Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях предприятия все больше становятся уязвимы к рискам, что связано со многими факторами. Во-первых, риск в той или иной степени является характерной чертой рыночных экономических отношений. Во-вторых, влияние рисков на функционирование субъектов хозяйствования в значительной степени зависит от эффективности работы его внутренних подразделений и служб. В-третьих, действие рисков приводит к снижению финансовых результатов и финансовой устойчивости предприятия. Таким образом, исследование проблем анализа и оценки рисков предприятия является актуальным.
Актуальность темы исследования. Деятельность предприятий реализуется на основе предварительно определенных планов. Но на реализацию принятых решений влияет объективная неопределенность, которая в различных формах своего проявления может помешать осуществлению запланированных событий, изменить их содержание или вызвать нежелательный результат. В результате цели не будет достигнуто. Аудит системы управления необходим компании в первую очередь для того, чтобы понять, что в ней происходит и в каком направлении она движется. При этом организационный аудит определяет текущее состояние предприятия с точки зрения структур, процессов и процедур управления, выявляет проблемные зоны. Организационный аудит – это своего рода «лакмусовая бумажка», позволяющая определить «больные зоны», предотвратить возможные негативные последствия для компании.
Таким образом, результаты организационной диагностики деятельности предприятия должны давать основание менеджерам для принятия требуемых управленческих решений и впоследствии стать фундаментом для преобразований, определения и реализации направлений повышения конкурентоспособности предприятия.
Анализ последних исследований и публикаций. Значительный вклад в разработку методологических основ организационного аудита внесли такие ученые, как Вяткин В.Н., Горбунов В.Л., Дамодаран А., Дешук А.С., Ермасова Н.Б., Исмагилов Р.Х., Капустина Н.В., Круи М., Пименов Н.А., Тактаров Г.А.
Целью исследования является рассмотрение особенностей проведения организационного аудита.
Задачи исследования: рассмотреть теоретические и практические аспекты проведения организационного аудита.
Объектом исследования является организации почтовой связи АО «Почта России».
Предметом исследования являются факторы, условия проведения организационного аудита.
Методы исследования: теоретический анализ научных литературных источников, наблюдение, синтез, обобщение, сравнение, моделирование.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО АУДИТА
1.1 Понятие и этапы проведения организационного аудита
Организационный аудит - контроль механизма и структуры управления организацией на основе принятых стандартов, норм, законов и принципов. Это контроль организационной структуры (структурных связей и бизнес-процессов), выявление соответствия организационной структуры масштабам и характеру деятельности предприятия. Аудит должен определить цели, задачи, функции, стоимость и способность к развитию созданной структуры. Проводиться с целью выявления организационных и финансовых рисков создания структуры, а также финансовых потерь предприятия, к которым могут привести эти риски. Если организационная структура часть корпоративной системы, то аудит должен определить окупаемость созданной структуры, ее ликвидность по отношению к организации и необходимость развитиям [5].
Аудиты организационной структуры управления включают определение организационной структуры, описание распределения полномочий и ответственности сотрудников и подразделений, выработку политики предприятия, положений о подразделениях, должностных инструкций, принципов планирования, учета, анализа и принятия решений во всех категориях менеджмента (маркетинг, логистика, производство, др.). Анализ различных вариантов построения системы управления позволит руководителям предприятия или обособленного подразделения упорядочить деятельность и снизить общие затраты на осуществление эффективного управления предприятием или обособленным подразделением.
Результаты аудита организационной структуры, оформленные отчетами, картами процессов и опросными листами позволят руководителям предприятия, и получить полную, достоверную и непротиворечивую информацию о состоянии системы управления. Эти данные послужит отправной точкой для проведения изменений, и позволят установить ключевые направления совершенствования предприятия, а анализ истинных причин возникновения несоответствий и противоречий в организационной структуре и процессах предприятия позволят руководителям добиться должного эффекта при проведении организационных преобразований. Результаты аудита помогут правильно выбрать модели управления различными категориями менеджмента.
Этапы организационного аудита:
1. Анализ целей и стратегии организации: соответствие приоритетных задач и видения руководства действующим стратегическим документам и текущим планам, степень осведомленности о целях и задачах руководителей структурных подразделений. Анализ рыночной стратегии позволяет определить, есть ли в компании четкая позиция по поводу своего места на рынке, конкурентных преимуществ, целевой аудитории, каналов продвижения и проч. [12].
2. Анализ организационной структуры позволяет определить, оптимально ли распределена работа между структурными подразделениями с учетом планов и стратегии компании: все ли подразделения ориентируются на конечный результат для потребителя, насколько эффективно работает цепочка создания стоимости, четко ли прописаны задачи, зоны ответственности структурных подразделений и должностных лиц, какие существуют потери при существующем распределении работы.
3. Анализ системы вознаграждения позволяет выявить, ориентирует ли действующая система мотивации сотрудников на достижение приоритетных результатов, какие механизмы целесообразно задействовать для повышения мотивированности сотрудников.
4. Анализ вспомогательных систем и процедур (система планирования, бюджетирования, управленческого учета и контроля, принятия и согласования управленческих решений, информационная система) позволяет определить, усовершенствование каких систем и процедур может существенно повысить текущую эффективность бизнеса. Анализ того, за счет чего компания развивается и инновируется, позволяет определить потенциал и возможности для развития в будущем.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Адлер, Ю. Процессное описание бизнеса – основа основ и для системы экономики качества / Адлер, Ю. Щепетова С // М.: Стандарты и качество. – 2002. – №2. – С. 69.
2. Андерсен, Б. Бизнес–процессы. Инструменты совершенствования/ Пер. с англ. С.В. Ариничева // М.: Стандарты и качество. – 2003. – № 3. – С.272.
3. Басовский, Л. Е. Управление качество: учеб. пособие / Басовский Л. Е., Протасьев В.Б. – М.: ИНФРА–М, 2010. – 224 с.
4. Бурко, Р. А., Соколкова, В. Д. Выбор и обоснование организационной структуры предприятия // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 313-315.
5. Вяткин, В.А. Риск–Менеджмент: учеб. Пособие / Вяткин В.Н., В.А. Гамза, Ф.В.Маевский. – М.: Юрайт., 2015. – 352 с.
6. Грубич, Т.Ю. Обзор методов оценки эффективности организационной структуры предприятия с позиции финансово – хозяйственной деятельности // Парадигмы современной науки. 2017. № 2 (4). С. 79-86.
7. Долганова, О. Об оценке готовности компании к цифровой трансформации / Долганова О., Новичков Н., Новичкова А. // Общество и экономика. – 2018. – № 8. – С.92.
8. Догучаева, С.М. Интеллектуальные компоненты цифровой автоматизации в экономике / С.М. Догучаева // Экономика. Бизнес. Банки. – 2018. – № 1. – С.98.
9. Джон, Джестон. Управление бизнес–процессами: практическое руководство по успешной реализации проектов / Джестон Джон, Нелис Йохан; пер. В. Агапов. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – С.145.
10. Джумиго, Н.А., Петрова, Л.И. Организационная структура как объект стратегических изменений // Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. 2017. № 2 (8). С. 111-118.
11. Ильченко, А. В. Выбор организационной структуры предприятия // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2018. — С. 127-129.
12. Макеев, С.А. Анализ условий и факторов, оказывающих влияние на безопасность бизнес–процессов / С.А. Макеев // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики; Сер.: Естественные и технические науки. – 2016. – № 3. – С.44.
13. Шумов, А.В. Современные концепции построения организационных структур: их достоинства и недостатки / А.В, Шумов // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 4 (17). С. 59-60.
14. Суховерхов, Н.Ю. Основные проблемы менеджмента проектов автоматизации бизнес–процессов / Н.Ю. Суховеров // Экономика. Бизнес. Банки. – 2018. – № 3. – С. 207.
15. Тавер, Е.И. Качество как объект управления / Тавер Е.И. // М.: Методы менеджмента качества. – 2012. – № 11, 12. – 63 с.
16. Тавер Е.И. Цена качества / Тавер Е.И. // М.: Стандарты и качество. – 2009. – №4. – 60 с.
17. Тельнов, Ю. Ф. Инжиниринг предприятия и управление бизнес–процессами. Методология и технология / Ю. Ф. Тельнов, И. Г. Фёдоров. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – С.155.
18. Умнова, Е. Г. Моделирование бизнес–процессов с применением нотации BPMN / Е. Г. Умнова. – Саратов: Вузовское образование, 2017. – С.34.