Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Градостроительство - это решение актуальных проблем территориального развития с учетом долгосрочных стратегических интересов страны и основано на государственных целевых установках и научных знаниях о закономерностях развития поселений.
Главной целью развития градостроительства является организация благоприятной и безопасной материальной среды жизнедеятельности населения, обеспечивающей условия трудовой активности, нормального быта и отдыха, гармоничного развития личности.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением градостроительной деятельности, нуждаются в государственном правовом регулировании. В частности, градостроительные отношения, связанные с архитектурно-строительным проектированием, градостроительным зонированием, градостроительными отношениями по строительству объектов капитального строительства, их реконструкцией, капитальным ремонтом, а также с эксплуатацией зданий, сооружений, территориальным планированием, планировкой территории.
Без правового регулирования не могут развиваться отношения, связанные с предупреждением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидацией их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, эксплуатацией зданий, сооружений, принятием мер по обеспечению безопасности строительства. Если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами, законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, то применяются нормы законодательства о градостроительной деятельности.
Объектом исследования является законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности. Предмет исследования – правовые отношения, возникающие при осуществлении территориального планирования и градостроительства.
Цель исследования – характеристика нормативно-правовых и конституционных основ территориального планирования и градостроительства в России.
В соответствии с целью сформулированы исследовательские задачи:
1. Анализ конституционно-правовых основ градостроительства в Российской Федерации;
2. Характеристика содержания отраслевого градостроительного законодательство Российской Федерации;
3. Определение порядка взаимодействия общих и отраслевых норм в градостроительной деятельности;
4. Выявление роли местного самоуправления в градостроительстве.
Глава 1.Основные положения нормативно-правового регулирования градостроительства в Российской Федерации
1.1 Конституционно-правовые основы градостроительства в Российской Федерации
Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.
В настоящее время по всей стране активно ведется территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства, как в промышленных масштабах, так и на уровне строительства социальных объектов и инфраструктуры, индивидуального жилищного строительства. Поэтому данная сфера требует четкого, детального и эффективного правового регулировани я.
Несмотря на актуальность правового регулирования градостроительной деятельности, указанная проблема остается малоизученной. Отдельные аспекты земельно-имущественных отношений исследовались в науке, однако недостаточно, градостроительный аспект учеными-исследователями практически не затрагивается.
Согласно ст. 4 Градостроительного кодекса РФ градостроительные отношения регулируются не только законодательством о градостроительной деятельности, но также в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом и иным отраслевым законодательством.
Осуществление градостроительной деятельности основывается на принципе устойчивого развития территорий. Принцип устойчивого развития территорий был сформулирован в рамках доклада конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II) (Стамбул, 3-14 июня 1996 года). Он заключается в том, что устойчивое развитие населенных пунктов имеет комплексный характер и включает в себя экономическое, социальное и культурное развитие, соблюдение прав человека и участие гражданского общества. Особое место отводится охране окружающей среды. Как было провозглашено на конференции, «к числу наиболее серьезных проблем, с которыми сталкиваются города и их жители, относятся ухудшение состояния жилищного фонда, нерациональное землепользование, ненадежность законов о землевладении». В связи с этим странами-участницами конференции было принято решение взять на себя обязательства по обеспечению юридических гарантий против необоснованного выселения и равного доступа к земле всего населения, а также содействию перепланировке и новой застройке неэффективно используемых промышленных и жилых районов в городских центрах с целью их восстановления.
В 1999 году странами Союза Независимых Государств, в состав которого входит и Российская Федерация, в целях реализации принципа устойчивого развития территорий, была принята Градостроительная хартия, которая определила принципы, цели, основные направления и задачи устойчивого развития населенных пунктов и обустройства территорий стран СНГ. Для улучшения условий жизни необходимо комплексное развитие и экологическая реконструкция населенных пунктов, а также модернизация застройки, обеспечивающая соблюдение стандартов жизни населения.
Градостроительная хартия предусматривает «совершенствование пространственной организации населенных пунктов, их архитектурного облика, повышение эстетических качеств застройки, их благоустройства и озеленения, а также улучшение жилищной обеспеченности граждан путем строительства жилья с современным инженерно-техническим оснащением, высокой экологической безопасностью и комфортностью условий проживания».
К числу основных задач перехода к устойчивому развитию территорий относится создание системы нормативно-правовых актов, обеспечивающих регулирование градостроительной деятельности.
Особенность конституционно-правового регулирования градостроительной деятельности Российской Федерации заключается в том, что Конституция Российской Федерации не содержит прямого упоминания о градостроительстве. В статье 42 Конституции Российской Федерации указано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В целом это отражает принцип устойчивого развития территорий, и, следовательно, закладывает конституционные основы для осуществления градостроительной деятельности. В связи с этим в правовой науке возник вопрос по поводу отнесения градостроительного законодательства к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации или к предметам исключительного ведения Российской Федерации .
Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что «отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, перечисленные в статье 72 Конституции Российской Федерации, - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (пункт «д» части 1), а потому законодательство о градостроительной деятельности в своей основе находится, как и административное, земельное, водное, лесное
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Стамбульская декларация по населенным пунктам и «Повестка дня ХАБИТАТ», принятые на Международной конференции ООН по устойчивому развитию населенных пунктов ХАБИТАТ II (г.Стамбул, 1996)
2. Градостроительная хартия Содружества Независимых Государств (Минск, 4 июня 1999 г.) (утверждена постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. № 880) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 5;
3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ред. от 05.02.2014 г.) // Рос. газ. 1993. 25 дек.;
4. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.12.2005 № 468-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Московской городской Думы о проверке конституционности части 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации и подпункта 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. № 2;
5. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (в ред. 24.11.2014) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 16;
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ (ред. от 01.12.2014) // СЗ РФ. 2005. № 1 (часть I). Ст. 14
Учебники, монографии, брошюры
7. Смоляр И.М. Градостроительство как правовая планировочная систем: Серия «Градостроительство и городское планирование». СПб., 2014. – 378 с.
8. Суслова Ю.Ю. Рыночная инфраструктура города: теория, методология, практика: монография - М.: Креативная экономика, 2015. - 176 с.
Периодические издания
9. Есин Н.А., Нарежная Т.К. Методика оценки эффективности организационно-технологических решений в строительстве // Международный научный вестник, №3-2, 2016г., с.243
10. Зайнашева Ю.В. Сервейинг в современном строительстве // Дни студенческой науки. 2016. С. 433-435
11. Зайнашева Ю.В., Манухина Л.А. Рациональное управление земельно-имущественными комплексами и объектами инфраструктуры городов // Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. 2016. С.1-3
12. Пилюгина М.А. Циркулярная модель экономики как новый подход к проблеме устойчивого развития // Строительство - формирование среды жизнедеятельности. 2016. С.148-149
13. Пясецкая Е.Н. Развитие взаимодействия власти и населения в социосистеме города // Казанская наука. - 2014. - № 10. - С. 333-335.
14. Ященко А.А., Слепкова Т.И. Имитационно-информационная модель при оценке эффективности строительных инновационных процессов //Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 10-1. С. 56-59