь является главным органом исполнительной ветви власти, реализуя через себя множество государственных функций.
Обращаясь к сущности государственного управления, важно отметить, что оно реализует свою управленческую функцию через систему органов государственного управления, к которой в том числе относится и правительство . С системной позиции, как считает Е.В. Охотский, государственное управление характеризуется как совокупность следующих основных подсистем: нормативная, институциональная, функциональная, коммуникативная и культурно-идеологическая . И каждая из этих функций находит свое проявление в деятельности Правительства Российской Федерации.
В первую очередь, исполнительная ветвь власти выполняет часть законодательных функций, выпуская собственные нормативные акты (Указы Президента России, Постановления Правительства России и так далее), хотя основанная ее деятельность имеет исполнительно-распорядительный характер.
Также орган исполнительной власти - наиболее многочисленная и разветвленная часть государственного аппарата, призванная осуществлять подзаконную, исполнительно-распорядительную, организующую деятельность по руководству хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями, по реализации законных интересов, охране прав и свобод населения.
В Российской Федерации место высшего органа государственного управления исполнительного характера занимает Правительство России.
Российское правительство наделяется широким спектром полномочий в различных сферах жизнедеятельности населения страны, наделяется правом издания правовых актов, имеющих обязательный статус к исполнению на территории государства.
Более того, так как государственное регулирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном, межрегиональном и местном уровнях, то организационные подразделения Правительства РФ в регионах:
- контролируют процессы организации производства и поддержания высокого качества жизни в экстремальных районах и районах нового развития;
- реализуют крупные социальные и экологические программы;
- организовывают межрегиональные и межгосударственные отношения.
Правительству отвечает также за грамотное выстраивание региональной политику, задавая векторы развития и координации политики регионов, чтобы снижать дифференциацию в их социально-экономическом развитии, выравнивание диспропорции в экономиках регионов .
Основными составляющими механизма государственного регулирования социально-экономических процессов, осуществляемыми Правительством РФ, являются:
- институциональные регламенты;
- формы воздействия;
- характер воздействия;
- инструменты воздействия;
- технологии воздействия.
Главная задача правительства в регулировании экономики и социальной сферы состоит в том, чтобы построить более четкую и эффективную систему отнесения тех или иных объектов под непосредственное управление государства, создать детально-регламентированный механизм контроля и управления собственности региона, усовершенствовать организационные структуры и формы регионального управления.
Ввиду того, что обеспечение стабильного развития государства в Российской Федерации осуществляется на основе стратегического планирования, то одной из приоритетных задач Правительства Российской Федерации является разработка соответствующей Стратегии.
Стратегическое планирование широко распространено не только в стране при разработке государственных и федеральных целевых программ, но и в отдельных регионах для целенаправленного социально-экономического развития их хозяйств. Стратегический план развития района, отрасли или любого другого объекта предполагает анализ имеющихся ресурсов и постановку задач для их эффективного осуществления с целью стимулирования экономического роста. При разработке стратегии развития государства Правительством РФ упор делается на экономической составляющей, поскольку именно она определяет качество жизни населения. Основные задачи в этом случае можно представить следующим образом:
- привлечь новые производства;
- обновить структуру производства;
- развивать инженерную инфраструктуру и инфраструктуру жизнеобеспечения населения;
- создавать высокооплачиваемые рабочие места, поддерживать высокую занятость и др.
С учетом сложившейся внутренней ситуации сегодня существует проблема выбора стратегических приоритетов социального развития государства. Согласно стратегии долгосрочного развития до 2020 года, улучшение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности страны является основным направлением социально-экономической политики государства. Но стоит вопрос о том, возможно ли догнать развитые страны по уровню эффективности и благосостояния, имея серьезные проблемы в области дифференциации доходов населения, бедности? Социальная политика не сможет быть гуманной и современной, если не будет соблюдаться баланс интересов различных классов и социальных групп, что обеспечивает стабильность общества и уверенность граждан в завтрашнем дне.
Именно Правительство РФ отвечает за целенаправленную и поступательно реализуемую социальную политику государства, осуществляемую равноценно по всей территории страны.
К основным приоритетам социальной политики, обозначенным в деятельности Правительства РФ, относятся:
1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование;
2) поддержка семьи, детства, материнства и отцовства;
3) охрана окружающей природной среды;
4) социальное обслуживание населения;
5) поддержка престарелых и инвалидов.
Важным направлением деятельности Правительства РФ также является обеспечение экономической стабильности и развитие внутреннего производства товаров и услуг.
В условиях мирового финансового кризиса и санкций против РФ для сохранения экономической безопасности политика импортозамещения становится необходимой мерой. Задача политики импортозамещения – создание системы стимулов, которые смогут поддержать национальное производство импортозамещающей продукции, при этом стимулируя экспорт. Тем самым, еще одна задача Правительства РФ - формирование национальной модели.
Для Российской Федерации импортозамещение является основой национальной безопасности, экономического пространства и целостности. Политика импортозамещения в краткосрочной перспективе это - выход на положительный сальдо платежного баланса, поддержка национального производителя, достижение сбалансированного развития экономики, совершенствование инженерного образование и создание рабочих мест. В долгосрочной перспективе отказ от «импортной» и «нефтяной» игл. Для развития импортозамещения правительство должно выступать в стимулирующей роли для поддержки предпринимательства в тех или иных областях производства. Данная роль проявляется в следующих стратегиях:
- импортозамещение как инструмент «опоры на собственные силы», однако при этом допускается импорт аналогичных товаров, производимых в ограниченных количествах.
- стимулирование инвестиций на первоначальных этапах создания производств в импортозамещающем сегменте.
- стимулирование сильных производств, которые обладают потенциалом на экспорт, с целью дальнейшего выхода и закрепления на мировом рынке.
-стимулирование слабых производств для развития конкуренции на внутреннем рынке товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // на Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”// Консультант Плюс
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // Консультант Плюс
5. Постановление Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 "Послание Президента Федеральному Собранию" [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/
7. Аналитический центр при Правительстве РФ. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики – Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/16915.pdf
8. Аганбегян А.Г. Преодоление бедности и сокращение неравенства по доходам и потреблению в РФ 2017. - №9.
9. Аганбегян А. Г. Новая модель экономического роста России // Управленческое консультирование. 2016. №1 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-model-ekonomicheskogo-rosta-rossii (дата обращения: 30.11.2020).
10. Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика //. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 272 с.
11. Ахъядов, Э. С. Роль Правительства РФ в системе органов исполнительной власти и его место / Э. С. Ахъядов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/226/11882/ (дата обращения: 30.11.2020).
12. Воробьев А.А., Котенкова С.Н. Государственное и региональное управление социально-экономическими процессами: учебно-методическое пособие / А.А. Воробьев, С.Н. Котенкова. – Казань, 2017. – 114 с.
13. Гаршина И.Ю., Макаров И.Н. Электронное правительство в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. №15. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-pravitelstvo-v-rossiyskoy-federatsii-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 30.11.2020).
14. Государственная Дума - «Правительственный час» на тему «О промежуточных итогах совершенствования пенсионной системы, а также принимаемых Правительством РФ мерах по повышению уровня жизни и доходов граждан, мерах по оказанию содействия в их трудоустройстве» - от 20 марта 2019 года.
15. Евстратова Т.А., Эйвазов В.Р. Разработка, отбор и реализация стратегий, проектов и программ экономического развития муниципальных образований//Материалы Ивановских чтений. 2018. № 3 (21). С. 8.
16. Итоги деятельности правительства Дмитрия Медведева в 2012-2018 годах. Досье // материал об итогах деятельности кабинета министров. https://tass.ru/info/5180425
17. Кадомцева С. В. Экономические основы системы социальной защиты // 2017. - 247 с.
18. Кочергина А. М. Статистическое исследование уровня и качества жизни населения РФ. // Молодой ученый. — 2017. — №4.
19. Меньшикова М.А., Коптева К.В. Теоретико-методологические подходы к оценке уровня и качества жизни населения / //- Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. – 2017 - № 5 – С11-13.
20. Мониторинг экономической ситуации в России: тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2018. No 22 (83). Декабрь / Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
21. Минькова Е.М., Дурова Л. В. Проблемы и современные направления развития государственных внебюджетных фондов РФ. // Воронеж. - Секция №3. Финансы, денежное обращение. 2018г.
22. Никулина Т.В, Якимчук С.В. Оценка эффективности функционирования системы социальной защиты населения в РФ. // Национальная академия управления, научный журнал Актуальные проблемы Экономики. - №7 2017, - с.213-220.
23. Степанова Т.Г. Проблемные вопросы организации местного самоуправления//Право и практика. Научные труды института Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина в г. Кирове. 2017. № 2 (17). С. 52.
24. Словарь основных понятий теории государства и права / Под ред. А.Г. Мамонтова, С.А. Иванова. – М.: ЮНИТИ, 2019. – С.65.
25. Охотский, Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления. В 2 ч. Часть 1 / Е.В. Охотский. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – С.92.
26. Олимских Н. Н. Социальная защита населения: понятие и содержание. // Вестник Удмуртского университета. - 2017.-№2. - С. 179-186.
27. Паспорт национального проекта «Демография» Режим доступа: http://government.ru/info/
28. Портал государственных программ. Режим доступа: https://programs.gov.ru/Portal/site/index
29. Реформа здравоохранения: 9 лет спустя // http://rapsinews.ru/legislation_publication/20190626/301036660.html (дата обращения: 05.10.2020)
30. Родионова О.В. Проблемы развития теории и практики современного социального государства. // Lex Russica. - М.: Изд-во МГЮА, 2018, № 5. - С. 28-40
31. Средние зарплаты в мире 2018 г./ [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bcb.su/srednyaya-zarplaty-v
32. Социально-экономическое положение России. / Росстат. Серия докладов за 2018-2019 гг. – Режим доступа: http://www.gks.ru
33. Фадеева, О. А. Основы проектного управления в Российской Федерации / О. А. Фадеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 39 (277). — С. 61-62. — URL: https://moluch.ru/archive/277/62709/ (дата обращения: 30.11.2020).
34. Федеральная Служба Государственной Статистики России (Росстат) [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.gks.ru