Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в условиях рынка государственная и муниципальная собственность сохраняет достаточно важное значение. Российская Федерация переживает в настоящее время важнейший этап развития своей государственности, правовые основы которого изложены в принятой путем референдума 12 декабря 1993 г. Конституции РФ. Этот этап начался переходным периодом осуществления коренных социально-экономических преобразований, формирования основанного на рыночной экономике гражданского общества. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (п. 1 ст. 7 Конституции РФ), где гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ).
Рыночная реформа создала условия для развития частной собственности и свободного предпринимательства, привела к разгосударствлению экономики. Как следует из ст. 8 Конституции в Российской Федерации, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с государственной и муниципальной собственностью.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие право государственной и муниципальной собственности, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целю настоящей работы является изучение права государтвенной и муниципальной собственности.
Задачами работы ставится:
1. Рассмотреть право государственной собственности;
2. Исследовать право муниципальной собственности;
3. Проанализировать актуальные вопросы муниципальной собственности;
4. Определить перспективы развития регулирования права государственной и муниципальной собственности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. ОСНОВЫ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
1.1. Право государственной собственности
Субъектами права собственности могут выступать физические лица, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Гражданкий кодекс РФ формулирует единое для всех субъектов понятие права собственности и наделяет их равными правомочиями. Реализуя, таким образом, принцип равенства субъектов, закон предоставляет им и равную степень защиты (п. 4 ст. 212 ГК РФ).
Вместе с тем юридическое равенство субъектов права собственности не исключает различий между ними в возможностях обладать теми или иными объектами. Гражданким кодексом РФ определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (объекты водоснабжения, дороги и т.д.). Гражданкий кодекс РФ также устанавливает особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, специфику владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, в собственности какого субъекта - гражданина, юридического лица, Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования - оно находится.
Таким образом, в зависимости от субъекта закон определяет правовой режим использования собственником своих правомочий. Этот же критерий лежит в основе выделения форм собственности. Различают:
1) частную собственность - собственность граждан и юридических лиц;
2) государственную собственность;
3) муниципальную собственность;
4) иные формы собственности.
Государственную собственность составляют имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют их органы, а также государственные органы, органы местного самоуправления и иные лица, специально уполномоченные на это в установленном законом порядке. Имущество, находящееся в государственной собственности, может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном Гражданким кодексом РФ.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципальных образований права собственника также осуществляют их органы. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено во владение, пользование и распоряжение за муниципальными предприятиями и учреждениями. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Особенностями правового положения государства и других субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.
Публичная собственность в соответствии с российским законодательством имеет две разновидности - государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность) (п. 3 ст. 214 ГК).
Муниципальная собственность относится к публичной, ибо муниципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государственной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК РФ объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.
Стороной конкретных правоотношений собственности юридически является именно государство или иное публично-правовое образование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юридического лица - учреждения, не являющегося собственником своего имущества).
Существуют две части государственной собственности.
Первая - распределенное государственное имущество, т.е. собственность
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.
4. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Собрание законодательства РФ, 02.12.2002, № 48, ст. 4746.
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
6. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 г. № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 гг.) // Собрание законодательства РФ. 2017. № 52 (ч. I). Ст. 8111.
7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, № 20, ст. 2817.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть III), ст. 2172.
9. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. Утв. Правительством РФ 29.09.2018 // СПС «КонсультантПлюс».
10. Гражданский кодекс РСФСР. Утв. ВС РСФСР 11.06.1964 // Ведомости ВС РСФСР, 1964, № 24, ст. 407. Утратил силу.
11. Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1990, № 30, ст. 416. Утратил силу.
12. Проект Федерального закона № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Проект Федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе» (подготовлен Минэкономразвития России, ID проекта 01/05/09-19/00095159) // СПС «КонсультантПлюс».
14. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации // Вестник ВАС РФ. 2009. № 11.
15. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Российская газета, № 8, 11.01.1992.
16. Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11.04.2016 № Ф10-802/2016 по делу № А14-8067/2015 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Воронова Е.А. Некоторые особенности правовой природы унитарных предприятий // Юрист. 2009. № 7. С. 25 - 27.
18. Гришаев С.П., Богачева Т.В., Свит Ю.П. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая // СПС КонсультантПлюс. 2019.
19. Гришаев С.П., Богачева Т.В., Свит Ю.П. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая // СПС КонсультантПлюс. 2019.
20. Золотько Т.А. Актуальные вопросы реформирования унитарных предприятий // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 6. С. 6.
21. Ершова И.В., Цимерман Ю.С. Государственное и муниципальное имущество: анализ законопроекта // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 12. С. 62 - 64.
22. Ершова И.В., Цимерман Ю.С. Государственное и муниципальное имущество: анализ законопроекта // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 12. С. 67 - 69.
23. Иванчак А.И. Гражданское право Российской Федерации: Общая часть. М.: Статут, 2016. – 436 с.
24. Ковтуненко И.Ф. Унитарные предприятия в системе управления государственной или муниципальной собственностью: как меняется законодательство // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 1. С. 33 - 36.
25. Ликвидация МУП и ГУП: последствия. URL: https://www.katrenstule.ru. Дата обращения 27.11.2020.
26. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / отв. ред. Е.П. Губин. М.: Юстицинформ, 2019. – 421 с.
27. Синицын С.А. Унитарные предприятия в российском гражданском обороте: анахронизм или естественное следствие участия публичного сектора в экономике // Предпринимательское право. 2019. № 1. С. 13 - 15.