Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Правильная осанка - это здоровый позвоночник. Если положение тела правильное, то каких-либо нарушений в состоянии здоровья человека не происходит, особенно это касается опорно-двигательного аппарата, но если будет присутствовать даже какое-либо безобидное функциональное нарушение осанки, то итог может быть различным, вплоть до стойкой деформации опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми последствиями. Осанка у детей сегодняшнего поколения нарушается еще в дошкольном возрасте, поскольку дети много времени проводят за телевизором и компьютером, а в школьном возрасте продолжает ухудшаться.
Болезни опорно-двигательного аппарата занимают одно из первых мест среди заболеваний, особенно у детей и молодежи.
Выявлено, что максимальный эффект в формировании правильной осанки достигается в период бурного естественного развития детей. Поэтому при формировании правильной важным является не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, так как впоследствии сделать это будет, намного сложнее.
Все это должно быть объектом пристального внимания всех педагогов и врачей в школе.
Воспитание осанки – сложный многогранный процесс. Формирование ее индивидуальных особенностей протекает под влиянием факторов внешней среды. При этом большое значение имеет рациональный гигиенический и двигательный режим, который обеспечивает хорошее развитие опорно- двигательного аппарата ребенка. В появлении дефектов осанки часто играет роль привычка к неправильной позе, поэтому так важно с раннего возраста приучить ребенка правильно ходить, стоять, бегать, сидеть. Проблема формирования и сохранения правильной осанки детей старшего школьного возраста является очень актуальной в настоящее время.
Выявленные противоречия: Существует огромное количество современных методик коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста. Однако эти методики не всегда приводят к быстрому и стойкому положительному эффекту. Все это говорит о необходимости совершенствования оздоровительных систем, существующих в современном обществе.
Выявленное противоречие обусловило возникновению научной проблемы: разработка организации занятий по коррекции сколиоза у детей 7-10 лет.
Научная проблема: разночтение в методиках формирования правильной осанки у детей младшего школьного возраста, направленных на улучшение здоровья детей этого возраста. Однако эти методики не всегда приводят к быстрому и стойкому положительному эффекту. Все это говорит о необходимости совершенствования оздоровительных систем, существующих в современном обществе.
Гипотеза: мы полагаем, что формирование правильной осанки будет более эффективной, если включать в занятия комплекс дополнительных гимнастических упражнений.
Объект исследования - является физическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности организации занятий по формированию правильной осанки у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - исследовать формирование правильной осанки у детей 7-8 лет на занятиях гимнастикой.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу по теме исследования.
2. Раскрыть методы и организацию исследования.
3. Провести анализ результатов полученных исследований.
Методы исследования:
1.Анализ научных литературных источников.
2.Педагогическое тестирование..
3.Педагогический эксперимент.
4.Математико-статистическая обработка результатов
Практическая значимость работы заключена в возможном использовании результатов исследования, как в консультативной практике, так и в процессе преподавательской деятельности.
Также практическая значимость работы заключена в разработке рекомендаций испытуемым по итогам тестирования.
Структура работы. Данная работа имеет традиционную структуру. Она состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка использованных источников.
Введение состоит из обоснования актуальности работы, представления объекта и предмета, цели и задач, методов исследования.
Основная часть представлена двумя главами.
Первая глава – обзор научной литературы по теме работы – носит теоретический характер.
Вторая глава – носит эмпирический характер.
Заключение подводит основные итоги изучения проблемы. Список литературы состоит из библиографического описания использованных в работе источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме исследования
1.1. Особенности психофизиологического развития детей младшего школьного возраста
По мнению многих известных российских ученых имеется обусловленный порядок построения занятий по физической культуре с детьми младшего школьного возраста, что обуславливается значительным развитием психологических и физиологических параметров детей младшего школьного возраста, в связи с этим и обусловливается предпочтение выбора методик учебного процесса.
Возраст 7-10 лет – это период, это временной отрезок характеризующийся целым рядом особенностей, среди которых особо следует выделить:
- Психологический кризис 7 лет.
- Сенситивные периоды развития ловкости, быстроты, гибкости.
- Очередной этап физиологического роста. Некоторые ученые утверждают, что в этом возрасте уже имеются различия между мальчиками и девочками, по которым необходим дифференцированный подход в определении параметров физической нагрузки на занятиях различными видами спорта.
Д.Б. Эльконин выделил 7 этапов развития детей. Одним из них он определил младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет. Период детства он делит на дошкольный возраст, который открывается с этапа кризиса 3 лет, и младший школьный возраст – с кризисом 7-ми лет. Именно поэтому можно называть рассматриваемый в работе возраст младшим школьным звеном.
Психологом отмечается и тот факт, что созревание детей младшего школьного возраста сильно будет отличаться от развития подростков и тем более старшеклассников. И здесь важно брать во внимание именно анатомо-физиологические и психологические особенности детей 7-10 лет.
Согласно ряду показателей разницы между мальчиками и девочками в младшем школьном возрасте не наблюдается. Важно отметить, что происходит на анатомическом уровне: в рассматриваемом нами возрасте продолжает формироваться структура тканей и рост таковых. Что касается темпа роста в длину, то он, если сравнивать с предыдущими периодами, замедляется, однако вес тела возрастает.
Благодаря увеличению окружности грудной клетки в этом возрасте и изменению её формы (становится конической) жизненная емкость легких (ЖЕЛ) становится больше. .
У младших школьников дыхание относительно учащенное и поверхностное, а значит и меньше производительность. Единица объема вентилируемого воздуха организмом усваивает меньше кислорода (примерно два процента), чем дети старшего школьного возраста или взрослые (примерно четыре процента).
Вследствие этой особенности может возникнуть гипоксемия, такое понижение содержания кислорода в крови вызвано затруднением дыхания у детей при мышечной активности. Именно поэтому обучение детей физическим упражнениям нужно строить, строго согласовывая дыхание и движения тела.
У школьников младшего школьного возраста кровяное давление ниже, чем у взрослых, просвет артерий шире, и сердце гораздо лучше справляется с работой.
Особенность выбранного возраста, которую так же необходимо учитывать – это легкая возбудимость сердца, в его работе часто можно наблюдать аритмию, так как внешний мир оказывает сильное влияние. Учитывая особенности сердечно-сосудистой системы выбранного возраста
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Аэробика. Теория и методика проведения занятий. Учебное пособие. /Под ред. Е.Б. Мякинченко и М.П. Шестакова. – М.: СпортАкадемПресс, 2016. – 304 с. – С. 233-234.
2. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология / А.О. Дробинская. – М. : Юрайт, 2016. – 527 с.
3. Красикова, И.С. Сколиоз: Профилактика и лечение / Исаев, А.П. и др. - СПб.: КОРОНА принт, учитель и ученик, 2018.-145 с.
4. Курысь, В.Н. Ритмическая гимнастика в школе /В.Н. Курысь. – Ставрополь: СГУ, 2015. – 204с.
5. Мамедов, К.Р. Физкультура для учащихся 1-11 классов специальных медицинских групп: тематическое обоснование, игры и упражнения [Текст] / автор составитель К.Р. Мамедов.- Волгоград: Учитель, 2019.- 83 с.
6. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты /Л.П. Матвеев .-М.: Советский спорт,2015.-389 с.
7. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Введение в предмет: Учеб. для высших спец. физк. учеб. завед. - 3-е изд. - СПб.: Лань, 2016 - 231 с.
8. Матов, В.В. Ритмическая гимнастика для школьников. / В.В. Матов, О.А. Иванов, И. Н. Шарабанова. Серия «Знание».- М., Физкультура и спорт.- 2017 - №4.- С. 98-181.
9. Психология подростка / Ж.К. Дандарова и др. ; под ред. А.А. Реана. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2016. – 480 с.
10. Савченков, Ю.И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учеб. пособие для студентов пед. Вузов.-/ М.: ВЛАДОС, 2020.- 145с.
11. Сурина С.В. Корригирующая гимнастика. Методическая разработка. [Текст] / С.В. Сурина, С.А. Сибагатулина. - Сыктывкар 2018.- 40 с.
12. Сурина, С.В. Корригирующая гимнастика. Методическая разработка. [Текст] / С.В. Сурина, С.А. Сибагатулина. - Сыктывкар 2017.- 40 с.
13. Суслов, Ф.П. Спорт высших достижений: теория и методика. Уч.пособие /Ф..Суслов, В.Г. Никитушкин.-М.: Спорт,2017.-586 с.
14. Тычинин, Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.-158 с.
15. Физическая культура : учебник для студентов вузов, обучающихся по дисциплине "Физическая культура" / [М. Я. Виленский [и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2019. - 424 с.
16. Халемский, Г.А. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки [Текст] / Под общей редакцией Г.А. Халемского. 2-е издание, исп. и доп.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2016.- 80 с.
17. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Уч.пособие /Под ред. Б.Д. Эльконина.-М.: Академия,2017.-194 с.
18. Югова, Е.А. Возрастная физиология и психофизиология / Е.А. Югова, Т. Ф. Турова. – М. : Академия, 2016. – 334 с.