Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством. Поэтому одной из главных задач социальной политики страны является поддержка социально незащищённых категорий граждан.
Развитие системы социального обслуживания жителей России выступает в качестве главного эффективного фактора работы социальной сферы. На данный момент данное развитие претерпевает некоторые затруднения и требует дальнейшего пересмотра законодательства в данной области.
Социальное обслуживание является неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты, а также немаловажным компонентом социальной сферы. Развитие системы социального обслуживания выступает важнейшим условием надежного функционирования социальной системы.
Под определением социального обслуживания следует понимать деятельность социальных служб по социальной поддержке, а также оказанию социально - бытовых и других услуг в комплексе с материальной поддержкой и проведением социальной адаптации граждан, которые находятся в нелегкой жизненной ситуации. Одним из главных признаков становления системы социального обслуживания граждан страны – это ее инфраструктура, развивающаяся довольно быстрыми темпами. В нее входят не только муниципальные многопрофильные центры социального обслуживания, но и всевозможные организации по предоставлению разных форм и видов услуг. Говоря о подобных центрах следует отметить комплексные центры, территориальные центры, социально-реабилитационные, а также психолого-педагогические центы оказания помощи населению. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Теоретической базой исследования явились труды таких отечественных специалистов в области социального обеспечения, как: А.И. Андриенко, А.А. Воробьевой, В.П. Галаганова, Н.А. Еськовой, А.А. Козлова, Т.Б. Ивановой, М.И. Лепихова, М.Н. Максимовой, М.М. Ильясова, Мачульской Е.Е. и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением норм системы социального обслуживания.
Предметом исследования являются нормы системы социального обслуживания, предусматривающие возможность оказания помощи социально незащищённой категории граждан.
Целью исследования является комплексный анализ норм российского законодательства и правоприменительной практики, связанной с применением социального обслуживания населения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие и характеристику социального обслуживания;
изучить правовую основу социального обслуживания;
охарактеризовать субъекты правоотношений по социальному обслуживанию;
проанализировать правоотношения социального обслуживания.
Методологической основой работы стали общенаучные (системно-структурный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, формально-юридический и эмпирический) и специальные познавательные методы (метод сравнительного правоведения, формально-логический, исторический, системно-структурный, метод юридического моделирования).
Структура работы: работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.
1. Понятие и характеристика социального обслуживания
Российская Федерация является в соответствии с ее основным документом – Конституцией – социальным государством, что предполагает наличие различных социальных гарантий, которые предоставляются гражданам государства. Кроме того, важно сказать о том, права и свободы граждан Российской Федерации, а также их соблюдение является наиболее важным и приоритетным направлением государственной политики в Российской Федерации.
Вопросы, касающиеся социального обслуживания нетрудоспособных граждан всегда являлись важным и актуальными, что влекло за собой развитие исследовательской деятельности в разных областях. Кроме того, данные вопросы занимают важнейшее место в нормативном правовом регулировании и политики государства в целом. Наибольшая актуальность данного вопроса характерна для сегодняшнего времени, так как в настоящее время условия функционирования государства имеют своей основой приоритеты социального направления. В связи с этим важно отметить, что в мировой практике термин «социальное государство» является международным стандартом и повсеместно получает свое использование во всех правовых системах. Термин «обслуживание» достаточно часто можно встретить в гражданском праве и праве социального обеспечения. Вместе с тем также данное понятие тесно связано с категорией «предоставление услуг», где используются и другие термины и понятия, смежные по своем у значению. При этом важно отметить, что понятия «обслуживание» и «услуги» достаточно часто получают свое использование в качестве синонимов [9, с. 48].
Если говорить именно о социальном обеспечении, то социальное обслуживание, преимущественно связывается с проблемой оказания услуг в процессе различных реабилитационных мероприятий, проводимых с нетрудоспособными гражданами в целях осуществления функций социального восстановления. Кроме того, важно говорить о том, что право социального обеспечения как отрасль зачастую представляется авторами в качестве правоотношений по социальному обслуживанию населения Российской Федерации. При этом ряд ученых говорит о том, что социальное обслуживание на сегодняшний день является одним из направлений социальной работы, а также выступает в качестве характерной организационной формы указанного вида социальной деятельности. При этом говорится также о том, что такая деятельность представляет собой систему конкретных способов социальной гуманистической деятельности, которая имеет своим направлением следующие цели: адаптация, социальная реабилитация конкретной личности, семьи либо общества в целом.
При этом в Словаре Р. Баркера под социальным обслуживанием подразумевается «представление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тем, кто не может сам о себе позаботиться)»[7].
Мачульская Е. характеризует социальное обслуживание как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации» [14, с. 98].
Таким образом, мы можем говорить об отсутствии единого мнения относительно понятийного аппарата данной сферы нормативного правового регулирования не только в области юриспруденции, то также в сфере экономики и социологии.
Следует отметить, что на сегодняшний день в целях удовлетворения указанных потребностей общества развивается широкая инфраструктура, учреждения которой снижают социальную напряженность, а так прогнозируют ее в будущем. При этом система социального обслуживания – одна из самых динамичных в социальной сфере. Данный факт подтверждается систематическим изменением законодательства в данной области. Так, например, в 2013году был принят закон, регулирующий указанные общественные отношения - Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ [2]. В ст.3 указанного Федерального закона социальное обслуживание представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. При этом перечень лиц, имеющих право на социальное обслуживание является достаточно большим и разнообразным, они имеют общие черты в своем правовом статусе – право на получение от государства социальной помощи в связи с определенными обстоятельствами.
Социальная услуга в этом же Федеральном закона характеризуется как «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [2].
В результате изложенного представляется возможным говорить о том, что социальное обслуживание – важная система социальной помощи нуждающимся гражданам.
Формы социального обслуживания населения определяются и характеризуются в главе 6 Федерального закона[2]. Федеральный закон предусматривает 3 формы социального обслуживания населения: стационарное обслуживание населения, полустационарное обслуживание населения, социальное обслуживание населения на дому.
Также сюда можно отнести срочное социальное обслуживание и социально – консультативную помощь.
На рисунке 1 представлена структура социального обслуживания.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно- правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007.
3. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» // СПС «Консультант Плюс».
4. Апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2016 по делу N 33-34364/2016 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справ. правовая система. – Версия Проф. – Электрон. дан. – М., 2019.
5. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст) (ред. от 17.10.2013) // М., Стандартинформ, 2006.
Основная литература
6. Андриенко А.И. Передача полномочий по оказанию социальных услуг социально ориентированным некоммерческим организациям: некоторые вопросы правового регулирования // Правовая политика и правовая жизнь. – 2019. – №1. – С. 112-120.
7. Баркер Р. Словарь социальной работы. М.: Логос, 1994. 428с.
8. Воробьева А.А. Позитивные тенденции развития федерального законодательства в сфере социального обслуживания населения для НКО / А.А. Воробьева, С.Г. Чудова // NOVAINFO.RU. – 2015. – Том 1. – №38. – С. 299-301.
9. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения. М.: Академия, 2015.458с.
10. Еськова Н.А. Возможности бизнеса (социальных предпринимателей) и общественных организаций в реализации форм социальной защиты (обслуживания) населения // Современная наука: вопросы теории и практики: Сборник материалов III заочной международной научно-практической конференции. – Курск, 2018. – С. 66-75.
11. Козлов А.А. Практикум социального работника / А.А. Козлов, Т.Б. Иванова. Ростов и/Д.: Феникс, 2017.463с.
12. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения. М: ИНФРА-М, 2017.425с.
13. Максимова М.Н. Анализ сотрудничества государственных социальных служб и СО НКО в конкурсах на гранты для оказания услуг социального обслуживания инвалидам / М.Н. Максимова, М.М. Ильясов // Инвалиды – инвалидность – инвалидизация: Материалы международной научно-практической конференции. – Н.-Новгород, 2018. – С. 313-318.
14. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2016. 431с.
15. Мерсиянова И.В. Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях / И.В. Мерсиянова, В.Б. Беневоленский // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – № 4. – С. 7-26.
16. Московская А.А. Стимулы и барьеры привлечения негосударственных поставщиков к оказанию социальных услуг: российский и зарубежный опыт // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – №3. – С. 88-116.
17. Николенко Н.А. Государственный сектор и СО НКО в сфере социальной защиты населения: партнеры или конкуренты? / Н.А. Николенко, Я.И. Серова // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. – 2017. – Вып. 2. – С . 162-166.
18. Орлова А.Н. Проблемы участия НКО в процессе предоставления социальных услуг населению // Право и государство: Теория и практика. – 2019. – №4 (172). – С. 78-81.
19. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. Павленок П.Д., – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М Издательский Дом, 2017. 325с.
20. Палибина А.С.Некоммерческие организации в системе социального обслуживания населения / А.С. Палибина, Е.Г. Панькова // Дискуссия. – 2017. – №10 (84). – С. 55-59.
21. Российская энциклопедия социальной работы / Под общ. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостовой. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2017. – 1032с.
22. Савинов A.H. Организация работы органов социальной защиты / A.H. Савинов, Т.Ф. Зарембо. М.: Академия, 2018.324с.
23. Старшинова А.В. Факторы развития негосударственных поставщиков социальных услуг: мотивация труда специалистов / А.В. Старшинова, С.Н. Панскова // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2018. – Т. 4. – №4. – С. 62-77.
24. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебник 7-е изд. М.: ИТК «Дашков и К, 2015.478с.