Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие гражданского общества является важным национальным и международным приоритетом современной эпохи. Будущее России, её место в мировом сообществе в значительной мере зависят от включенности в этот процесс, обеспечивающий возможность самореализации личности. Становление гражданского общества означает смену парадигм взаимоотношений между властью и обществом, гражданами и их организациями и, как следствие, формирование иных политических основ их взаимодействия, что подразумевает возникновение новых институтов, правового поля и соответствующего им типа личности.
Государственная власть и система её органов в позитивном плане должна обслуживать потребности своего народа – обеспечивать социальную природу государства, оказывать необходимые государственные услуги, поддерживать уровень жизни и устойчивое развитие страны.
Государственная власть – это категория, ставящая своей задачей обеспечение поддержания конституционного порядка. Государственное принуждение, выраженное в работе полиции, судов, приставов, системы исполнения наказаний, органов прокуратуры направлено на меньшинство, нарушающее принятые правила и законы.
Необходимость власти обусловливается потребностью общества в упорядочивании и регулировании всех его основных сфер. Совместная деятельность в любом обществе объясняется тем, что люди никогда не жили изолированно друг от друга и общение является необходимым условием их существования. Поэтому возникновение власти необходимо искать в самой необходимости человеческого общежития. Именно в таком общежитии у индивида возникает потребность подчиниться единой общественной воле, быть подвластным с одной стороны, и, стремиться властвовать, - с другой.
Государственная власть выступает в качестве одного из существенных признаков государства. 1 часть 3 статьи Конституции РФ гласит, о том что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть через органы государства, с помощью которых и реализуется государственная власть.
Посредством государственной власти осуществляется управление страной, принимаются и претворяются в жизнь законы, необходимые для урегулирования отношений, как в самом государстве, так и на международной арене. От организации государственной власти зависит состояние общества, его институтов, и самого государства. Так же стоит отметить, что государство и государственная власть не могут существовать раздельно. Именно государство обеспечивает материальный базис в виде соответствующего механизма, посредством которого и осуществляется государственная власть. Поэтому проблемы государственной власти являются важными и актуальными для современной науки.
Актуальность работы определяется тем, что понятие государственной власти является одним из центральных в теории государства и права. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Органы государственной власти Российской Федерации призваны способствовать реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, их достойного качества и уровня жизни, государственной и территориальной целостности и устойчивого социально- экономического развития Российской Федерации, обеспечивать безопасность страны и общества посредствам проведения политики безопасности, выявляя, предупреждая и пресекая угрозы национальной безопасности, путем проведения не только специальных операций по обезвреживанию террористических группировок.
Объектом изучения в данной курсовой работе являются общественные, возникающие в процессе осуществления государственной власти государством.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие взаимодействие государства и государственной власти, государства как носителя этой власти.
Цель исследования состоит в необходимости выявить и рассмотреть особенности государственной власти в Российской Федерации, ее свойств и форм осуществления.
Исходя из цели и актуальности работы сформулированы следующие задачи:
- дать определение государственной власти;
- рассмотреть свойства государственной власти;
- определить формы осуществления государственной власти;
- выявить методы осуществления государственной власти.
Степень научной разработанности темы. Степень разработанности заявленной темы сложно оценить однозначно. С одной стороны, существует целый спектр научных исследований, посвященных рассмотрению вопросов и проблем нормативного регулирования организация деятельности государственной власти, оценке эффективности и разграничения компетенции. Среди специалистов, внесших значительный вклад в рассмотрение данного правового института можно назвать С.А. Авакьяна, И.Л. Бачило, Л.Н. Васильева, Ю.М. Козлова, Ю.И. Миронова. Такие авторы как Ю.Г. Арзамасов, В.В. Гончаров и А.В. Нечкин рассматривали проблемы соотношения и взаимодействия государственных органов исполнительной власти. По вопросам конституционно правового статуса органов государственной власти широко известны работы таких ученых, как: А. С. Автономов, А. М. Арбузкин, Ю.Г. Арзамасов, Н.А. Богданова, Б.Н. Габричидзе, И.В. Гранкин, Л.В. Карапетян, И.П. Кененова, С.А. Комаров, А.А. Куликова, В.А. Лебедев, О.Ф. Мураметс, С.Н. Станских, А.А. Осипова, С.Г. Павликов, Г.Б. Романовский, Н.М. Рязанов К.В., Черкасов и др.
Методологию исследования составили общенаучные и частные методы познания. При написании данной курсовой работы использовались такие методы научного познания, как исторический, логический, системного анализа.
Нормативно-правовая основа исследования. При исследовании данной темы рассматривались положения Конституции Российской Федерации, Указы Президента РФ, затрагивающие область функционирования органов государственной власти, федеральные нормативно-правовые акты, многочисленные региональные акты, начиная с региональных конституций и уставов.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованных нормативных правовых актов и научных источников.
Глава 1. Общая характеристика государственной власти
1.1 Государственная власть как разновидность социальной власти: понятие и признаки
Слово «власть» широко употребляется как в научной литературе, так и обыденной жизни. Если говорить о власти в обыденной жизни, то можно было ее охарактеризовать как подчинение воли одного человека воле другому, как материальная сила, выражающаяся в принуждении. Для кого-то слово «власть» ассоциируется с государством, системой государственных органов, соответствующих институтов, принимающих властные решения.
Что касается определения власти в науке, то это достаточно сложный и дискуссионный вопрос. Существуют различные подходы к его пониманию.
Слово «власть» в толковом словаре русского языка означает: 1) право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле; 2) политическое господство, государственное управление и его органы; 3) лица, облеченные правительственными административными полномочиями .
Необходимо акцентировать внимание, что власть всегда осуществляется в обществе. В.Е. Чиркин отмечает - «.. .вряд ли можно видеть власть (в той трактовке, которая сложилась в обществоведении) в отношениях между животными, в колониях пчел и муравьев (где существует свое «разделение труда»), в командах циркового дрессировщика по отношению к зверю.» . Действительно, в этих случаях данные взаимоотношения определяются инстинктами, привычкой, подражанием, условными рефлексами.
К. Маркс указывал, что нельзя трактовать природные факторы в качестве стороны отношений власти в ее социальном смысле, что «предпосылкой отношений господства является присвоение чужой воли» .
Власть включает в себя элемент осознания. Волевой характер отношений, проистекающий из того, что они складываются между субъектами, наделенными сознанием и волей (лицами, коллективами, социальными общностями), характерная черта власти среди людей .
Кроме того, стоит отметить, что и в отношениях людей, когда присутствует повиновение, не всегда можно говорить о власти. Например, поклонение красоте, восхищение картиной или отношения в толпе, которая бежит в панике. Эти отношения больше похожи на зависимость, влияние, воздействие, а не на власть, поскольку отсутствует волевой характер отношений, субъекты которого наделены еще и сознанием.
Исследуя власть, важно делать акцент не столько на качестве субъекта, от которого исходят те или иные импульсы (иногда бессознательно для него), сколько на природе отношений, которые устанавливаются в прямых и обратных связях: субъект - объект. Природные, ценностные качества, явления, особые свойства людей, стихийные чувства самосохранения (толпа в панике) и т.д. не определяют осознанным и принудительным путем поведение субъекта воздействия, который к тому же не является зачастую конкретной целью влияния или воздействия. Красота женщины, талантливая игра музыканта объективно обращены на неопределенный состав лиц и часто действуют независимо от воли субъекта . Таким образом, власть всегда носит общественный, осознанный и волевой характер.
Появление или возникновение власти является тем рубежом, который в большинстве случаев показывает огромный скачок человечества от существования хаотичных, беспорядочных связей к упорядоченности
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
Литература:
2. Авакьян, С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2 т. 4–е изд., перераб. и доп. / С.А. Авакьян. – М.: Норма; ИНФРА–М, 2013. – 639 с.
3. Авакьян, С.А. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно–методический комплекс . / С.А. Авакьян. – М.: Юстицинформ, 2017. – 562 с.
4. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник / С.С. Алексеев, В.Д. Перевалов. – М.: Норма: Инфра–М, 2011. – 668 с.
5. Алтухов, В. Компромисс – новое слово эпохи? / В. Алтухов // Свободная мысль. – 1993. – № 16. – С.22.
6. Альбов, А.П. Теория государства и права в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.П. Альбов, С.В. Николюкин. – М.: Издательство Юрайт, 2017. –134 с.
7. Аристотель. Политика / Аристотель. – М., 1984. – 274 с.
8. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М., 1990. 764 с.
9. Гармоза, П.В. Власть как категория юридической науки / П.В. Гармоза // Государство и право. – 2008. – № 5. – С. 82–84.
10. Гончаров, В.В. Понятие и сущность государственной власти: конституционно–правовой анализ /В. В. Гончаров, С. М. Жилин. //Социология власти . – 2017. – № 1. – С. 149.
11. Давыдов, Ю. Н. Современный политологический словарь / / Ю.Н. Давыдов; под ред. В. И. Даниленко. – М. : Nota Bene, 2000. – 524 с.
12. Дегтярев, А. А. Основы политической теории / А.А. Дегтярев. – М., 2015. – 651 с.
13. Дуденкова, А. А. Легитимность как теоретическая категория: политико–правовой анализ / А.А. Дуденкова // Философия права. – 2015. – № 4. – С. 65–67.
14. Ирхин, Ю.В. Политология : учебник / Ю.В. Ирхин, В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. – М. : Юристъ, 2002. – 571 с.
15. Козлов, Ю.М. Административно–правовые проблемы управления социалистической экономикой / Ю.М. Козлов. – М., 1974. – Вып. 1. – 233 с.
16. Конституционное право: Составитель И.Е. Бочкарев. Учебное пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 527 с.
17. Коренев, А.П. Административное право России: Учебник для вузов юридического профиля системы МВД России. Ч. 1. / А.П. Коренев, Д.А. Гавриленко. – М., 1996. – 361 с.
18. Куликова, А.А. Основы формирования аппарата государственных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации / А.А. Куликова // Законодательное регулирование общественных отношений в отдельных отраслях российского и зарубежного права. Сборник статей магистрантов. – 2017. – № 2. – С. 59–62.
19. Лебедев, В.А. Государственная власть как форма выражения публичной власти / В.А. Лебедев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 25 (206). Право. – Вып. 25. – С. 5–9.
20. Макарейко, Н. В. Государственная власть: понятие и признаки / Н.В. Макарейко // Бизнес в законе. 2007. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya–vlast–ponyatie–i–priznaki (дата обращения: 23.11.2020).
21. Макарейко, Н.В. Административное право: Учебное пособие / Н.В. Макарейко. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 613 с.
22. Малько, А.В. Основы государства и права / А.В. Малько. – М.: Кнорус, 2015. – 387 с.
23. Мамут, Л. С. Легитимация государства / Л.С. Мамут // Право и общество в эпоху перемен. – М., 2008. – 321 с.
24. Манов, Г.Н. Признаки государства: новое чтение / Г.Н. Манов // Политические проблемы теории государства. – М., 1993. – 242 с.
25. Матузов, Н.И. О роли убеждения и принуждения в период развернутого строительства коммунизма / Н.И. Матузов // Ученые записки Саратовского юрид. ин–та. – Саратов, 1962. – С. 20–22.
26. Матузов, Н.И. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Издательство Юристъ, 2017. – 320 с.
27. Мельников, В.А. Проблемы определения понятия административного принуждения / В.А. Мельников // Административное право и процесс. – 2012. – № 1. – С. 2–4.
28. Новиков, Т.В. Феномен власти в классической и современной философии: сравнительный анализ / Т.В. Новиков, В.Т. Новикова. – М., 2011. – 241 с.
29. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1996. – 883 с.
30. Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. 5–е изд., перераб. и доп. / В.Д. Перевалов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 341 с.
31. Правоведение/Под ред. проф. М.Б.Смоленского, Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: «Феникс», 2015. – 487 с.
32. Радько, Т.Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. – М.: Проспект, 2017. – 560 с.
33. Рассолов, М.М. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова. – М., 2004. – 580 с.
34. Реутов, Е. В. Общество и власть. Кризис легитимности? / Е.В. Реутов // Социс. – 2006. – № 1 (261). – С. 83.
35. Самойлюк, Р.Н. Виды методов осуществления государственной власти / Р.Н. Самойлюк // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. – 2015. – № 4. – С.53–55.
36. Самойлюк, Р.Н. Методы осуществления государственной власти в Российской Федерации: монография / Р.Н. Самойлюк; под ред. канд. юрид. наук, доцента Н.В. Макарейко. – Нижний Новгород, 2015. – 429 с.
37. Самойлюк, Р.Н. Методы осуществления государственной власти в современной России / Р.Н. Самойлюк // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2011. – № 3 (16). – С.311.
38. Сапронов, П.А. Власть как метафизическая и историческая реальность / П.А. Сапронов. – СПб., 2000. – 396 с.
39. Современный политологический словарь / под ред. В. И. Даниленко. – М. : Nota Bene, 2000. – 636 с.
40. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М., 1997. – 537 с.
41. Халипов, В. Ф. Введение в науку о власти / В.Ф. Халипов. – М., 1996. – 525 с.
42. Чиркин, В.Е. Государственная власть в развивающихся странах / В.Е. Чиркин. – М.: «Наука», 1990. – 234 с.
43. Чиркин, В.Е. Публичная власть / В.Е. Чиркин. – М.: Юристъ. 2005. – 239 с.