Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный баскетбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовки спортсменов. За время игры баскетболист пробегает около четырех километров и делает свыше 150 ускорений на расстояние от 5до 20 метров, выполняет около 100 прыжков в условиях активного противодействия соперников и все это при постоянной смене направления, частых остановок и поворотах. Частота сердечно-сосудистых сокращений достигает 180-230 ударов в минуту, а потеря веса составляет от 2 до 5 килограммов за игру.
Во всех видах спорта существует понятие «нагрузка» —воздействие физических упражнений на организм, вызывающее со стороны организма активную реакцию, которая в дальнейшем способствует изменениям в функциональных системах спортсмена (сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной и т.д.). Эти изменения в свою очередь приводят к росту спортивных результатов.
Нагрузки спортсменов-ориентировщиков подразделяются на тренировочные и соревновательные (нагрузки во время тренировок, нагрузки во время соревнований).
Спортсмену любого возраста и уровня необходимо следить за сочетанием на тренировочных занятиях вышеперечисленных видов нагрузок.
Нагрузки различаются также по воздействию на двигательные качества: быстроту, силу, гибкость, выносливость и т.д., а также по воздействию на различные стороны подготовленности спортсмена (совершенствующие техническую, психологическую, тактическую, интеллектуальную подготовленность). Преобладание в тренировочном плане в конкретном периоде подготовки различных нагрузок диктуется задачей, поставленной на данный период.
Деятельность баскетболиста в игре - не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды, и опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.
За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается прежде всего в повышении маневренности, подвижности игроков, в их стремлении активно бороться за мяч или место на каждом участке площадки. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.
Целью работы является изучение «внешней» и «внутренней» сторон игровой нагрузки баскетболистов.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− Изучить виды нагрузок, применяемых в спорте;
− Ознакомиться с характеристикой различных видов нагрузки;
− Дать характеристику «внешней» и «внутренней» стороне физической нагрузки в баскетболе.
Объект исследования: нагрузки в баскетболе
Предмет исследования: внешняя и внутренняя сторона нагрузки в баскетболе.
Глава 1. Нагрузки, применяемые в спорте
1.1. Классификация нагрузок
С научной точки зрения физическая нагрузка представляет собой величину и интенсивность всей производимой человеком мышечной работы, обусловленной всеми видами деятельности. Физическая активность является неотъемлемым и сложным компонентом поведения человека. Привычная физическая активность оказывает влияние на уровень и характер потребления продуктов, жизнедеятельности, включая работу и отдых. Лишь небольшая часть мышц включается в работу при поддержании тела в определенном положении и выполнении повседневной работы, при выполнении более интенсивной работы и занятиях физической культурой и спортом происходит сочетанное участие почти всей мускулатуры.
Выполнение любого тренировочного упражнения связано с переводом организма на более высокий, чем в состоянии покоя, уровень функциональной активности.
Нагрузка – это воздействие физических упражнений на организм занимающихся, которое способствует проявлению активной реакции его функциональных систем, отражением степени напряжения организма.
В спортивной практике нагрузки подразделяются по следующим признакам:
По своему характеру:
− тренировочные
− соревновательные
− специфические (близкие по характеру к соревновательным)
− неспецифические общеразвивающие (направленные на всестороннее развитие организма спортсмена).
Тренировочная нагрузка представляет собой мышечную работу, совершенную атлетом за тренировку, недельный, месячный, полугодовой и годовой циклы.
Интенсивность тренировочной нагрузки (по Верхошанскому Ю.Д,1985) является критерием силы ее воздействия на организм или мерой напряжения тренировочной работы. Интенсивность регулируется интервалами отдыха между повторными нагрузками, величиной (силой) тренирующего потенциала используемых средств, частотой их применения,. Допускается на определенных этапах подготовки повышение интенсивности тренировочной нагрузки, но только после предварительной подготовки на основе объемной низкоинтенсивной нагрузки.
Система организации тренировочной нагрузки включает в себя соотношение в строгом согласовании со временем этапа подготовки средств общей, специальной и технической подготовок.
В теории и методике спорта термин “тренировочная нагрузка” рассматривают обычно как количественную меру выполняемой тренировочной работы. Принято различать понятия: внешняя, внутренняя и психологическая нагрузка (Матвеев, 1999; Озолин, 1980; Туманян, 1984 и др.).
Виру (1981) выделяет пять видов нагрузок: чрезмерно большие (околопредельные); поддерживающие (их недостаточно для обеспечения дальнейшего роста, но достаточно, чтобы избежать обратного развития тренированности); восстанавливающие (ускоряющие восстановление, но недостаточные для поддержания надлежащего уровня); малые, которые не оказывают заметный физиологический эффект.
В дальнейшем возникла необходимость расширения представлений о внешней и внутренней нагрузке. Были введены такие понятия, как тренирующий потенциал нагрузки и ее тренирующий эффект.
Тренирующий потенциал нагрузки включает присутствие в ее составе времени развития и мощности метаболических процессов, не только соответствующих, но и превышающих соревновательные условия по значениям максимума усилия, обеспечивающих работоспособность спортсменов (Верхошанский, 1988). В целом можно представить в виде линейного представления и суммирования тренировочных воздействий:
срочный тренирующий эффект -> отставленный тренирующий эффект -> кумулятивный тренирующий эффект.
Срочный тренировочный эффект является текущей формой реакции организма на физическую нагрузку; отставленный тренировочный эффект представляет собой изменение состояния организма, которое наблюдается после тренировочного занятия; кумулятивный тренировочный эффект является результатом последовательного суммирования организмом всех тренирующих эффектов, которые создаются в ходе тренировочного процесса.
Результаты воздействия нагрузки могут быть выражены ее суммарным тренировочным эффектом, который оценивается, прежде всего, по величине изменений состояния спортсмена.
В своих исследованиях Ю. В. Верхошанский (1985), например, выделяет качественные аспекты тренирующего эффекта. Кумуляция как феномен обобщения организмом следов тренирующих воздействий, по его данным, не является простым суммированием и далеко выходит за его рамки. Выделяется понятие “частный тренирующий эффект”, рассматриваемый в качестве результата воздействия нагрузки одной преимущественной направленности или одного средства и “кумулятивный тренирующий эффект”, который является результатом обобщения организмом воздействий нагрузок различной преимущественной направленности, применяемых одновременно или последовательно.
Очевидно, что во многом эффект подготовки спортсмена определяется правильной организацией тренировочного процесса, где должны быть четкие представления, какой следует ожидать тренирующий эффект в каждом конкретном случае и что нужно предпринять для его достижения. В практических целях тренирующий эффект оценивают по двум критериям – качественному (частный и кумулятивный) и временному (срочный и отставленный).
Можно дать более детальную классификацию тренирующего эффекта.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баскетбол в школе [Текст]//Теория и практика физической культуры. - 2004, № 1. - с.13.
2. Баскетбол. Теория и методика обучения [Текст] // под общ. ред. Д. И. Нестеровского. – М.: Академия, 2004. 336с.
3. Баскетбол: средства и методы обучения: учеб. пособие [Текст] / М.Л. Берговина. – Сыктывкар: ИПО СыктГУ, 2011. 112 с.
4. Бреслав И.С. Дыхание и мышечная активность человека в спорте: Руководство для изучающих физиологию человека [Текст] / И.С. Бреслав, Н.И. Волков, Р.В. Тамбовцева. – М.: Советский спорт, 2013. – 336 с.
5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте [Текст] / Ю.В. Верхошанский. – 3-е изд. – М. : Советский спорт, 2013. – 216 с
6. Взаимосвязь общей и специальной подготовки[Текст] //Теория и практика физической культуры. - 2006, № 8. - с.33.
7. Вуден Д. Современный баскетбол: Пер. с англ [Текст] \ Вуден Д. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 256 с.,
8. Вяземский М.Н. Специальная подготовка в баскетболе [Текст] / Вяземский М.Н. //Теория и практика физической культуры. - 2001, № 8. - с.44.
9. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства [Текст] / Гомельский А.Я. – М.: Агентство «ФАИР», 2007. – 224 с.
10. Гомельский А.Я. Технико-тактическая подготовка юных баскетболистов [Текст] / Гомельский А.Я. – М.: 2004.
11. Гомельский Е.Я. Психологические аспекты современного баскетбола [Текст] / Гомельский А.Я.. Москва, 2010.
12. Гомельский, В. Как играть в баскетбол [Текст] / В. Гомельский. - М.: Эксмо, 2015. - 288 c.
13. Гордон С.М. Спортивная тренировка: монография [Текст] / С.М. Гордон. – М.: Физическая культура, 2008. – 287 с.
14. Губа В.П.Теория и методика современных спортивных исследований: монография [Текст] / Губа В.П., Маринич В.В. М.: Спорт, 2016. 232 с.
15. Губа В.П. Оценка уровня развития двигательных способностей юных баскетболистов [Текст] / Губа В.П., Родин А.В., Скрипко А.Д. // Физическая культура в школе. 2015. № 1. С. 57-60.
16. Губа В.П. Комплексный контроль интегральной функциональной подготовленности футболистов: монография [Текст] / Губа В.П., Шамардин А.А. М.: Советский спорт, 2015. 284 с.
17. Дорошенко Э. Ю. Моделирование технико-тактических действий как фактор управления соревновательным процессом и подготовкой баскетболисток высокой квалификации [Текст] / Э. Ю. Дорошенко // Педагогіка, психологія та медико-біол. проблеми фіз. виховання і спорту: зб. наук. праць/ за ред. С. С. Єрмакова. – 2013. – № 10. – С. 29–34
18. Кизько А.П. Чередование физических воздействий и отдыха в спортивной тренировке [Текст] / Кизько А.П. //Теория и практика физической культуры. – 2002, № 8. - с 16.
19. Козина Ж. Л. Индивидуализация подготовки спортсменов в игровых видах спорта [Текст] / Ж. Л. Козина. – Х.: Точка, 2009. – 396 с
20. Корягина, Ю. В. Курс лекций по физиологии физкультурно-спортивной деятельности: учебное пособие [Текст] / Ю. В. Корягина, Ю. П. Салова, Т. П. Замчий. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2014. – 152 с.
21. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студ. учрежд. ВПО [Текст] / В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2012. – 411 с.
22. Кулаков В.И. Технико-тактическая подготовка квалифицированных баскетболистов на основе моделирования показателей соревновательной деятельности [Текст]: дис. ...канд. пед. наук. Волгоград, 2012. 186 с.
23. Мечников А.Р. Техника и тактика баскетбола. Учеб. для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Мечников А.Р. – М.: издательский центр "Академия", 2005. – 528 с.
24. Нестеровский Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д.И. Нестеровский. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 с.
25. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. [Текст] / Д.И. Нестеровский Издательский центр «Академия».2008.
26. Пельменев В.К. Методика совершенствования точности бросков у баскетболистов: Учебное пособие [Текст] / Д.И. Нестеровский - Калининград: Изд-во КГУ, 2000. -
27. Платонов В. Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм. Отечественный и зарубежный опыт: история и современность [Текст] / В. Н. Платонов. – М.: Сов. спорт, 2010. – 312 с
28. Платонов. В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение [Текст] / В. Н. Платонов. – К.: Олимп. лит., 2013. – 624 с
29. Портнов Ю. М. Баскетбол: учебник [Текст] / Ю.М. Портнов. – М.: ФиС, 2002. 342 с.
30. Родин А.В. Баскетбол в университете: Теоретическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки студентов в спортивном клубе [Текст] / Родин А.В., Губа Д.В. М.: Советский спорт, 2009. 168 с.
31. Сидякин А.И. Техника исполнения броска в прыжке. Методические рекомендации для детских тренеров по баскетболу. [Текст] / Сидякин А.И., Гомельский Е.Я. Москва, 2010.
32. Специальные баскетбольные упражнения [Текст] //Теория и практика физической культуры. - 2005, № 10. - с.54.
33. Суздальницкий Р. С. Специфические изменения в метаболизме спортсменов тренирующихся в разных биоэнергетических режимах, в ответ на стандартную физическую нагрузку [Текст] / Суздальницкий Р. С. //Теория и практика физической культуры. – 2004, № 8. - с 16-20.
34. Техника и тактика баскетбола [Текст] //Теория и практика физической культуры. - 2008, № 7. - с.17.
35. Тихонов В.Ф. Определение качественных показателей физической нагрузки в баскетболе по характеру изменения частоты сердечных сокращений [Текст] / Тихонов В.Ф., Дигуева О.Г., Яковлева Л.А. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 11-2. – С. 264-267
36. Чернов С.В. Быстрый прорыв в баскетболе: обучение и совершенствование. Учебное пособие [Текст] / Чернов С.В., Костикова Л.В., Фомин С.Г. М., ФК, 2009.