Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что на данном этапе развития российского общества многие регионы страны находятся в достаточно бедственном положении, т.к. их социально-экономическое развитие не обеспечивается из государственного бюджета Российской Федерации. Такие регионы вынуждены существовать на самообеспечении, пополнять свой бюджет за счет средств, которые получены тем или иным образом внутри региона.
Алтайский край является одним из самых богатых по природным ресурсам, при этом социально-экономическое положение региона нельзя назвать хорошим. Поэтому необходимо корректировать существующие и разрабатывать новые программы социально-экономического развития как на общем региональном уровне, так и на уровне отдельных муниципалитетов.
Цель исследования – проанализировать региональные и муниципальные программы социально-экономического развития Алтайского края.
Объект исследования – социально-экономическое развитие Алтайского края.
Предмет исследования – региональные и муниципальные программы социально-экономического развития Алтайского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть структуру и классификацию региональных и муниципальных программ социально-экономического развития.
2. Определить методические подходы к разработке региональных и муниципальных программ социально-экономического развития.
3. Провести анализ социально-экономического развития края.
4. Проанализировать опыт реализации программ социально-экономического развития муниципалитетов края.
5. Определить направления и рекомендации по развитию края и отдельных муниципалитетов.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, обобщение, синтез, историографический, хронологический, моделирование, проектирование.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе рассматриваются проблемы классификации региональных и муниципальных программ социально-экономического развития, а также определяются наиболее оптимальные методические рекомендации по разработке и совершенствованию таких программ.
Практическая значимость исследования обусловлена анализом социально-экономического положения Алтайского края, а также выработкой основных направлений и рекомендаций по развитию Алтайского края и его отдельных муниципалитетов.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ПОДХОДЫ И ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Структура и классификация региональных и муниципальных программ социально-экономического развития
Регулирование регионального развития страны – одна из важнейших функций современного государства. За счет реализации целенаправленной и последовательной региональной политики государство стремится повысить уровень социально-экономического развития территории, сгладить дифференциацию регионов по основным социально-экономическим показателям, обеспечить хороший инвестиционный климат в регионе и т.п.
Под целевой комплексной программой понимается комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационных, экономических и иных задач и мероприятий, связанных по ресурсам, исполнителям и срокам реализации, направленных на решение важной народнохозяйственной задачи в России самыми эффективными способами и в срок .
Целевые программы являются ключевым средством реализации государственной политики, влияя на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий федеральных, региональных и местных властей. Целевые программы – это средство управления и регулирования стратегий социального, научного, технического и экономического развития, способ аккумулирования ресурсов для решения актуальных, приоритетных проблем .
Целевые программы по направленности и источникам финансирования делятся на :
– федеральные;
– региональные;
– муниципальные.
Региональные целевые программы – это совокупность мероприятий и проектов, направленных на достижение целей и конкретных задач экономического, социального или экологического характера, требующих согласованных действий органов государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и финансируемых полностью или частично из регионального бюджета .
Разработка региональных программ – это целенаправленный и последовательный процесс аккумуляции всех возможностей регионов на разных уровнях .
Региональные программы имеют строгую целевую направленность и, по сравнению с федеральными государственными программами, относительно небольшие объемы работ и ресурсных затрат, имеют жесткую целевую направленность, адресность, ограниченные временные интервалы и связаны с национальной концепцией регионального развития страны и региональной политикой .
Исследователи классифицируют региональные целевые программы по таким характеристикам как :
– уровень значимости или государственного статуса;
– территориальная принадлежность;
– функциональная направленность;
– содержание решаемых проблем;
– отраслевая локализация;
– характер проблемы;
– продолжительность программы и т.д.
По государственному статусу программы подразделяются на :
– федеральные региональные программы, реализуемые только средствами Российской Федерации (ФЦП);
– собственно региональные программы, которые утверждаются региональными властями.
По своему характеру программы делятся на :
– сводные;
– социально-экономические;
– научно-технические;
– инновационные;
– экологические;
– территориальные;
– внешнеэкономические;
– оборонные.
По сроку действия различают :
– краткосрочные программы (длительностью до 2 лет);
– среднесрочные программы (от 3 до 5 лет);
– долгосрочные программы (более 5 лет).
Каждая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификациями. Например: конкретная региональная программа может быть :
– региональной – по территориальной принадлежности;
– экологической – по функциональной направленности;
– узкоспециальной – по масштабу проблемы;
– среднесрочной – по длительности.
Таким образом, основной целью региональной программы является эффективное использование и развитие в рыночных условиях природного, производственного, трудового и интеллектуального потенциала региона, преимуществ его участия в национальном и международном разделении труда и на этой основе , повышение уровня жизни населения региона .
Подводя итог проведенного теоретического анализа, можно сказать, что современные региональные программы социально-экономического развития – это комплексные и нормативно закрепленные документы, которые становятся основой для осуществления любых действий руководства региона по совершенствованию своего края.
В таких программах всегда есть четко выделенные разделы, каждый из которых посвящается конкретному направлению социально-экономического развития региона.
1.2. Методические подходы к разработке региональных и муниципальных программ социально-экономического развития
Основным нормативно-правовым документом, который регулирует разработку региональных и муниципальных программ социально-экономического развития, является Федеральный закон РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» .
Основными методическими принципами разработки и реализации региональных программ в современных условиях являются :
– сложность и синхронность целей и задач программы на каждом этапе ее реализации;
– целевая направленность и последовательность программных мероприятий;
– альтернативная разработка программных мероприятий с учетом неопределенности (альтернативности) условий ее реализации;
– ресурсное обеспечение программы;
– таргетирование программных задач (исполнители, сроки, контрольные показатели и др.);
– обеспечение управляемости программы (создание необходимых правовых, организационных, финансовых механизмов).
Программа социально-экономического развития – это целевая программа, направленная на достижение стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития регионов .
Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на период, не превышающий того периода, на который составляется прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, соответствующих приоритетам и целям социально-экономического развития Российской Федерации .
Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на основании законов субъекта Российской Федерации, актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (главы высшего руководства Российской Федерации). исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом иных документов стратегического планирования субъекта Российской Федерации .
Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации содержит :
1) оценку достигнутых целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
2) приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономической политики субъекта Российской Федерации;
3) показатели достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроки и этапы реализации стратегии;
4) ожидаемые результаты реализации стратегии;
5) оценку финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии;
6) информацию о государственных программах субъекта Российской Федерации, утвержденных в целях реализации стратегии.
Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее развитию .
Стратегия социально-экономического развития включает проекты и мероприятия, финансируемые в рамках региональных целевых программ, реализуемых на территории субъекта Российской Федерации, проекты и мероприятия, реализуемые за счет средств федерального бюджета в рамках государственных – механизмы частного партнерства (особые экономические зоны, промышленные комплексы, технопарки, наукограды и др.), а также все другие проекты и мероприятия, реализация которых необходима для развития региона .
В работе с региональными программами социально-экономического развития выделяются следующие этапы :
1. Этап разработки (включает выявление проблем и постановку целей, объяснение применения программно-целевого подхода, разработку комплекса мероприятий и системы использования ресурсов и, наконец, согласование программы с заинтересованными сторонами).
2. Оценка потенциальной оценки (оценка социально-экономического потенциала реализации программы, разработка критериев оценки программ и выбор программы). Этап потенциальной оценки включает :
– определение ресурсного потенциала региона и сравнение его с потребностями для решения проблем;
– предварительную ресурсную оценку каждой из предлагаемых к решению проблем (потребность в финансовых, материальных, земельных, трудовых, информационных и временных ресурсах);
– расчет полезной эффективности решения каждой из задач с указанием конечных результатов;
– ранжирование проблем для отбора проблем по важности и приоритетности;
– принятие решения о разработке конкретных программ.
3. Инициирование (этап включает принятие необходимых законодательных актов и создание руководящего органа программы). На этом этапе определяется руководящий орган программы, который отвечает за формирование и реализацию программы. Определены функционал «Заказчик» и «Исполнитель» программы. Отношения между «Заказчиком» и «Исполнителем» регулируются на основании договоров на разработку конкретной программы .
Выбор ведущего разработчика (как правило, проектной организации, специально созданной комиссии, рабочей группы) осуществляется на конкурсной основе по согласованию с «Заказчиком» и ответственным «Исполнителем» .
На основании утвержденного перечня программ организация-заказчик подготавливает и выдает главному разработчику первичное задание на формирование региональной программы, в котором содержится :
– формулировка основной цели;
– состав программы в пределах региона;
– примерный потребность в ресурсах;
– размер предполагаемых затрат; реализация (этап состоит из выполнения комплекса запланированных мероприятий, регулярной оценки эффективности программы и оперативной корректировки программы);
– оценка результатов (анализ эффективности реализованной программы и подготовка отчета о выполнении программы).
Таким образом, процесс разработки программы социально-экономического развития региона содержит целый комплекс процедур, которые необходимо соблюдать для успешной реализации разработанной программы.
Только последовательная разработка и внедрение всех элементов программы даст в будущем плодотворные результаты и окажет положительный эффект .
Непосредственно на местах управление программами социально-экономического развития осуществляется органами исполнительной власти территорий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон Российской Федерации № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года (в действ. ред.) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (Дата обращения: 05.12.2020)
2. Закон Алтайского края № 86-ЗС «Об утверждении «Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года»» от 21 ноября 2012 года (в действ. ред.) // Кодекс. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – [Электронный ресурс] http://docs.cntd.ru/document/453123097 (Дата обращения: 04.12.2020)
3. Аристархова, В.А., Сумская, Е.К., Матвеев, К.А. Исследование методов развития региона: проблемы, тенденции, риски и перспективы развития [Текст] / В.А. Аристархова, Е.К. Сумская, К.А. Матвеев // Материалы научно-практической конференции «Социальные и экономические проблемы современного российского общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2020. – С. 65–80
4. Архипенко, С.С., Поляковская, И.М., Лавриненко, С.Г. Современные и классические подходы к исследованию уровня жизни в российских регионах [Текст] / С.С. Архипенко, И.М. Поляковская, С.Г. Лавриненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития современного общества на экономическом, социальном и культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2020. – С. 15–27
5. Береговая, А.В., Потапенко, С.М., Гулинская, Е.В. Социально-экономическое развитие регионов [Текст] / А.В. Береговая, С.М. Потапенко, Е.В. Гулинская. – Калининград: Янтарный берег, 2020. – 290 с.
6. Бурдинова, С.С., Марелова, Г.В., Чурсина, О.А. Региональные программы и проблемы их реализации в современном мире [Текст] / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Экономическое обозрение. – 2019. – № 7. – С. 40–52
7. Ватутина, А.А., Пересмешкина, Р.А., Бондарева, И.С. Принципы социально-экономического развития регионов в научной литературе [Текст] / А.А. Ватутина, Р.А. Пересмешкина, И.С. Бондарева // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 6. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2018. – С. 20–36
8. Григорьева, С.А., Малышева, М.И. Специфические особенности развития российских регионов [Текст] / С.А. Григорьева, М.И. Малышева // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики. – Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет, 2019. – С. 97–116
9. Еропкин, И.М., Скакунова, М.А. Проблемы изучения методов социального развития региона в российской и зарубежной экономической науке [Текст] / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социологии и экономики в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2020. – С. 124–135
10. Игнатова, С.С., Переделкин, Г.В. Социально-экономическое положение региона как объект исследования: проблемы развития и совершенствования [Текст] / С.С. Игнатова, Г.В. Переделкин // Вопросы социологии. – 2020. – № 10. – С. 50–62
11. Кальницкая, Е.К., Демиденко, О.Л., Уварова, Е.К. Организация социально-экономического исследования [Текст] / Е.К. Кальницкая, О.Л. Демиденко, Е.К. Уварова. – Кострома: Адамант, 2019. – 390 с.
12. Малышева, П.А., Григорьева, Н.А. Проблемы и тенденции социально-экономического развития регионов на современном этапе развития общества [Текст] / П.А. Малышева, Н.А. Григорьева // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Российская академия правосудия, 2013. – С. 59–72
13. Мануйлова, С.В., Никольский, Е.К., Граченко, О.О. Проблемы исследования экономики регионов в современном мире [Текст] / С.В. Мануйлова, Е.К. Никольский, О.О. Граченко // Социальные и экономические исследования. Сборник статей. – Мурманск: Проспект Ленина, 2020. – С. 120–135
14. Мирошникова, С.С., Полежаева, И.И. Социальные и экономические аспекты регионального развития в научной литературе [Текст] / С.С. Мирошникова, И.И. Полежаева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения психологической и социальной структуры общества: история и современность». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. – С. 56–70
15. Пантелеева, С.М., Храброва, У.В., Перепелкина, А.А. Методическое обеспечение разработки региональных социально-экономических программ: теоретические и практические аспекты [Текст] / С.М. Пантелеева, У.В. Храброва, А.А. Перепелкина. – Калуга: АСТ, 2019. – 540 с.
16. Родионова, Г.В., Ерошенко, М.А., Анкудинова, А.П. Развитие регионов: экономический аспект [Текст] / Г.В. Родионова, М.А. Ерошенко, А.П. Анкудинова // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2015. – С. 114–129
17. Савенкова, Л.Д., Щербакова, С.М., Иващенко, А.А. Проблема формирования эффективной региональной политики на современном этапе развития общества [Текст] / Л.Д. Савенкова, С.М. Щербакова, А.А. Иващенко // Вопросы социологии и экономического развития. Сборник статей. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2020. – С. 126–140
18. Сапунова, Д.Р. Принципы исследования регионального аспекта в современной социологии и экономике [Текст] / Д.Р. Сапунова. – Ярославль: Слово, 2020. – 400 с.
19. Тервинская, Я.В. Регионы России [Текст] / Я.В. Тервинская. – М.: Статут, 2019. – 358 с.
20. Уфимцева, М.А. Методики исследования в социологии и экономике [Текст] / М.А. Уфимцева. – Тверь: Авангард, 2019. – 300 с.
21. Широкова, М.И., Градиенко, С.В., Чечевинская, Н.Г. Региональная политика как объект научного исследования [Текст] / М.И. Широкова, С.В. Градиенко, Н.Г. Чечевинская. – Томск: Авантаж, 2020. – 650 с.
22. Чиркова, А.А., Полозова, Г.Е. Основы исследования функций и признаков эффективной социально-экономической политики: современный аспект [Текст] / А.А. Чиркова, Г.Е. Полозова // Материалы научно-практической конференции «Экономика и общество в начале XXI века». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 20–35
23. Явлинская, О.А., Рогатина, С.С., Мануйлова, И.М. Принципы совершенствования региональной социально-экономической политики: история и современное состояние [Текст] / О.А. Явлинская, С.С. Рогатина, И.М. Мануйлова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2018. – № 9. – С. 90–98
24. Яковлева, И.М. Региональная политика России [Текст] / И.М. Яковлева. – Томск: Речь, 2020. – 368 с.
25. Администрация Ключевского района Алтайского края». Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://kluchialt.ru/pages/187 (Дата обращения: 04.12.2020)
26. Власти рассказали, как изменится жизнь в Алтайской крае к 2035 году // Алтайская правда от 17 апреля 2019 года. – [Электронный ресурс] https://www.ap22.ru/paper/Vlasti-rasskazali-kak-izmenitsya-zhizn-v-Altayskom-krae-k-2035-godu.html (Дата обращения: 04.12.2020)
27. Муниципальное образование «Благовещенский район Алтайского края». Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://blag-admin.ru/o_raione/index.html (Дата обращения: 05.12.2020)
28. Проект «Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года» // Алтайский край. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://www.altairegion22.ru/ (Дата обращения: 04.12.2020)
29. Социально-экономическое развитие Алтайского края // Официальный сайт Алтайского края. – [Электронный ресурс] https://www.altairegion22.ru/territory/soc_econ/ (Дата обращения: 04.12.2020)
30. Социально-экономическое развитие Алтайского края. Январь–сентябрь 2020 года // Славгород. Официальный сайт администрации города. – [Электронный ресурс] https://slavgorod.ru/news/news_10985.html (Дата обращения: 04.12.2020)
31. Троцковский, А.Я., Мочалов, В.М., Супонина, И.В. Особенности социально-экономического развития Алтайского края на современном этапе: результаты сравнительного анализа [Текст] / А.Я. Троцковский, В.М. Мочалов, И.В. Супонина // Киберленинка. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-altayskogo-kraya-na-sovremennom-etape-rezultaty-sravnitelnogo-analiza (Дата обращения: 03.12.2020)
32. Характеристика Алтайского края // Министерство экономического развития Алтайского края. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://econom22.ru/economy/AltaiRegionCharacteristic/ (Дата обращения: 05.12.2020)