Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 5
1.1. Цели проведения специальной оценки условий труда 5
1.2. Порядок проведения оценки условий труда 7
1.3. Анализ факторов, подлежащих оценке 10
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 11
2.1 Общая характеристика предприятия, анализ состава и динамики персонала 11
2.2 Описание текущего состояния обеспечения кадрового делопроизводства по СОУТ 21
2.3 Разработка мероприятий по совершенствованию кадрового оформления СОУТ 24
2.4 Оценка эффективности предложенных мероприятий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Квалифицированный и опытный персонал - золотой ресурс каждого предприятия, поэтому безопасность труда и сохранение здоровья каждого работника имеет особое значение. В Российской Федерации уже несколько лет действует закон №426 – ФЗ от 28.12.2013 года [2], регулирующий отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией работодателем обязанности по обеспечению безопасности работников в процессе их труда и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям по охране труда. Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовой статус, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Регулирование специальной оценки условий труда осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации [3], Федеральным законом, иными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормы, регулирующие специальную оценку условий труда и содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать нормам Трудового кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» эта оценка определяется как единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По сути, СОУТ представляет собой систему комплексного качественного и количественного анализа профессиональных рисков для работника и объективную оценку условий труда на конкретном рабочем месте с целью последующей разработки конкретных рекомендаций по устранению опасных и (или) вредных условий труда, а также мероприятий по предупреждению обусловленных условиями труда производственного травматизма и заболеваемости.
Цель работы – рассмотреть особенности проведение специальной оценки условий труда на предприятии.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты проведения СОУТ на предприятии;
- рассмотреть текущее состояния обеспечения кадрового делопроизводства по СОУТ на предприятии.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цели проведения специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда направлена на подтверждение соответствия условий труда на рабочих местах работников стандартам в области охраны труда. Предполагается, что процедура позволит устранить или минимизировать риски и опасности при исполнении служебных обязанностей и в дальнейшем повлиять на создание профессиональной системы управления рисками в организации. У специальной оценки есть и другие цели. Рассмотрим их подробнее:
1) Сохранение здоровья работников. Приоритетная цель является основой государственной политики и лежит в основе Закона Об охране труда. СОУТ позволяет стимулировать работодателя к обеспечению безопасной работы.
2) Разработка мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников. В случае возникновения ВОПФ работодатель обязан устранить или уменьшить его влияние и защитить работника в течение срока действия результатов. Методы и меры обычно указываются в рекомендациях, подготовленных в результате процедуры совместно с экспертами СОУТ и комиссией, участвующей в проведении.
3) Обоснование затрат на мероприятия по модернизации условий труда. Как правило, большинство организаций в годовом бюджете закладывают минимальные средства на охрану труда или не выделяют их вовсе. В случае выявления нарушений необходимо привести производство в соответствие.
4) Расчет скидки (доплаты) к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. За счет средств ФСС можно компенсировать стоимость спецоценки путем снижения страхового тарифа и предоставления скидки. Для этого необходимо иметь данные из результатов исследования, на основании которых агентство определяет, какая скидка причитается работодателю.
5) Установление размера дополнительной ставки страховых взносов в ПФР. Если работодатель не выполняет СОУТ, он обязан уплатить дополнительную ставку страховых взносов.
6) Организация предварительных и периодических медицинских осмотров. При необходимости сотрудникам назначаются медицинские осмотры. Документы по СОУТ ссылаются на Приказ Минздравсоцразвития № 302н, в котором отражена информация о частоте проведения медицинских осмотров и видах осмотров по той или иной профессии.
7) Предоставление гарантий и компенсаций работникам. За работу во вредных условиях труда работники имеют право на компенсацию, ее виды могут быть определены после получения результатов СОУТ. В зависимости от класса условий труда работнику может быть назначен дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя или надбавка к заработной плате. Для класса 3.3 и выше предусмотрены все 3 вида компенсации.
8) Обеспечение работников СИЗ (средствами индивидуальной защиты, - ред.). В случае СОУТ оценивается их эффективность. Если СИЗ никогда не выдавались, или их не хватает, и они ставятся работнику по стандартным нормативам, эксперт укажет на их неэффективность.
9) Разрешение трудовых споров. Для разрешения разногласий между работодателем и работником по вопросу условий труда важно иметь заключение независимой экспертной организации — документы СОУТ. Они являются своего рода дополнительным соглашением к трудовым отношениям, где работник и работодатель достигают соглашения по вопросам охраны труда.
10) Снижение риска несчастных случаев и несчастных случаев, профессиональных заболеваний. В ходе СОУТ можно оценить первоначальный риск несчастного случая, а также возникновение профессиональных заболеваний у работника. Для достижения этих целей необходимо провести комплексную работу по СОУТ.
1.2. Порядок проведения оценки условий труда
Что касается сроков проведения СОУТ, то в соответствии со ст. 212 ТК РФ [3] ее проведение является обязанностью работодателя. Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ [2], если до дня вступления его в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, СОУТ в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, требующих проведения внеплановой оценки условий труда, порядок проведения которой установлен ст. 17 Федерального закона.
Таким образом, если на рабочих местах до 31 декабря 2013 г. была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, ее результаты действительны в течение пяти лет с момента завершения указанной аттестации. При этом СОУТ на данных рабочих местах должна быть проведена не позднее даты истечения срока действия результатов предыдущей аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно ч. 6 ст. 27 Федерального закона в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 данного Федерального закона, СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.
Поэтапное проведение СОУТ осуществляется только в отношении рабочих мест, на которых выявлены потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы.
При этом ч. 6 ст. 10 Федерального закона установлено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении следующих рабочих мест:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 №7–ФКЗ, от 05.02 2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. О специальной оценке условий труда: федеральный закон от 28 декабря 2013 №426–ФЗ (ред. от 01.05.2016 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2013.– №52 (ч. I). – Ст. 6991.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 № 197 – ФЗ (с изм. идоп.) // Собрание законодательства
4. Адамчук В.В. Экономика и социология труда / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, И.Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 407с.
5. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 407 с.
6. Андреева Н.В. Экономика труда: учебно-методическое пособие /Н.В. Андреева; Владим. гос. ун-т. – Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2012. – 210 с.
7. Кирсанова Д.А. Специальная оценка условий труда: Трудоправовой аспект дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Д.А.. Кирсанова ; Высшая школа экономики. - М., 2017. – С.166.
8. Костян, И.А. Правовые проблемы защиты трудовых прав работников в условиях рыночных отношений в России: дис. ... док. юрид. наук : 12.00.05 / И.А. Костян ; Моск. гос. ун–т им. М.В. Ломоносова. – М., 2009. – 349 c.
9. Кухаренко, А. Ю. Правовые аспекты государственного управления в области охраны труда на современном этапе : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.05 / А.Ю. Кухаренко ; Науч.– исслед. ин–т труда и соц. страх–я. – М, 2001. – 158 c.
10. Лукаш, Ю.А. Энциклопедический словарь–справочник руководителя предприятия / Ю.А. Лукаш. – М.: Книжный мир, 2004. – 1504 с.
11. Маврин, С.П. Трудовое право России: учебник / С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. – М.: Норма, 2008. – 656 с.
12. Макевкина А.С. Понятие охраны труда Российскому трудовому праву канд. юрид. наук: 12.00.05 / А. С. Макевкина.– Томск, 2005. – 25 с.
13. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2018. – 336 с.
14. Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций. - М.: ТРТУ, 2014.- 330 с.
15. Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. -М: ТТИ ЮФУ, 2018. - 440с.