Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1 Счетная палата РФ как орган внешнего государственного финансового контроля 4
1.1 Задачи и миссия Счетной палаты Российской Федерации 4
1.2 Правовое положение Счетной платы Российской Федерации 5
1.3 Структура Счетной платы Российской Федерации 7
2 Проблемы и практика деятельности Счетной палаты РФ 10
2.1 Особенности контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты 10
2.2. Итоги деятельности Счетной палаты за 2019 г. 12
2.3 Анализ судебно-арбитражной практики 17
2.4 Проблемы правового статуса Счетной палаты РФ как органа государственного финансового контроля и пути решения 20
Заключение 28
Библиографический список 31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. На современном этапе развития государственного финансового контроля особую актуальность приобретает реализация мер, направленных на противодействие коррупции. На пути модернизации национальной экономики главным тормозом является коррупция. На сегодняшний день необходимо принятие самых действенных мер в борьбе с коррупцией.
Во всех странах мира, независимо от уровня экономического развития, существует коррупция. Разница заключается в ее распределении по эшелонам власти и публичности.
Счетная палата Российской Федерации – постоянно действующий высший орган внешнего государственного аудита (контроля), подотчетный Федеральному Собранию Российской Федерации. Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.
Задачи и функции, возложенные действующим законодательством на Счетную палату, делают ее одним из ключевых элементов системы общественного контроля за расходованием национальных ресурсов, а также инструментом согласования краткосрочных социально-экономических решений, дающих «быстрый эффект», с долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития. Этим определяется миссия Счетной палаты и стратегия ее деятельности.
Миссия Счетной палаты – контроль управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации.
Цель исследования – изучить правовой статус, структуру, особенности деятельности Счетной палаты РФ.
Задачи исследования:
рассмотреть конституционно-правовой статус Счетной палаты в РФ в сфере осуществления надзорной функции Счетной палат;
изучить полномочия и функции Счетной палаты в РФ;
рассмотреть деятельность Счетной палаты РФ;
охарактеризовать основные направления совершенствования деятельности Счетной палаты РФ.
Методологической и теоретической основой работы является всеобщий метод диалектического познания действительности, формально-логический метод, метод абстрагирования особенно в целях выработки систематизации признаков и особенностей соответствующих правовых явлений.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1 СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РФ КАК ОРГАН ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Задачи и миссия Счетной палаты Российской Федерации
Счетная палата Российской Федерации – высший орган государственного аудита, созданный в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Счетная палата развивает «чувство налогоплательщика» и качественно обеспечивает конституционное право граждан на участие в управлении делами государства.
В задачи Счетной палаты входят организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета и аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации [26, с. 47].
Как орган парламентского контроля Счетная палата содействует прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств и государственных ресурсов в целом, способствует большей подотчетности органов власти и повышению ориентации их деятельности на реализацию интересов общества.
Миссия Счетной палаты – содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека.
Для реализации своих функций Счетная палата тесно взаимодействует с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, с федеральными органами исполнительной власти, со структурами гражданского общества и общественного контроля, а также с правоохранительными органами.
В соответствии с Лимской декларацией Международной организации высших органов аудита (ИНТОСАИ) Счетная палата Российской Федерации является функционально и организационно независимой от проверяемых ей органов власти. В 2019-2022 гг. Счетная палата Российской Федерации является президентом ИНТОСАИ.
1.2 Правовое положение Счетной платы Российской Федерации
В 2020 году Счетная палата России работает над формированием своего позиционирования и узнаваемости в обществе. Для этого повысилась активность органа аудита в соцсетях, обновлен логотип и сайт.
Деятельность Счетной палаты урегулирована следующими нормативными правовыми актами:
Конституция России (статья 101) [1];
Бюджетный кодекс России (основная — статья 157, а также статьи 130, 145, 149, 153, 164, 167.1, 194, 200, 213, 217 и другие) [2];
Жилищный кодекс России (статья 186) [3];
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [4];
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (статья 98 и другие) [5];
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [6];
иные Федеральные законы.
Счетная палата Российской Федерации образована в развитие положений Конституции Российской Федерации. Она осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
Счетная палата Российской Федерации является высшим органом государственного аудита в стране.
Контроль Счетной палаты заключается в анализе и оценке расходов и доходов федерального бюджета. Более подробно можно прочитать на официальном сайте Счетной палаты. Понятно, что незнакомому в этих понятиях человеку будет трудно ответить на вопрос, что это за орган путем изучения сложных бюрократических норм.
В России есть три уровня бюджетов: федеральный, региональный и муниципальный. На каждом из этих уровней есть инструменты контроля и аудита доходов и расходов.
Если контроль нам всем известно – это процесс отслеживания или наблюдения за какими-то явлениями. Аудит – более широкое понятие, связанное с анализом и исследованием финансовых операций, управленческих решений и любой деятельности организации.
У нас в стране контроль и аудит федерального бюджета осуществляется:
внутренний: специальными структурами внутри Правительства и министерств. Об их результатах работы мы никогда не узнаем, так как у них все конфиденциально;
внешний независимый: Счетной палатой России.
Как мы видим Счетная палата, образованная в 1994 году, внешний орган государственного аудита.
Это значит, что она не интегрирована в какую-либо систему: Правительства, Администрации Президента и т.д. По статусу она высший орган государственного аудита [24, с. 43].
Результаты ее работы не могут быть оспорены в вышестоящие инстанции или даже суд. За исключением предписания. Она является независимым органом, как фактически, так и юридически. Состав Счетной палаты, включая председателя, формируется парламентом – Государственной Думой и Советом Федерации. Он утверждается Президентом России.
Расходы на содержание Счетной палаты обеспечиваются в полном объёме, чтобы обеспечить финансовую независимость.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №31. – Ст. 3823.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Российская газета. – 2005. – № 1.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Российская газета. – 2015. – 28 апреля.
5. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. - № 14. - ст. 1652.
6. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. - № 26 (часть I). - ст. 3378.
7. Бойко, Т. С. Финансовое право / Т.С. Бойко, С.К. Лещенко. - М.: Книжный дом, 2017. - 320 c.
8. Вострикова, Л. Г. Финансовое право / Л.Г. Вострикова. - М.: Юстицинформ, 2019. - 180 c.
9. Грачева, Е. Ю. Комментарий к диссертационным исследованиям по финансовому праву / Е.Ю. Грачева, Д.М. Щекин. - М.: Статут, 2018. - 818 c.
10. Грачева, Е. Ю. Финансовое право: моногр. / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. - М.: Юриспруденция, 2018. - 304 c.
11. Евстигнеев, Е. Н. Финансовое право / Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова. - М.: Питер, 2017. - 272 c.
12. Еремин, С.Г. Договор в финансовом праве / С.Г. Еремин. - М.: И. В. Балабанов, 2017. - 156 c.
13. Запольский, С. В. Финансовое право / С.В. Запольский. - М.: Wolters Kluwer, Контракт, 2018. - 792 c.
14. Запольский, С.В. Теория финансового права / С.В. Запольский. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 372 c.
15. Ильин, А. Ю. Финансовое право / А.Ю. Ильин. - М.: Эксмо, 2014. - 657 c.
16. Майорова, Е. И. Финансовое право / Е.И. Майорова, Л.В. Хроленкова. - М.: Форум, 2016. - 304 c.
17. Мальцев, В. А. Финансовое право / В.А. Мальцев. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
18. Мальцев, Виталий Финансовое право / Виталий Мальцев. - М.: КноРус медиа, 2018. - 815 c.
19. Павлов, П. В. Финансовое право / П.В. Павлов. - М.: Омега-Л, 2016. - 336 c.
20. Петрова, Г. В. Международное финансовое право. Учебник / Г.В. Петрова. - М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2018. - 464 c.
21. Петрова, Ю. А. Краткий курс по финансовому праву / Ю.А. Петрова. - М.: Окей-книга, 2018. - 144 c.
22. Рукавишникова, И. В. Метод финансового права / И.В. Рукавишникова. - М.: Норма, Инфра-М, 2018. - 288 c.
23. Словарь терминов и определений по административному праву, финансовому праву, информационному праву и административной деятельности органов внутренних дел / В.В. Кардашевский и др. - М.: КноРус, 2019. - 208 c.
24. Современная теория финансового права. - М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2018. - 500 c.
25. Соловова, Е. В. Публичный кредит как институт финансового права на примере Российской Федерации и США / Е.В. Соловова. - М.: Проспект, 2020. - 136 c.
26. У истоков финансового права. - М.: Статут, 2020. - 432 c.
27. Упоров, И. В. Финансовое право / И.В. Упоров, О.В. Старков. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 360 c.
28. Финансовое право / ред. Н.И. Химичева. - М.: ЮРИСТЪ, 2015. - 600 c.
29. https://ach.gov.ru – Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации.