Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одна из важнейших задач, стоящих в современное время перед образованием – это воспитание человека, способного самостоятельно мыслить, оценивать происходящее, строить свою жизнь в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности учащихся.
В последние десятилетия условия жизни государства, общественных групп, взрослых и подрастающего поколения значительно изменились. Быстрое развитие информационных технологий, небывалые темпы научного прогресса привели к остро ощущаемому современным миром «духовному голоданию». Средства массовой информации, педагоги, родители всё чаще отмечают различные проявления эмоциональной ограниченности, нарастание жестокости, агрессивности детей. Острота нравственных проблем нашего общества потребовала существенных изменений учебно-воспитательного процесса школы – возвращения его духовно-нравственной составляющей: включения в содержание образования основ морали, этики.
Проблема нравственного воспитания личности наиболее актуальное значение приобретает по отношению к детям младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период укрепляются основы нравственной сферы личности. Основная роль в процессе формирования нравственных ценностей отводится семье и системе воспитания и образования.
Формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на нравственных ценностях и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, осуществляется, в том числе, в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ).
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» был ведён с 2012/13 учебного года в 4 классах общеобразовательных учреждений всех субъектов Российской Федерации соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.01.2012 г. №84-р.
Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению.
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как: дружба и доброжелательность, вежливость и тактичность, чуткость и милосердие, сострадание и гуманность, духовность и благодарность, патриотизм и бескорыстность. На основе этических категорий добра и зла формируются представления о нормах поведения в коллективе учащихся, в семье, о моральных качествах людей и нравственных принципах.
Объект исследования - процесс формирования у младших школьников представлений о светской этике.
Предмет исследования – использование разнообразных форм образовательной деятельности в курсе ОРКСЭ для формирования у младших школьников представлений о светской этике.
Цель исследования: теоретическое изучение проблемы сформированности у младших школьников первоначальных представлений о светской этике.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. Провести диагностику уровня сформированности представлений о светской этике у младших школьников;
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русской философской и педагогической мысли о развитии нравственной сферы личности (Б.Г. Ананьев, К.Д. Ушинский и др.); теоретические положения о взаимодействии семьи и образовательной организации в воспитании детей (И.В. Метлик, Е.В. Михайлова и др.), положения аксиологического подхода к развитию личности (А.Д. Леонтьев, В.А. Сластенин, и др.); положения о воспитательном потенциале и эффективности форм образовательной деятельности в курсе ОРКСЭ.
Методы исследования: изучение педагогической литературы, анализ, синтез, обобщение, эксперимент, наблюдение, систематизация, классификация.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования первоначальных представлений о светской этике у младших школьников
1.1. Понятие «светская этика»
Синонимы понятия светская этика – нравственность, мораль, понимаемые как система норм и правил, выработанных обществом и им охраняемых. Детей следует учить этим правилам. Главное из них – не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.
Понятие «ценность» является одним из наиболее употребляемых терминов и в сфере гуманитарного знания, и в политической публицистике. В последние годы многие учёные (З.И. Равкин [35], Е.Т. Новикова [30], Б.Г. Ананьев [2] и др.) посвятили свои работы общей теории ценностей, ценностным отношениям в духовной жизни, в науке, социальной практике.
По мнению В.П. Тугаринова, «ценности – суть предмета, явления природы и их свойства, которые нужны (наблюдаемы, полезны, приняты и прочее) людям определенного общества или класса и определенной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идей и побуждения в качестве нормы, цели или идеала» [41, с. 19].
В философском словаре дано такое определение: «ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные и отрицательные значения для человека и общества».
Таким образом, принимаем, что ценность – это положительное значение объектов материального и духовного мира с точки зрения удовлетворения материальных или духовных потребностей личности и общества.
Среди бесконечного многообразия можно выделить лишь весьма незначительное количество ценностей, которые сохраняют положительное значение во все времена и для всех людей. Это общечеловеческие, не преходящие ценности: жизнь, здоровье, знание, труд и т.п. Равкин З.И. такие ценности назвал абсолютными и охарактеризовал их следующим образом: «Осознание абсолютных ценностей (и приоритетных в значительной мере тоже) объединяет людей, живущих в разных странах и частях света, принадлежащих порой к различным слоям общества. Эта объединительная, интегративная функция такого рода ценностей придает им общечеловеческое значение, но и не умаляет их общенациональное значение, своеобразие» [35, с. 21].
В следующую группу можно выделить ценности, приоритетные в духовной жизни определённого этноса, эпохи, социальной группы. В философии существует ряд категорий для обозначения ценностно-высшего: добро – нравственно высшее, красота – эстетически высшее, истина – высшая ценность в познании, справедливость – высшая ценность в социальных отношениях. Все эти группы ценностей – абсолютные, высшие, приоритетные – составляют систему базисных ценностей. Кроме того, можно выделить большое разнообразие личностно-значимых ценностей, зависящих от социальной и профессиональной принадлежности, особенностей темперамента и множества других факторов.
Задача образования заключается в формировании у школьников системы базисных ценностей, которая должна быть с одной стороны универсальной, с другой – необходимо учитывать ценностные ориентации каждой личности в зависимости от её способностей, индивидуальных особенностей, профессиональной ориентированности и т.п. Для целенаправленной и эффективной реализации ценностей в образовании необходима их классификация.
В «Философском энциклопедическом словаре» предлагается следующая классификация ценностей: с формальной точки зрения – позитивные и негативные, относительные и абсолютные, субъективные и объективные; по содержанию – вещные, логические, этические и эстетические.
С.Ф. Анисимов выделяет следующие группы ценностей:
1) высшие ценности бытия – человечество и человек, так как из всех известных образований космической эволюции самым высшим образованием остаются люди, человечество как форма коллективной цивилизации. Все прочие являются таковыми лишь постольку, поскольку обеспечивают существование и прогрессивное развитие человечества;
2) ценности материальной жизни: природные ресурсы, труд, орудия и продукты труда, необходимые для существования человечества и его воспроизводства;
3) ценности социальной жизни: различные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство);
4) ценности духовной жизни и культуры: научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы и идеалы, призванные удовлетворять духовные потребности людей.
Близкая к этой дается классификация ценностей В.П. Тугариновым. Первоначально он объединяет ценности в два больших класса: ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными, природа) и ценности культуры. Последние подразделяются на материальные ценности, социально-политические (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, равенство, справедливость, человечность) и духовные. Духовные ценности – это ценности науки (критерии – «истина»), ценности морали (критерии – «добро») и ценности искусства (критерий – «красота»). Высшей ценностью В.П. Тугаринов считает человека [41, с. 15].
Классификации С.Ф. Анисимова и В.П. Тугаринова являются полными, охватывающими всю номенклатуру конкретных ценностей. Но для нашего исследования объединение в одну группу интеллектуальных, этических и эстетических ценностей мало приемлемо. Анализ исследований в области аксиологии (Равкин З.И., Тугаринов В.П., Дробницкий О.Г., Любимова Г.В. и др.) позволяет выделить следующие группы ценностей:
- нравственные;
- интеллектуальные;
- социальные;
- религиозные;
- эстетические;
- валеологические;
- материальные.
Нравственные ценности тесно взаимодействуют в общественном и индивидуальном сознании и имеют сходные и различные черты. Как было установлено, нравственные ценности устойчивы, как общечеловеческие, но могут и меняться. При этом резкое изменение системы ценностей человека представляет собой критическую ситуацию, аналогичную ценностной революции в обществе. Нравственные ценности имеют своим источником общечеловеческие и национальные ценности, поэтому их содержание не противоречит последним. Тем не менее, данные общности не являются тождественными. Наконец, все ценности являются положительными для человека и общества. Так как нравственные ценности опосредуются ценностями общества, которые имеют конкретный исторический характер, с целью обоснованного анализа мнений ученых по вопросу о приоритетных ценностях в нравственном воспитании современных школьников рассмотрим два существенных для данного исследования закона образования и действия воспитательных ценностей в общественном и индивидуальном сознании.
Нравственные ценности как форма индивидуального сознания личности – устойчивые мотивационные образования, которые определяют поведение человека изнутри и осознаются им как идеал отношений, цель жизни, ориентир в ежедневном моральном поведении. Это то, к чему человек постоянно стремится и считает личностно значимым настолько, что без этого он не представляет себе собственной жизни. Источником нравственных ценностей являются ценности социальные (общечеловеческие и национальные), которые сознательно и добровольно вырабатываются человеком. Система нравственных ценностей относительно неизменяема и индивидуальна. Она участвует в восприятии и осознании человеком окружающей действительности и самого себя и проявляется в ценностном отношении. Нравственные ценности являются генетически производными от ценностей общества и выступают как внутренние носители социальной регуляции, устойчивые мотивационные образования, которые проявляются, с одной стороны, в стремлении человека к отношениям и поступкам, соответствующим моральным нормам, с другой стороны, в осознании себя свободной, совестливой и ответственной личностью. В современной педагогической науке тенденции в обосновании выбора ценностей для нравственного воспитания школьников сводятся к признанию приоритета общечеловеческих ценностей среди всех остальных.
Маслов С.И. выделяет такие нравственные ценности, как: добро, свобода, милосердие, мир, долг, верность, честность, благодарность, которые раскрываются следующим образом [26, с. 24].
Добро. Определяющей нравственной ценностью является добро. Добро – это и критерий всех нравственных ценностей.
Свобода. Первоосновной нравственности человека является свобода. Как категория нравственности свобода позволяет человеку, совершая поступки, осуществить моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным. Поскольку этот выбор зависит от самого человека, последний обладает моральной ответственностью, его действия могут быть поставлены ему в заслугу или вменяться в вину. «Нравственность и свобода – два таких явления, которые необходимо обуславливают друг друга и одно без другого существовать не могут, потому что нравственно только действие, которое протекает из моего свободного решения» – писал Ушинский К.Д.
Милосердие – готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбие является важной чертой в нравственной личности. Милосердие подводит к пониманию ценности мира.
Честность – искренность, прямота и добросовестность характеризуют эту ценность.
Верность – стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Долг – совокупность обязанностей человека перед другими людьми, обществом, самим собой. Долг – выступающее в качестве внутреннего переживания, принуждения поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями.
Благодарность – чувство признательности кому-нибудь за оказанное добро, внимание, услугу.
Формирование нравственных ценностей глубокое и многогранное явление. В литературе существуют различные определения этому понятию. Ученые и практики накопили значительный эмпирический опыт, характеризующий показатели развития отдельных нравственных ценностей школьников разных возрастных групп.
1.2. Особенности представлений о светской этике у современных школьников
Ребенок младшего школьного возраста наиболее восприимчив к нравственному развитию и воспитанию. Это тот возраст, в котором ребёнку проще всего привить те простые истины, которые должны сделать из него настоящего гражданина, человека с большой буквы. Недостатки этого развития и воспитания очень трудно, практически невозможно, восполнить в последующие годы. В связи с этим основным содержанием нравственного воспитания младших школьников являются базовые национальные ценности, присущие нашему народу. Те ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Ведь именно опора на эти ценности поможет человеку противостоять разрушительным влияниям современной действительности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамовских Н.В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников [Электронный ресурс]/ Н.В. Абрамовских // Педагогическое образование в России. 2016. №5.
2. Ананьев Б.Г. Нравственное воспитание школьников [Текст]: практическое пособие / Б.Г. Ананьев. - М.: АРКТИ, 2017.
3. Баранов С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников [Текст]: учебник по педагогике для бакалавров / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова. – М.: Академия, 2015. – 375 с.
4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2015.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2015. – 464 с.
6. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2016. – 136 с.
7. Бородина Е.Н. Наследие [Текст]: метод. рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в полихудожественнойигровой деятельности / Е.Н.Бородина. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016.
8. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2017.
9. Буров А. В. К. П. Победоносцев об образовании и воспитании. / А. В. Буров // Проблемы взаимодействия духовного и светского образования. История и современность: XIII Рождественские православно-философские чтения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр Нижний Новгород, 2015. – С. 405-410.
10. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк и др. — М.: Просвещение, 2015. — 24 с.
11. Дивногорцева С. Ю. Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX-XX вв. / С. Ю. Дивногорцева // Вестник ПСТГУ. Серия: Педагогика. Психология. – М.: Изд. ПСТГУ, 2015. – № 4 (19). – С. 70-81.
12. Дондокова Р.Б. Некоторые аспекты развития духовно - нравственных ценностей младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 1-4. С. 62-65.
13. Дерябина В.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности // Начальная школа плюс До и После. – 2017. – №6.
14. Дыбина О.В. Диагностика направленности ребенка на мир семьи [Текст]: учеб.- метод. пособие / О.В. Дыбина [и др.] ; под ред. О.В. Дыбиной. М.: Центр педагогического образования, 2019.
15. Дьяконова Л.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников посредством народных традиций на уроках в начальной общеобразовательной школе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 16. С. 48-50.
16. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Наука, 2017.
17. Зосимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. – 2015. – № 7. – С. 74.
18. Иванова Г.П. Освоение нравственных ценностей учащимися общеобразовательных школ в современных условиях. - М., 2015.
19. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности // Начальная школа. 2015. № 1. С. 46-50.
20. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига, 2018.
21. Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику. – М.: Просвещение, 2016.
22. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 2-е издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва "Просвещение" 2015. - С.18-19.
23. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Просвещение, 2017. – 480 с.
24. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2016.
25. Мартыненко Г.В., Проданик Н.В. Преподавание основ народного православия в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики": проблемы и перспективы // В сборнике: Встреча культур в пространстве Сибири научные исследования, мемуаристика, художественная критика. под редакцией Н. К. Козловой, Т. И. Подкорытовой. Омск, 2015. С. 253-257.
26. Маслов, С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников / С.И. Маслов. – Тула, 2017.
27. Метлик И.В., Потаповская О.М. Проблемы методики преподавания православной культуры в школе в аспекте государственно-церковных отношений // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 29-49.
28. Михайлова Е.В. Психологические основы формирования нравственных ценностей у младших школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2015. Т. 13. № 1. С. 72-75.
29. Новикова В.И. Воспитание у младших школьников нравственных ценностей / учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031200 (050708) - Педагогика и методика начального образования / В. И. Новикова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Таганрогский гос. пед. ин-т". Таганрог, 2016.
30. Новикова Е.Т. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности // Психология образования в поликультурном пространстве. 2015. № 32 (4). С. 105-111.
31. Педагогика: учебник для академического бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016.
32. Платонова Л.А. Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников через уроки по предмету "основы православной культуры" // В сборнике: ПРОБЛЕМЫ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ И ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ Межвузовский сборник научных работ. А.Е. Новиков. 2015. С. 51-56.
33. Победоносцев К. П. Воспитание характера в школе. / Перевод с англ. К. П. Победоносцева. – СПб.: Ред. жур. «Народное образование», 2016. – 14 с.
34. Приказ Минобразования России от 1 июля 2003 г. № 2833 "О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ" (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 2003 г. №4955).
35. Равкин З.И. Конструктивно-генетическое исследование ценностей образования – одно из направлений развития современного отечественной педагогической теории / З.И. Равкин // Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). – М.: ИТПиО РАО, 2015.
36. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова. – М., 2015. – 313 с.
37. Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников.– М., 2016. – 183 с.
38. Ситаров В. А. Воспитание жизнеспособных поколений: позиция И. М. Ильинского // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – №3.
39. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 576 с.
40. Столяренко Л.Д. Педагогические технологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
41. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблема ценности в философии / под ред. А.Г. Харчева, Т.Н. Горштейн, М.А. Киселя и В.П. Тугаринова. М., Л., 2015. С. 14–24.
42. Трегубова Н. Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 27-29.
43. Ушинский. О нравственном элементе в русском воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т. - М., 2015. Т. 2. С. 27−28.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, от 31.12.2015 № 1576)
45. Холодкова О.Г., Малохвей С.М. К проблеме развития нравственных ценностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (47). С. 37-40.