Фрагмент для ознакомления
2
Слова Президента России В.В. Путина: «Культура – национальный приоритет России», подтверждаются чередой лет, которые были приурочены именно к сфере развития культуры. Например, 2014 год являлся «Годом Культуры», 2015 год был «Годом Литературы», 2016 год был назван «Годом Российского Кино». Прошедший 2019 год прошел под эгидой Год Театра. Этим означает, что Правительство России заостряет внимание граждан на разнообразие нематериальных культурных ценностей в жизни общества.
Сегодня культура – это не только один из аспектов человеческой жизни, но и важное условие человеческого развития в современном обществе. Каждый аспект жизни людей прямо или косвенно связаны с культурой. Это понятие включает образовательные, исторические, литературные, философские, психологические, эстетические, этические и другие аспекты.
С самого раннего возраста приобщение к культуре происходит путем посещения культурных учреждений. Основной целью посещения культурных учреждений является передача наследия, обучение навыкам и необходимым знаниям в различных областях, а также его укрепление и сохранение. Культурные учреждения осуществляют деятельность в огромном количестве сфер деятельности. Это позволяет детям осознанно выбирать тот или иной культурный путь, а также становиться разносторонними людьми, при желании осваивая всевозможные культурные направления .
Сегодня самым близким для каждого человека учреждением культуры в нашей стране является муниципальное учреждение культуры (далее – МУК). Таким образом, уровень культурного развития зависит от управления этими МУК, начиная с граждан определенных муниципалитетов и кончая всем населением России.
Управление МУК – это особая сфера деятельности высшего руководства. Основной задачей руководства МУК состоит в том, чтобы разумно определить предпочтительное направление развития, поставить цели, распределить ресурсы и дать возможность учреждению иметь конкурентное преимущество .
Методология стратегического управления имеет особое значение в деятельности современных МУК. На развитие МУК в первую очередь влияет то, имеют ли они план стратегического развития и могут ли они выполнять его последовательно. В качестве основного направления стратегического управления МУК рекомендуется учитывать актуальные процессы разработки и дальнейшей реализации стратегических позиций, обеспечивающих эффективное функционирование в постоянно меняющихся социально-экономических условиях .
Для правильного осуществления стратегического управления МУК необходимо решить следующие задачи:
1) выявить целесообразность проведения стратегических изменений развития МУК и их реализация;
2) создать гармоничное сочетание различных частей в одном целом, являющихся фундаментом и мотивом для осуществления стратегических изменений в развитии МУК;
3) для разработки и эффективной реализации на практике стратегического развития МУК необходим качественный подбор и обучение кадров .
Для осуществления на практике эффективного стратегического управления МУК руководитель должен определенные управленческие учения и выполнить следующие условия:
– провести моделирование ситуации в развитии МУК;
– осязать необходимость проведения изменений в развитии МУК;
– разработать стратегию проведения изменений в развитии МУК;
– использовать действенные методы и инструменты реализации дальнейшей стратегии развития МУК .
Соблюдение вышеуказанных условий послужит успешному применению разработанной стратегии развития МУК.
Также руководству МУК целесообразно учитывать особенности управления в рамках культурной сферы, а также обладать знаниями управления в реализации различных процессов в рыночной экономике, имеющими прямое отношение к менеджменту МУК. Эти процессы включают производство, распространение и потребление культурных услуг .
Под управлением в сфере культуры, по мнению В.Ф. Карякина, необходимо понимать реализацию таких первостепенных процессов, как управление и руководство МУК. Второстепенными не менее важными процессами в управлении МУК являются планирование, программирование и подготовка проектов в сфере культуры, которые могут носить коммерческий или некоммерческий характер. Следовательно, процесс управления МУК представляет собой формирование экономических и организационных условий, которые необходимы для успешной реализации культурной жизни населения. Обозначенные выше обстоятельства выступают в качестве главных требований, предъявляемых к уровню компетентности и профессионализма руководителя МУК в настоящее время .
По нашему мнению, более подробно сущность управления МУК на уровне муниципалитетов можно раскрыть с точки зрения концепций менеджмента в культурной сфере, под которым подразумевается использование на практике отечественного и зарубежного опыта в различных аспектах управленческой деятельности. Однако нужно брать во внимание и специфические реалии муниципалитетов России. Управление МУК представляет собой определенную область деятельность высшего руководства МУК. Главной обязанностью руководства МУК является рациональное определение предпочтительных направлений развития. Нужно сделать правильную постановку целей, распределение ресурсов и всего того, что даст МУК конкурентные преимущества .
Сегодня прослеживается четкая тенденция к возрастанию роли социальных и культурных факторов в функционировании такого важного процесса, как например, экономическое развитие предприятия. В свою очередь, происходит увеличение уровня значимости отрасли культуры в качестве одного из структурных элементов современного народнохозяйственного комплекса России. Поэтому необходимы эффективные управленческие решения для осуществления процессов организации и дальнейшей реализации на уровне не только федерации, но и муниципалитетов, которые должны гарантировать наличие результативного взаимодействия между МУК (предоставление населению культурных услуг различной направленности), потребителями (населением, поставщиками) и конкурентами (аналогичными учреждениями культуры). Отсюда вывод, что происходящее увеличение уровня значимости стратегического управления будет являться одним из ключевых инструментов для обеспечения роста конкурентного потенциала МУК. Эффективное использование стратегического управления на практике будет способствовать решению актуальных проблем сферы культуры России в современных условиях рыночного хозяйствования. Поможет улучшить фактические значения как социальной, так и экономической составляющих результативности управленческих решений руководства МУК .
Отечественный специалист Грачев А.А. в своей научной работе утверждает, что основой эффективно организованных и функционирующих процессов стратегического управления развитием МУК выступают определенные принципы. Эти принципы по своему содержанию соответствуют всем требованиям, предъявляемым актуальным этапом функционирования народного хозяйства . Аналогичной точки зрения придерживается и Пронин А.А., выделяя в качестве таковых принципов:
– перспективную целевую ориентацию;
– приоритет социальных показателей над экономическими;
– вариативное многоканальное финансирование;
– рациональное сочетание экономических и социально-психологических методов мотивации;
– информационную транспарентность;
– структурную единство управляющих воздействий .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Российская газета. – 2002. – № 116-117.
2. Федеральный закон от 5.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. – 2013. – № 80.
3. Алексеева А.В. Совершенствование управления учреждениями культуры в муниципальном образовании // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 6 (34). – С. 324–334.
4. Бреусова Е.А., Загорулько А.В. Проблемы управления сферой культуры на современном этапе рыночных преобразований // Концепт. – 2016. – Т. 2. – С. 571-575.
5. Грачев Р.В. Принципы стратегического управления в культурной сфере // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. – № 2 (2). – С. 41-47.
6. Игнатьева Е.Л. Инструменты управления учреждениями культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2016. – № 1. – С. 31–38.
7. Карякин В.Ф. Направления и методы управления в сфере культуры // Аналитика культурологии. – 2012. – № 7. – С. 11-18.
8. Никифорова А.А. Природно-культурное наследие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: потенциал использования в сфере туризма // Вестник современных исследований. – 2018. – № 5.1 (20). – С. 58-60.
9. Никифорова А.А. Роль объектов культурного наследия в развитии событийного туризма // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 953-955.
10. Пронин А.А. Эффективный менеджмент в сфере культуры // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2015. – № 1. – С. 114-117.
11. Тугуз Н.А. Исследование ключевых принципов стратегического управления в системе менеджмента муниципальных учреждений культуры // Научная палитра. – 2019. – № 3 (25). – С. 4.
12. Тугуз Н.А. Проблемы стратегического управления в системе менеджмента муниципальных учреждений культуры // Научная палитра. – 2019. – № 1(23). – С. 24.
13. Тугуз Н.А. Теоретические аспекты стратегического управления муниципальными учреждениями культуры // Образовательная система: структурные преобразования и перспективные направления развития научной мысли. сборник научных трудов. – Казань, 2019. – С. 336-339.
14. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. – СПб.: Планета музыки, 2013. – 544 с.
15. Карякин В.Ф. Направления и методы управления в сфере культуры // Аналитика культурологии. – 2012. – № 7. – С. 11–18.
16. Федотова Н.Г. Менеджмент в сфере культуры: учебное пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. – 282 с.
17. Чебнева О.Н Проблемы успешного развития музеев в условиях рынка // Academy. – 2019. – № 1 (40). – С. 38-41.
18. Государственный доклад за 2019 год о состоянии культуры в ХМАО-Югре [Электронный ресурс]. – URL: https://depcultura.admhmao.ru/deyatelnost/deyatelnost-depkultury-yugry/otchety/gosudarstvennyy-doklad-o-sostoyanii-kultury-v-khanty-mansiyskom-avtonomnom-okruge-yugre/ (дата обращения: 23.11.2020).
19. Музеи Югры. Объединенный ресурс [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hmao-museums.ru/museum/?profile[]=52 (дата обращения: 23.11.2020).
20. Положение об отделе музеев, библиотек, выставочной деятельности и историко-культурного наследия Управления по вопросам культурной политики и культурных ценностей Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Электронный ресурс]. – URL:https://depcultura.admhmao.ru/upload/uf/e7a/otdel-muzeev.pdf (дата обращения: 23.11.2020).
21. Проект Концепции развития музейного дела в Российской Федерации на период до 2030 года // Электронное периодическое издание «Официальный сайт Общественной палаты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oprf.ru/ru/about/structure/structurenews/newsitem/36888/ (дата обращения: 23.11.2020).