Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях, когда увеличивается число регионов экологического неблагополучия, проблема воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, да и всего населения, становится особенно актуальной.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
Детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.
Экологическая культура дошкольников несет в себе: усвоение знаний об окружающей их действительности; усвоение норм и правил поведения в природе; формирование и выработку ответственности за сохранение окружающего мира; развитие эстетических чувств, умение видеть прекрасное, умение наблюдать естественную красоту.
Экологическое воспитание помогает осознать близкую связь всего живого на планете, предотвращает враждебные, разрушительные деяния по отношению к природе, ориентирует детскую активную деятельность в позитивное направление и расширяет круг интересов.
Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время важнейшей экологической проблемой является взаимодействие человека со средой обитания, основу которого составляет созидательное, бережное отношение к природе. Решение данной проблемы находится в области воспитания экологической культуры личности, определяемой учеными С. Н. Глазачев, Н. Н. Моисеев; Е. С. Сластенина, и др.
Исследования Н. М. Верзилина, Н. А. Рыжова и др., посвященные вопросам экологического воспитания и образования, свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте у детей формируются начала экологической культуры: элементарные представления о природе ближайшего окружения; эмоционально-чувственное, природосберегающее отношение к природным объектам.
Основными компонентами экологической культуры у дошкольников являются: когнитивный (знаниевый), мотивационный (эмоционально-ценностный), поведенческий (деятельностный). В соответствии с этим, воспитание экологической культуры у дошкольников предполагает целенаправленную педагогическую работу по формированию у детей экологических знаний и представлений, бережного отношения к природным объектам, элементарных навыков ухода за живыми природными объектами и природосберегающего поведения.
Объектом исследования выступает процесс использования игровых обучающих ситуаций в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Цель курсовой работы – рассмотреть формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности.
Задачи:
- определить содержание экологической культуры и воспитания в дошкольных организациях;
-изучить виды игр в экологическом образовании и воспитании детей;
- проанализировать уровень развития основ экологической культуры у детей 6-7 лет;
- определить методические рекомендации по развитию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в игре.
Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы; диагностирование дошкольников; наблюдение; индивидуальный контакт с детьми; экспериментирование.
Практическая значимость исследования определяется тем, что оно дает возможность совершенствовать педагогический процесс в экологическом воспитании детей.
База исследования.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ
1.1. Содержание экологической культуры и воспитания в дошкольных организациях
Целью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно назвать – формирование у ребенка основ экологической культуры – начальных составных личности, которые позволяют в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия ребенка с природой и окружающей средой [21, с. 71].
Одной из частей воспитательного процесса является экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, которая формирует личность ребенка, то есть мышление, речь, эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста. Базовые начальные знания о природе и окружающей среде дети могут изучить в ходе экологического воспитания, который является процессом. А также в ходе экологического воспитания дети способны изучить и понять начала и основы грамотного поведения и мышления на основе набора базовых знаний. В процессе экологического воспитания дети старшего дошкольного возраста понимают и осознают причинно – следственные связи в окружающей среде и природе. Дети старшего дошкольного возраста начинают тщательно относиться к живым существам, объектам и организмам.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать [4].
Целью экологического образования является воспитание экологической культуры. Понятие «экологическая культура» многогранно. Оно включает, в частности, наличие у человека экологического сознания, экологического мышления. Ни то, ни другое, у дошкольников сформировано быть не может.
Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, и именно природа, с неисчерпаемой красотой, является вечным источником детского разума. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка необходимо обогащать его впечатления яркими образами природы, так как, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой, а сама логика есть не что иное, как отражение в уме связи предметов и явлений природы [1].
В реальном образовательном процессе наблюдение, как и собственно познавательная деятельность встречается не часто. Чтобы дети получали новую информацию только из собственных наблюдений, исследователь предлагает поставить правильные задачи, которые реализуются в форме соответствующих вопросов [3].
В процессе экологической культуры дети осознают причинно – следственные связи в природе и окружающей среде, бережливого и осознанного отношения ко всем живым существам. Дети могут освоить
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2017. - № 1.- С.10-12.
2. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2016. - № 1. - С. 152-158.
3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста М., Просвещение, Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2019. N 7. С. 38-46.
4. Баймашова, В. А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями / В.А. Баймашова, Г.М. Охапкина. - М.: Скрипторий, 2015. - 236 c.
5. Бодраченко, И.В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2016. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
6. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (+ CD-ROM) / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 512 c.
7. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н.В. Микляевой. М.: Форум, 2016. с. 256.
8. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2019. с.288.
9. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2016. N 7. С. 3-9.
10. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2015. - № 2. - С. 38-41.
11. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. М.: ТЦ Сфера, 2016. с.277.
12. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 251 с.
13. Лето. Тематический уголок для ДОУ. - М.: Карапуз, 2017. - 526 c.
14. Лыкова, И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2017. - 408 c.
15. Масленникова О.М. Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. М.: Учитель, 2015, с.232.
16. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. Санкт – Петербург, Акцидент, 2017. с.90.
17. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М.: Новая школа, 2019, с .232.
18. Николаева, С. Н. Парциальная программа система работы «Юный эколог» в подготовительной к школе группе детского сада (6-7 лет). ФГОС / С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-синтез, 2016. – 208 с.
19. Нисканен, Л. Природа в развитии и воспитании ребенка/ Л. Нисканен. // Дошкольное воспитание. 2017. – № 7. – С. 150–153.
20. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2018. № 5.
21. Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании сост. Н.М. Дрижирук, С.Н. Марчук. Выпуск 1 – СПб. ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга, 2017 – 44 с.
22. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-синтез, 2017. - 368 с.
23. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. - М.: Учитель, 2020. - 188 c.
24. Познаем окружающий мир. Животные Африки. Дидактический материал. - М.: Стрекоза, 2019. - 311 c.
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2015 - 712 с.
26. Рыжова, Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»/ Н.А. Рыжова. // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 3 – С. 38; № 7 – С. 37; № 10 – С. 50.
27. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2017. с. 208.
28. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 602 c.
29. Талызина, М.И. Экологический дневник дошкольника. Лето / М.И. Талызина. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 900 c.
30. Тамбиев, А. Х. Кто где живет? Книга 5. Кто в лесной норе живет? / А.Х. Тамбиев. - М.: Дрофа, 2018. - 127 c.
31. Федорова, Т. А. Воспитание у детей дошкольного возраста культуры взаимодействия с природой. / Т. А. Федорова.– М: Феникс, 2015. – 167 с.
32. Шорыгина, Т. А. Беседы о степи и лесостепи. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2019. - 903 c.