Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное образование характеризуется гуманизацией, обращением к личности ребенка, развитием его лучших качеств, формированием целостной и глобальной личности. Решение этой проблемы требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, который организует весь образовательный процесс. Во-первых, это отказ от авторитарной формы обучения. Обучение должно быть направлено на развитие, обогащение знаний и методов интеллектуальной деятельности ребенка, развитие интересов и познавательных навыков.
Следовательно, необходимо изменить формы, средства и методы обучения. Поэтому формы обучающих игр (особенно на начальных этапах), особенно обучающие, имеют особое значение.
Игры оказывают эмоциональное воздействие на учащихся и стимулируют их умственную деятельность, что делает процесс обучения увлекательным и интересным. Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие познавательной деятельности, поскольку усвоение детьми знаний и умений на практике происходит при непроизвольном внимании и запоминании. Это обеспечивает систематическое усвоение знаний студентами и их закрепление.
Самый младший ученик постоянно чувствует потребность играть, общаться с игрой, но очень часто ему нужна помощь взрослых, которые живут с проблемами детей, понимают учеников, принимают их такими, какие они есть. и в то же время создать для них зону более близкого развития. Это взрослые (учителя и родители), которые могут выступать как гейм-дизайнером, так и организатором.
Поэтому проблема использования обучающих игр сегодня особенно актуальна.
В таких условиях учитель начальных классов должен овладеть психолого-педагогическими основами игры, понимать методику и особенности игровых упражнений, сделать игру союзником в учебной деятельности.
Многие учителя рассматривают игры как средство решения тактических задач: организации внимания, облегчения запоминания учебных материалов и снятия умственного напряжения. Учителя часто рассматривают безграничные возможности игры для достижения стратегической цели обучения.
Целью этого является развитие у ребенка постоянной потребности в знаниях и умениях, самоконтроля и чувства собственного достоинства, привязанности к школе, готовности к творчеству, нравственных и художественных чувств.
Задачи:
1. Описать дидактическую игру и ее классификацию;
2. Рассмотреть роль игры и методику проведения игр;
3. Проанализировать систему упражнений для 2 класса.
Вспоминая слова Ш.А. Амонашвили [7, с. 115] о том, что «... без педагогической игры в классе невозможно увлечь учащихся миром знаний и нравственного опыта, сделать их активными участниками и творцами класса», каждый учитель должен научиться умело, пользоваться игрой в классе.
Использование обучающих игр на уроках русского языка приводит к расширению языкового кругозора учащихся, сохраняет интерес к обучению, находится в тесной связи с твердым и сознательным усвоением изучаемого материала, с обогащением детского словарного запаса и развития их речи.
Проблема использования игры в образовательном процессе изучается современными учеными с разных сторон: возможности игры в умственном развитии детей, в усвоении учебных знаний, в формировании мысли и т. д., Воображение и познавательный интерес.
Глава 1. Дидактическая игра и ее классификация
Воспитательная игра - это вид непродуктивной деятельности, мотивом которой являются не результаты, а сам процесс.[3, с. 84-87]
Классификация игр
Среди ученых нет единого мнения о классификации игр. По классификации, принятой в домашней педагогике, игры делятся на творческие, мобильные, дидактические.
Активные - игры, в которых поставленные перед детьми задачи решаются с помощью различных движений, способствующих физическому развитию детей, увеличению обмена веществ в организме и повышению жизненного тонуса. Движения приносят детям радость, а радость - важное условие здоровья ребенка.
Творчество: игры, разработанные самими детьми. Содержание этих игр определяется впечатлениями, которые дети получают от наблюдения и участия в окружающей действительности. Игра становится способом узнать о жизни.
Дидактика - игры, тесно связанные с учебным процессом. Значение этих игр велико с познавательной точки зрения. В дидактических играх перед детьми ставятся преобладающие и определенные задачи умственного характера, требующие для решения различных интеллектуальных операций.
Но, помимо принятых в педагогике, существует множество других классификаций.
Например, Минск Э. [13, с. 74] различает мобильные игры, повествование, имитацию и дидактику.
П.П. Блонски различает воображаемые игры, строительные игры, имитации, драматизацию, мебель и интеллект. И первое место среди студентов занимают подвижные игры. [18, с. 127]
Б.П. Никитин делит игры на: RPG, мобильные и обучающие, отдельно выделяет обучающие игры. Это игры, которые направлены исключительно на развитие у ребенка навыков творческого мышления: внимания, памяти, воображения и т. д. [15, с. 25]
Ж. Пиаже выделяет три типа игр: игры-упражнения, символьные игры и игры с правилами. Подчеркните, что упражнение, символ и правило - это три последовательных этапа, которые характеризуют игру с точки зрения ментальных структур. Какова структура мышления ребенка на определенном этапе его развития, какова его игра, ведь игра - это не что иное, как усвоение действительности согласно структуре мысли. По мнению Ж. Пиаже, кульминацией развития детской игры является игра символическая. [4, с. 7]
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, есть 2 группы игр: сюжетные и игры с правилами. Авторы делят повествовательные игры на ролевые и режиссерские. В ролевых играх ребенок получает определенную роль, «превращаясь» в врача и т. д. Основными составляющими ролевой игры являются тематика, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль. В режиссерских играх дети управляют «трансформированными» вещами, предметами (играют в битвы, управляют игрушечными солдатиками, то есть действуют за всех участников игры).
К правилам игры относятся подвижные игры, настольные игры, игры в слова. Играя с правилом, ребенок учится подчинять свое поведение правилам (действовать произвольно). [14, с. 59]
Я.Л. Коломенский, Е.А. Панко различает РПГ по правилам. Игры по правилам делятся на активные и обучающие. Суть развивающих игр заключается в том, что дети решают психологические проблемы посредством игры. [11, с. 78]
Дидактическая игра
Из всех игр в этой обучающей игре, в основном, процесс обучения. Они предназначены для решения конкретных задач, связанных с воспитанием детей, но в то же время влияют на обучение и развитие игры.
Цель дидактической игры - стимулировать развитие познавательной деятельности ребенка.
Дидактическая игра - это деятельность, в которой дети учатся активно помогать себе. Это способ расширить, углубить и закрепить знания, усвоить общие концепции. Эти игры классифицируются как игры с фиксированными правилами.
Дидактическая игра дает каждому ученику возможность проявить активность, почувствовать себя участником деятельности, помогает преодолевать трудности, стимулирует его воображение.
За счет использования игровых ситуаций на уроке развивается общая картина, развиваются навыки самостоятельной занятости, повышается интерес к русскому языку.
Виды дидактических игр
А.И. Сорокина [10, с. 32] определяет следующие виды развивающих игр в зависимости от вида деятельности детей: игры-путешествия, домашние дела, игры, подсказки, головоломки, разговорные игры.
Игры-путешествия стремятся улучшить опыт и привлечь внимание детей к окружающей среде. Они улучшают наблюдательность и помогают преодолевать трудности. В этих играх используются различные методы распространения познавательного контента в сочетании с игровой деятельностью: определение проблем, объяснение их решений, пошаговое решение проблем и т. д.
Игры-поручения более легкий и короткий контент. Они основаны на действиях с предметами, игрушками и словесном домашнем задании.
Игры-предложения («что было бы...»). Детям дается задание и возникает ситуация, требующая понимания следующего действия. При этом у детей активизируется умственная деятельность, они учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. Они основаны на проверке знаний и творчества. Решение головоломок развивает способность анализировать, обобщать, формулировать мыслительные способности и делать выводы.
Игры-беседы. Они основаны на общении. Такая игра требует активации эмоционального и мыслительного процессов. Это способствует умению слушать вопросы и ответы, сосредотачиваться на содержании, дополнять сказанное и выражать суждения. Учебный материал для этого типа игры должен быть предоставлен в оптимальном количестве, чтобы вызвать интерес у детей. Познавательный материал определяется темой и содержанием игры.
В зависимости от характера детской деятельности Гибсон Р.К. Ресурсы: [6, с. 100]
- Игровые соревнования (викторины, конкурсы, игры);
- Ролевые игры.
В русском языке Баев П. употребляет следующие типы [2, с. 11]
Развивающие игры:
- морфологический;
- словообразование;
- фонетически;
- лексический.
Самое главное, чтобы игра не отвлекала от учебы, а, наоборот, способствовала усилению умственной работы.
Структура дидактической игры
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и развлечения одновременно. Выделяют следующие структурные элементы дидактической игры: [8, с. 182-186]
1. дидактическое задание;
2. задание в игре;
3. правила игры;
4. игровые действия.
Дидактическая задача определяется целью воспитательного воздействия, ее формирует педагог.
Обучающая игра, посвященная решению дидактической задачи, относящейся к определенной теме программы и состоящей в изучении нового материала, закреплении и повторении прошлого, отработке учебных навыков и умений. Усвоение учебного материала происходит непроизвольно, так как учебная задача непосредственно детям не возлагается. «Двойственность» дидактической игры выражается в учебно-игровой направленности, что способствует легкому усвоению конкретного дидактического материала.
Игровая задача решается детьми. Дидактическое задание в дидактической игре выполняется в игровой форме, определяет игровую деятельность, становится собственной задачей ребенка и решает, кто из детей начнет применять полученные знания на практике. Дидактическая деятельность в игре намеренно замаскирована и представлена детям в виде плана игры.
Правила игры. Их содержание и направленность являются результатом общих задач, связанных с формированием личности ребенка, познавательного содержания, игр и игровой деятельности. Правила игры помогают направлять образовательный процесс, содержат моральные требования к отношению детей и соблюдение правил поведения.
В дидактической игре правила - это задачи. Воспользовавшись правилами, педагог контролирует игру, процессы познавательной деятельности и поведение детей.
Соблюдение правил является критерием оценки собственного поведения и поведения одноклассников у детей и заставляет детей играть в одиночку.
Игровые действия - основа игры. Игры дают детям возможность учиться, весело проводя время. Чем разнообразнее игры, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные задачи и игры. Игровые мероприятия - это один из способов воплотить концепцию игры в жизнь, но они также включают занятия, дополняющие образовательные мероприятия.
Сумма (счет) появляется сразу после окончания игры. Исход игры может быть вполне очевидным, конкретным и наглядным. Он определяется на основе решения дидактической задачи, реализации концепции игры, соблюдения правил и выполнения действий в игре.
Наконец, выделите каждого ребенка, чтобы выделить достижения других детей.
Во время игры необходимо сохранить все конструктивные элементы, так как они помогут решить учебные задачи.