Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие экскурсионно-познавательного туризма в современных условиях является актуальным. В связи с современными тенденциями, этот вид туризма жизни приобрёл огромную популярность, что также отражается и на потребностях потребителей в туристических услугах. Также экскурсионно-познавательный туризм часто предполагает организацию различных ивентов (конкурсов, соревнований, развлекательных мероприятий и т.п.), что создаёт мотивацию для туристов для посещения определённых туристических объектов. Следует также отметить, что экскурсионно-познавательный туризм хорошо сочетается и с другими видами туризма: с пляжным отдыхом, лечебно-восстановительным туризмом, событийным туризмом, деловым туризмом. Однако на сегодняшний день конкуренция в данном направлении очень неоднородна и в большинстве регионов России экскурсионно-познавательный туризм не развивается, что предоставляет хорошие перспективы для туристических компаний.
Актуальность темы.
Разработка проекта по созданию туристического продукта на рынке экскурсионно-познавательного туризма Ленинградской области является актуальным, поскольку данный регион имеет не только уникальное географическое расположение, но и великолепные природные условия, а также большое количество интересных достопримечательностей. Это уникальное место, в котором российские традиции соединяются с европейской культурой. В настоящее время в регионе систематически проводятся крупные всероссийские и международные мероприятия, что создаёт необходимость развития инфраструктуры. Также в Ленинградской области имеются уникальные исторические памятники. Всё это создаёт благоприятные возможности для развития здесь туризма. Однако на сегодняшний день используются не все возможности экскурсионно-познавательного туризма. Решение этих проблем позволит вывести на новый уровень туристическую индустрию.
Цель работы: разработка экскурсии для школьников, посвящённой жизни и творчеству Н.К. Рериха.
Объект исследования: экскурсионно-познавательный туризм
Предмет исследования: разработка экскурсии «Н.К. Рерих в Петербурге и Изваре».
Задачи исследования:
1. Определить особенности организации экскурсионно-познавательного туризма
2. Провести обзор ресурсов экскурсионно-познавательного туризма в Ленинградской области
3. Разработать содержание проекта экскурсии «Н.К. Рерих в Петербурге и Изваре».
4. Определить особенности организации и эффективность экскурсии «Н.К. Рерих в Петербурге и Изваре».
Методы исследования, применяемые в работе: анализ литературных источников и интернет-ресурсов, анализ статистических данных, анализ ценовых показателей.
Структура работы: данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников, приложение.
Глава 1. Теоретические основы организации экскурсионно-познавательного туризма для подростков на территории Ленинградской области
1.1. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
В подростковом возрасте воз¬никают новые психологические образо-вания. И основное из них – это осознание своих индивидуальных проявлений, неповторимых непохожих черт. Важной функцией когнитивного взросления подростков является построение своего образа [22]. В процессе самопознания и самоосознания возникает напряжение, которое распространяется на проявления в сфере личности. Особенно в коммуникации возникает напряжение, потому что повышается её селективность. Данный возраст даёт возможность появлению свободолюбия, протеста к внешнему контролю, и это происходит путём самоконтроля и запуском процесса осознанности в самовоспитании. Это время развития характеризуется построением жизненных планов. Вместе с тем происходит повышение ранимости и восприимчивости к отрицательному влиянию окружающих – подросток сопротивляется любым замечаниям в свой адрес. Бывает, что подросток более не доверяет взрослому окружению, вследствие чего сфера его поведения может отклоняться от нормального развития из-за неправильностей формирования самооценочных критериев, что связано с возрастным неумением адекватно оценить окружающих. В таких ситуациях подростки предъявляют к себе более низкое требование по сравнению с окружающими. Что касается своих идеалов, то подростки требуют от других им соответствовать, но для себя считают это не обязательным. В этот момент они думают, что другие не в состоянии их понять, плохо их оценивают [7].
В этом возрасте подростками очень ценится ситуация, которая связана с напряжённостью, в которой есть риск и они ищут и создают такую ситуацию. В качестве предмета исследования для подростка выступает то, что связано с качествами характера – здесь речь идёт о целеустремленности, решительности, выдержке. У подростка есть проявление большого интереса к качеству воли окружающих, и у себя, подросток каждодневно настойчиво изучает свою данную черту, сравнивая её с чертой у других людей. Поэтому он стремиться к провоцированию стрессовых ситуаций, конфликтов, обостряя споры резкостью суждений, переходом на личности. То есть он направлен на разрушение позиции у противников, на проведение разведки обстрелом, жаждет испытания своих и чужих черт, установления границ своего и их предела проявления чувств, эмоций, воли.
Главное для подростка утвердиться среди друзей, завоевать их уважение. Подростки, не имеющие высокого статуса, более всего подвергаются влияниям мнению группы. Поэтому есть причины беспокоиться о плохом окружении подростка, нужно оказать подростку помощь в повышении в группе его статуса, и в этом случае влияние данного окружения значимо ослабеет, и таким образом появятся возможности в его коррекции или в необходимости сменить данную группу на другую. Важно организовать возможности включить подростка в трудовой коллектив и и дать ему возможность работать среди старших по возрасту людей. Невозможность это сделать и беззаботность родителей в вопросах воспитания подростка создает риск попадания его в антисоциальные группы. Учёные выделяют взросление как основное новообразование в данном возрасте [2].
Бурные изменения тела у подростка повышают психическое и вызывают раздражение, что отрицательно сказывается на отношениях с окружением. Подросткам в связи с перестройкой организма и психики присуща некоторая дисгармоничность черт характера, и её подросток проецирует на окружение, мир ему видится в качестве крайних проявлений, чаще в чёрном свете. Бурный процесс полового созревания у подростка выступает в виде таких крайних проявлений как жажда понравиться, неадекватного отношения к своим внешним данным, беспричинное обострение критики в адрес своих физических данных, одежды. В связи с этим внешний мир видится подростку несравненно конфликтнее, чем зрелому человеку. Поэтому значимость одежды и внешности для взрослых уже далеко в прошлом, и они не понимают чрезмерной потребности в этом, и она вызывает у них раздражение, что провоцирует конфликты с подростком. Из-за всего этого подросток постоянно испытывает напряжённость и чаще бывает агрессивным.
При исследовании содержания доминирующего побуждения личностных особенностей подростков (ценности, потребности, убеждение, личностный смысл), влекущих её агрессивность, он обнаруживает антисоциальную направленность.
Личностная система подростка по мере накопления общественного опыта выстраивает систему общественных установок. Данная система регулирует поведение подростка, поскольку представляет готовность к поступку в той или иной ситуации. В свою очередь, система социальных установок взаимосвязана с системой ценностных ориентаций, являющейся наиболее высокой ступенью регуляции поведения и определяющей личностное направление на наиболее важные сферы жизнедеятельности [7].
В связи с возрастными особенностями подросткам свойственны личностные черты, способствующие проявлению агрессивного поведения:
1. Незавершённость выработки личностной направленности, не сложившаяся и не укрепившаяся личностная направленность делают неопределенными его отношения с миром и осложняют поиск своего места в нём.
2. Маленький общественный опыт и опыт жизнедеятельности, незначительная величина социализированности личности.
3. Невыработанная привычка обдумывать свои действия и его последствия, сниженные самоконтроль и точность самооценочных процедур, минимальные критичность, наличие повышенной эмоциональной возбудимости, негативизма, импульсивности, внушаемости, подражаемости.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Александрова А.Ю. Фактор сезонных колебаний в развитии туристско-рекреационной сферы / А.Ю. Александрова // Вестник ТвГУ. Серия «География и геоэкология». — 2013. — № 8. — С. 99—110
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.,2015. – 327 с.
3. Баранова, С. А. Государственное регулирование предпринимательских структур индустрии туризма на региональном уровне // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2011. № 4 (127). С. 236-242.
4. Бекбаулина, С. Ценность экскурсионно-познавательного туризма в современном обществе // МОЛОДЕЖЬ - НАУКЕ - IX: РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА, ГОСТЕПРИИМСТВА И СПОРТА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ответственный редактор С.В. Гриненко. 2018. С. 292-295.
5. Благова, А.Н. Инновационная практика развития детского туризма в Ленинградской области // Детско-юношеский туризм: образовательные технологии. Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. Под редакцией Г.А. Карповой. 2018. С. 98-102.
6. Вахутова, В.В. Социальное предпринимательство в области туризма (на примере Ленинградской области) // Студенческий. 2019. № 3-3 (47. С. 32-34.
7. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М. 2015. -288с.
8. Григорьева, В. В. Комплексная оценка рекреационного потенциала для сбалансированного развития экологического туризма // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 10. С. 169-171.
9. Жигота, В.Э. Живопись Николая Рериха: на пути к новой эстетике // Рериховское наследие. Санкт-Петербургский государственный университет; Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов. Санкт-Петербург, 2019. С. 481-486.
10. Жуков, П.В. Актуальные проблемы и перспективы туризма в Ленинградской области // Стратегические изменения в сфере туризма и гостеприимства: поиск нового вектора развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Е.Е. Коноваловой. 2018. С. 222-230.
11. Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 200 c.
12. Засташкова, М.А. Николай Константинович Рерих – учитель жизни // Вестники космической эволюции. Материалы региональных общественно-научных конференций. 2013. С. 137-143.
13. Лихтман, Н.Н. Николай Рерих и наука // ПЕТЕРБУРГСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ СБОРНИК. Мемориальное собрание С.С. Митусова в Санкт-Петербурге, Академическая гимназия Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, 1998. С. 182-190.
14. Лопакова, А.В. Николай Рерих и иконописец Фёдор Лопаков // Рериховское наследие. Санкт-Петербургский государственный университет; Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов. Санкт-Петербург, 2019. С. 525-537.
15. Нгуен, К.Х. Культурный туризм и культурная политика в современном виде: факторы взаимосвязи // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 406-408.
16. Новиков, В. С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. - М.: Академия, 2013. - 208 c.
17. Попов, Д.Н. Вехи искусства Николая Рериха // Рериховское наследие. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 397-421.
18. Сафина, С.С. Анализ туристской конкурентоспособности стран Азиатско-Тихоокеанского региона // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 2 (104). С. 30-36.
19. Стыцюк, Р.Ю. Проблемы и перспективы использования культурного и природного наследия в спортивно-приключенческом туризме // Современные технологии управления – 2014. Сборник материалов международной научной конференции. 2014. С. 290-303.
20. Тетерина, М.Е. Образовательный туризм и особо охраняемые территории Ленинградской области // Природное и культурное наследие: междисциплинарные исследования, сохранение и развитие. Коллективная монография по материалам VII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, РГПУ им.А.И.Герцена, 24-25 октября 2018 года. 2018. С. 248-250.
21. Тихомирова, И.И. Инновационная деятельность в сфере туризма: сущность и специфика [Электронный ресурс] / И.И. Тихомирова, А.А. Андреева // Интернет–журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. – №2. – Том 7. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/102EVN215.pdf.
22. Тостин В. А. Профилактика подростковой девиации. М., 2015. – 402 с.
23. Юдин, И.О. Значение и роль экскурсионно-познавательного туризма в современном мире // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ. Сборник трудов VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 241-242.