Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Социальная защита населения является важной со-ставляющей социальной политики любого государства. Впервые термин «социальная за-щита» был использован в «Законе о социальной защите США» в 1935 году, который за-конодательно определил новый для страны институт обязательного страхования на слу-чай старости, смерти, инвалидности и безработицы, позднее, в 1940-х годах, в документах Международной организации труда. В дальнейшем рамки этого понятия расширились в ходе разработки и принятия конвенций и рекомендаций МОТ, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения и др. В отече-ственной экономической литературе понятие социальной защиты появилось с началом перехода России от плановой экономики к рыночным отношениям, однако до настоящего времени оно не имеет окончательного определения, что обусловлено как не сложившимся пониманием данной системы как социального института, так и сложностью происходя-щих в нашей стране экономических и социальных процессов.
От эффективности функционирования пенсионной системы зависит напрямую матери-альное благополучие пенсионеров, которые составляют практически четверть населения РФ. Подавляющее большинство пенсионеров обеспечивается страховыми пенсиями, ко-торая представляет собой основную статью расходов государства на социальную защиту. В России для большинства пенсионеров пенсия является самым значительным, если не единственным, источником жизнеобеспечения.
С развитием государства и общества индекс социальных прав повышается, отношения становятся более адресными и более сложными, что позволяет в максимальной степени защитить человека от отрицательных последствий социального риска. Пенсионное обес-печение в праве социального обеспечения, занимает особенное место, оно состоит из комплекса правоотношений, которые имеют своей целью не только получение соответ-ствующих выплат, но и на получение права на такие выплаты. Природа права на пенсию такова, что ее не предоставляют безвозмездно - для того чтобы иметь право на ее получе-ние, гражданин должен делать социальные взносы (пенсионное страхование), чтобы в случае социального риска была возможность реализовать данное право. То есть право на пенсию представляет собой целый комплекс обязанностей лица.
С 1 января 2015 г. из законодательства РФ ушло понятие «трудовая пенсия». Она была преобразована в «страховую пенсию», назначение которой рассчитывается, исходя из ко-личества баллов, которые сформированы за трудовую жизнь гражданина, и их стоимости.
Условия назначения и размеры таких пенсий, а также круг лиц, которые считаются не-трудоспособными и имеют право на пенсию, различаются в зависимости от того, к какой категории принадлежит гражданин.
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной.
Предметом курсовой работы являются особенности и порядок ее начисления.
Объектом исследования выступает государственная пенсия по инвалидности как основ-ной вид социального обеспечения.
Целью курсовой работы является изучение особенностей государственной пенсии по ин-валидности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть понятие государственной пенсии по инвалидности;
раскрыть нормативно-правовое регулирование государственной пенсии по инва-лидности;
охарактеризовать условия назначения государственной пенсии по инвалидности;
проанализировать размер, структуру и порядок индексации государственной пен-сии по инвалидности.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
К основным методам исследования, использованным в работе, можно отнести метод сбо-ра данных и обобщения материалов, аналитический метод.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
1.1 Понятие государственной пенсии по инвалидности
На современном этапе развития общества решения проблем инвалидности и инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики и в значительной мере определяет уровень социального благополучия, как всего населения, так и его соци-ально уязвимых слоев .
В мире существует многообразный опыт социальной защиты в отношении людей с огра-ниченными возможностями. Приоритеты в отношении инвалидов в Российской Федера-ции изменились радикально с принятия Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» . Главной целью стало создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации консти-туционных прав в соответствии с общепризнанными принципами и нормами междуна-родного права. Только в последние годы общество стало обращать свое внимание этому направлению социальной политики, поставив задачу формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Социальная защита этой категории населения должна быть нацелена на гумманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо, из них ощущая себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохра-нять желание и возможность жить в семье, активно участвовать в экономическом, поли-тическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возмож-ности их приумножать.
Важное место в законе занимают вопросы профессиональной реабилитации инвалидов, которая, согласно закону, состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудового устройства. Государство гарантирует получение инвалидами общего, среднего (полного) общего об-разования, начального профессионального образования, среднего и высшего профессио-нального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации .
С принятием указанного закона впервые в РФ нормы по правовому регулированию реа-билитации инвалидов были систематизированы в специальном нормативном акте. Без-условно, он не только играет положительную роль как нормативный акт прямого дей-ствия, регулирующий комплекс отношений в этой области, но и является правовой осно-вой для развития регионального и локального нормотворчества по проблеме реабилита-ции инвалидов.
Пенсия по инвалидности – государственные ежемесячные денежные выплаты, произво-димые лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определен-ных причинах инвалидности - независимо от такого стажа.
Правила получения государственных пенсий приведены в ФЗ №166-Ф3. Её могут полу-чать (ст.4):
федеральные гражданские госслужащие;
военнослужащие;
участники ВОВ;
блокадники;
граждане, пострадавшие при техногенных катастрофах;
космонавты;
лётчики-испытатели.
Согласно статье №5 того же ФЗ, государственную пенсию по инвалидности могут полу-чать все перечисленные выше категории граждан, за исключением госслужащих и испы-тателей. Узнайте, кто имеет право на государственную пенсию по старости.
Военнослужащие срочной службы могут получить гос. пенсию по инвалидности при признании у них инвалидности при нахождении на службе или если со дня увольнения из армии прошло не более 3 месяцев. Этот срок может быть увеличен, если в дальнейшем инвалиднос
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
I. Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс»;
2. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.66 г. Ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.73 г. № 4812-VIII // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, № 12.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950) // СЗ РФ, 08.01.2001, № 2, ст. 163.
4. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (принята в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень международных договоров, 2010, № 4, апрель, с. 17 – 67.
5. Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (при-нята в г. Женеве 28.06.1952 на 35 сессии Генеральной конференции МОТ). Россия не ра-тифицировала Конвенцию // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. - Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1055 - 1086.
6. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. [электронный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
7. Гражданский Кодекс Российской Федерации: закон РФ от 30. 11. 1994 [электрон-ный ресурс] // КонсультантПлюс. ВерсияПроф.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
10. Федеральный закон от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства РФ 1995 г. N 48. ст. 4563.
11. Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и усло-виях признания лица инвалидом» (ред. от 04.09.2012 г.) // Собрание законодательства РФ 2006 г. N 9. ст. 1018.
II. Учебники и учебные пособия
12. Корякин В.М., Скулакова О.В. Социальные гарантии, предоставляемые семьям во-еннослужащих / В.М. Корякин, О.В. Скулакова. – М.: Статут, 2013. – 238 с.
13. Кутепова К.О., Степанов А.Г. Все о пенсиях: виды, условия назначения, размер. М.: Омега-Л, 2015.
14. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения: Учебник / В.Ш. Шайхатди-нов. – М.: Юрайт, 2013. – 546 с.
III. Периодические издания
15. Антипьева Н.В. Взаимосвязь обязательного пенсионного страхования и государ-ственного пенсионного обеспечения в сфере реализации пенсионных прав лиц, прохо-дивших военную службу, и членов их семей // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 2.
16. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (постатей-ный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
17. Васильева Е.С. Пенсия - по-новому / Е.С. Васильева // Юрист. – 2016. – № 4. – С. 16 – 20.
18. Захаров М.Л. Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система // Журнал российского права. 2015. N 7.
19. Менкенов А.В. Страховой стаж в пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. 2015. N 3.
20. Маслова Т. Пенсионная модернизация: новая формула расчета страховой пенсии и самостоятельная накопительная пенсия / Т. Маслова // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. – 2014. – № 2. – С. 20 – 37.
21. Тарасенкова А.Н. Льготыне категории граждан: социальная помощь. М.: Библио-течка «Российской газеты», 2014. Вып. 18.
22. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы / В.И. Тресков. – М.: Редакция «Российской газеты», 2016. – Вып. 5. – 176 с.
23. Чупрова Е.В. О некоторых аспектах совершенствования законодательства Россий-ской Федерации об обязательном социальном страховании в современный период // Ад-вокат. 2016. N 2.