Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена значимостью Конституционного суда с судебной системе России. В последнее время возрастает роль судебной власти. Однако, социологические опросы, ежегодные доклады уполномоченных по правам человека в Рссии стабильно показывают низкий уровень доверия граждан к судебной власти . Необходимы объективные критерии для верной оценки состояния судебной власти и судебной системы. Система судов является сложной системой: с одной стороны, она необходима в качестве функциональной структуры судебной власти, а с другой - находится в определенной зависимости от деятельности государства. В связи с этим нужно признать, что судебная система России пребывает на стадии становления, а судебная реформа еще не достигла тех целей, ради которых она затевалась.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с местом Конституционного суда России в судебной системе.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие значение Конституционного суда в системе судов России, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью данной работы ставится комплексное изучение Конституционного суда в системе судов России.
- Задачами работы ставится:
- Рассмотреть значение и регулирование судебной власти в России;
- Исследовать систему судов в России;
- Изучить полномочия Конституционного суда РФ;
- Проанализировать акты Конституционного суда РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Судебная власть и судебная система России
1.1. Судебная власть в России – значение и правовое регулирование
Изучение судебной власти сквозь призму институционального подхода осуществляется многими исследователями, в связи с чем необходимо выделить следующие признаки судебной власти, в том числе позволяющие отличить ее от других ветвей власти с позиции указанного подхода:
1) органы судебной власти - суды.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную . Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ст. 11). Из указанных положений Конституции Российской Федерации следует логичный вывод, что органы судебной власти как органы государственной власти - это суды;
2) суд - исключительный орган судебной власти.
На основании ст. 118 Конституции Российской Федерации правосудие осуществляется только судом, а судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;
3) судебная власть реализуется в особых процессуальных формах посредством одного из видов судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации);
4) носителями судебной власти являются лица, замещающие государственную должность и имеющие особый статус, - судьи. В соответствии со ст. ст. 120 - 122 Конституции Российской Федерации судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны;
5) судебная власть заключается в правоприменительной деятельности.
Обратимся к понятию правоприменительной деятельности, разработанному С.С. Алексеевым для судов общей юрисдикции. Правоприменительная деятельность рассматривается как «организационное выражение применения права, представляющее собой систему разнородных правоприменительных действий» ;
6) задачи судебной власти - защита прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение законности.
Она выделяет три типа публичного осуществления судебной власти:
а) публично-репрессивный, характерной чертой которого является полное подчинение государством судебной деятельности своим интересам;
б) публично-состязательный, когда при разрешении дела суд ориентируется на право, а не на публичный интерес власти;
в) публично-контролирующий, когда государство обеспечивает человеку возможность реально оспаривать правомерность действий (бездействия), решений должностных лиц или органов исполнительной и законодательной ветвей власти государства .
В настоящее время судебная власть состоялась как автономная ветвь государственной власти, проводится работа по реализации конституционных принципов осуществления правосудия. Сформировался механизм обеспечения единого правового поля в России, законодательно регламентированы полномочия судебной власти. Принцип деления властей, закрепленный в ст. 10 ныне действующей Конституции, реализуется в ряде принятых законов - Законе РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» . ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», ФЗ от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» . ФЗ от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и других законах.
Судебная власть осуществляет согласно ст. 18 Конституции РФ функцию правосудия, а также функцию судебно-конституционного контроля, то есть возможность оказывать влияние на решения исполнительной и даже законодательной ветвей власти.
Суд обязан применять законы и нормотворческой функцией не наделен. Однако на практике дело обстоит иначе, и наблюдается определенный дисбаланс в корреляции ветвей власти, что отражают научные юридические исследования . Поэтому одним из дискуссионных в юридической науке является вопрос о том, может ли создавать суд правовые нормы.
Судебные органы являются прежде всего правоприменителем, а не законодателем. Вместе с тем одной из наиболее острых продолжает оставаться проблема качества российского закона и необходимости совершенствования законотворческой деятельности. Отсюда потребность в обращении к судебной практике, судебному толкованию.
Одним из значимых на сегодняшний день является вопрос об определении места и роли прежде всего решений Конституционного Суда Российской Федерации и степени обязательности выраженных в его решениях правовых позиций. Правовые позиции имеют обязательный характер не только для правоприменительных, но и для законодательных органов.
Право на справедливое судебное разбирательство предполагает соблюдение права на личное участие в судебном заседании, достигаемое посредством осведомленности лица, участвующего в судебном процессе, о движении дела. Каждая сторона должна получить своевременное уведомление о начавшемся процессе, затрагивающем его интересы, с тем чтобы реализовать свою возможность направить соответствующие возражения.
Информированность публики о предстоящем судебном процессе регламентируется Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» , который предоставляет возможность любому лицу узнать всю необходимую информацию о предстоящем судебном процессе на сайте суда и посетить его. Информацию о предстоящем судебном заседании можно получить и непосредственно в здании суда, где в доступных для граждан местах размещается подобная информация.
Итак, существенным фактором, влияющим на развитие современного механизма обеспечения процесса законотворчества, является усиление роли судебной власти и укрепление статуса судебных актов в качестве источника права.
Судебный контроль как функция судебной власти является особой деятельностью суда, проявляющейся и при осуществлении правосудия (как ее сущностной функции), и в качестве способствующей реализации иных функций или направлений деятельности судов. Его ценность ярко прослеживается при защите прав и законных интересов граждан, участвующих в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации, поскольку суд, наделенный качествами самостоятельности и независимости, может объективно и беспристрастно рассмотреть дело, разрешить спорную правовую ситуацию, с которой столкнулись граждане, с участием иных лиц, нарушивших права защищаемых лиц, а также публичных субъектов, допустивших нарушения.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, № 13, ст. 1447.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
4. Федеральный конституционный закон от 04.11.2014 № 16-ФКЗ «О внесении изменений в статью 9 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» и статьи 2 и 24 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.11.2014, № 45, ст. 6130.
5. Федеральный конституционный закон от 02.06.2009 № 2-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.06.2009, № 23, ст. 2754.
6. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.12.1998, № 51, ст. 6270.
7. Федеральный закон от 14.03.2002 № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.03.2002, № 11, ст. 1022.
8. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6217.
9. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета», № 170, 29.07.1992.
10. Определение Конституционного Суда РФ от 12 марта 1998 г. № 32-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса высших должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 18. Ст. 2062.
11. Регламент Конституционного Суда РФ // Вестник Конституционного Суда РФ, № 4, 2016.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области» // СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 700.
13. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. М., 2008. С. 525.
14. Алешкова И.А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: правовая природа и формы их осуществления // Российский судья. 2013. № 8. С. 6.
15. Байкин И.М. Взаимоотношения прокуратуры и судебной власти в системе разделения властей России // Российский судья. 2008. № 7. С. 26.
16. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М., 1998.
17. Воскобитова Л.А. Теоретические основы судебной власти: Учебник. М., 2016. С. 54 - 55.
18. Гаджиев Г.А. Публикация особого мнения судьи, или История нормы, которая является камертоном судебной реформы в России // Законодательство и практика масс-медиа. 2005. № 12. С. 33.
19. Дриго Е.В. Институт особого мнения судьи Конституционного Суда Российской Федерации: регулирование и практика применения // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 3 (112). С. 85.
20. Ершов В.В. Юридическая природа правовых позиций суда // Российское правосудие. 2013. № 6.
21. Зорькин В.Д. Конституционный Суд и развитие гражданского права // Российский судья. 2012. № 3.
22. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI веке. Взгляд с Ильинки. М.: Норма, 2007. С. 119.
23. Ершов В.В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений как парные категории // Российский судья. 2013. № 2. С. 8.
24. Лаврентьева И.М. Судебная власть субъекта Российской Федерации: некоторые аспекты конституционно-правового статуса // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 9. С. 51.
25. Лукин В.П. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2013 год. М., 2014. С. 83.
26. Нелюбина А.А. Мировые судьи в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 19.
27. Сенякин И.Н. Федерализм как принцип российского законодательства. Саратов: Саратовская гос. акад. права, 2007. С. 234.
28. Тхабисимова Л.А. О некоторых аспектах развития судебного федерализма и региональной политики в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 43.
29. Червонюк В.И., Калинский И.В., Иванец Г.И. Конституционное право России: Энциклопедический словарь. М.: Юридическая литература, 2002. 430 с.
30. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 89.
31. Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России. М.: Норма, 2013. С. 533 - 551.
32. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. С. 625.
33. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. С. 625.