Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы эффективного управления трудовыми ресурсами до сих пор волнуют многих ученых и являются одной из распространенных тем в менеджменте и управлении персоналом. Еще А. Маслоу говорил, что «учет психологических потребностей человека позволяет оказывать на него продуктивное воздействие, включающее совокупность мотивирующих факторов» [24, с 45]. Достаточно много работ, посвященных изучению данной проблемы, опубликовано как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Согласно работам Е. Киктаева система управления персоналом представляет собой совокупность подсистем, которые характеризуют отдельные стороны работы с персоналом с целью выработки определенного воздействия на него. К структурным элементам системы управления персоналом относятся:
– подбор и отбор персонала.
– расстановка персонала.
– адаптация персонала.
– развитие и оценка персонала.
– стимулирование персонала.
Рассмотрим стимулирование персонала, как одну из основных составляющих управленческой деятельности предприятия. На начальной стадии дадим определение понятию «стимул».
Резник С.Д. считает, что стимулы – рычаги воздействия или раздражители, вызывающие определенные мотивы [25, с. 17]. Из учебника «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности» под редакцией А.Я. Кибанова и других, стимул – внешнее воздействие, оказываемое в процессе управления на персонал в целях получения желаемых результатов.
Следует отметить, что не все стимулы способны оказать нужное воздействие на сотрудников и сподвигнуть их к выполнению необходимого действия для предприятия. Cтимул выступает как одно из составных средств мотивации, побуждающий к повышению трудовой деятельности человека, пробуждающий в нем мотивы к определенным целенаправленным действиям. Известно, что работа персонала напрямую зависит от компетентности и профессиональной подготовки сотрудников, а также их способностей в достижении общих целей организации. Стимулирование труда напрямую влияет на эффективность деятельности организации [18, c. 39].
Согласно методологическим основам мотивации персонала, стимулирование труда принято делить на два вида: материальное и нематериальное стимулирование.
Материальное стимулирование — это комплекс различного рода материальных благ, получаемых или присваиваемых персоналом за индивидуальный или групповой вклад в результаты деятельности организации посредством профессионального труда, творческой деятельности и требуемых правил поведения [4, c. 25]. Рассмотрим структуру материального стимулирования в виде схемы (см. рисунок 1).
В основе материального стимулирования лежат все формы денежных выплат, включающие заработную плату, надбавки и доплаты, премиальные системы, а также все формы материального не денежного стимулирования. Центральную позицию в материальном стимулировании занимает заработная плата, так как она является основным источником дохода сотрудников и считается наиболее сильным стимулом повышения результативности труда. Не менее важным элементом материального стимулирования является премирование. Премия стимулирует сотрудников к стремлению повышать результаты труда и выступает в качестве материального поощрения за особые достижения в процессе трудовой деятельности.
Рис.1 Структура материального стимулирования
Наряду с материальным денежным стимулированием применяется материальное неденежное стимулирование, которое представляет собой материальную ценность, но в реальном выражении представлено в виде определенных компенсаций и льгот, специально разработанных организацией для поощрения своих сотрудников. Материальное не денежное стимулирование включает в себя:
– социальные стимулы (направлены на повышение эффективности трудовой деятельности посредством частичного удовлетворения социальных потребностей работников, например, доставка на работу служебным транспортом, полная или частичная компенсация питания, корпоративная сотовая связь, детские путевки в лагеря);
– имиджевые стимулы (направлены на повышение эффективности трудовой деятельности посредством повышения статуса сотрудников внутри организации, например, предоставление служебного автомобиля, дополнительное медицинское страхование по расширенной программе);
– индивидуальные стимулы (система методов, направленных на привлечение либо удержание ценных специалистов, например, предоставление обучения за счет компании, обеспечение жильем, компенсация аренды жилья, предоставление кредитов) [29, c. 55].
Материальное неденежное стимулирование гарантирует получение блага даже в условиях нестабильности и кризиса. При разработке системы материального неденежного стимулирования необходимо учитывать, что чем уникальнее определенная льгота или компенсация в организации, тем выше ее престиж [23, c. 74].
Удовлетворенность трудом формируется благодаря удовлетворенности отдельным составляющим трудовой жизни, например, удовлетворенность коллективом, зарплатой, графиком работы. При успешном выполнении сложной задачи у сотрудника возникает стимул попробовать свои силы в решении более трудных проблем, сотрудник получает вознаграждение в виде испытываемых эмоций, в осознании своей значимости и цели деятельности.
Стимулирование свободным временем — это регулирование поведения работника на основе изменения времени его занятости. Суть стимулирования заключается в предоставлении работнику реальных возможностей в реализации профессиональных интересов без ущерба для личной жизни, семьи, здоровья и отдыха.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что управленческая деятельность в области нематериального стимулирования должна включать в себя следующие задачи:
– привлечение в организацию талантливых и высококвалифицированных кадров, помогать молодым специалистам в процессе адаптации;
– максимально снизить текучесть кадров;
– формирование комфортного микроклимата как в определенной социальной группе, так и среди всего коллектива;
– укрепление имиджа организации как благоприятной успешно- развивающейся компании;
– формирование и поддержание организационной культуры.
Материальные и нематериальные стимулы должны активно дополнять друг друга в системе стимулирования персонала, которая станет эффективной, если будет основана на совокупности правовых норм, закрепляющих управленческие методы и средства воздействия на персонал с целью усиления мотивации правомерного поведения и поощрения развития, нужных для организации и общества форм отношений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 191 с.
2. Адамчук В.В. и др. Экономика труда. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 224 с.
3. Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. – М.: ЭСКМО, 2015. – 245 с.
4. Булатов А. Стратегический менеджмент и кадровый потенциал организации. – СПб.: АЛЬЯНС, 2017. – 267 с.
5. Бороненкова С.А. Управленческий анализ. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 425 с.
6.Васильева О.Н. Модели и методы материального
стимулирования. Теория и практика. – М.: Ленанд, 2016. – 288 с.
7. Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: ЭСКМО, 2016. – 291 с.
8. Волков О.И. Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 185 с.
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М.: ЭСКМО, 2015. – 322 с.
10. Герчикова И.А. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 324 с.
11. Грива Е.В. Человеческие ресурсы в системе управления предприятием. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 145 с.
12. Горемыкин В.А. Стратегия развития предприятия. – М.: ЭСКМО, 2015. – 143 с.
13. Гусева Е.П. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 311 с.
14. Дафт Р.Л. Менеджмент – М.: ИНФРА-М, 2017. – 345 с.
15. Егоршин А.П. Управление персоналом. – М.: ФЕНИКС, 2016. – 318 с.
16. Емельянова Т.В. Экономика и организация труда. – М.: ПРОФИ, 2016. – 120 с.
17. Жадан С. Теория мотивационного менеджмента и анализ понятия «стимулирование». – М.: ИНФРА-М, 2017. – 201 с.
18. Игнатов В.Г. Теория управления. –М.: ИНФРА-М, 2011. – 209 с.
19. Ильин Е.П. Стимулирование и стимулы. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 168 с.
20. Ильина Г.В. Материальное стимулирование работников / Г.В.
Ильина, А.Е. Ильин. – Курск: Изд-во Курск, гос. С.-х. ак. – 2014. – 450с.
21. Кафидов В.В. Управление персоналом. – М.: КНОРУС, 2019. – 227 с.
22. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. – М.: РИД ГРУПП, 2011. – 543 с.
23. Кузнецова М.И. Мотивация деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 787 с.
24. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 201 с.
25. Маслоу А. Мотивация и личность. – М.: ПИТЕР, 2015. – 352 с.
26. Мамедова А. А. Опыт оценки системы мотивации персонала. – М.: ПРОФИ, 2015. – 1200 с.
27. Михайленко В. Мотивация и стимулирование сотрудников. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 454 с.
28. Модорский А.В. Анализ системы стимулирования труда в
компании // Фундаментальные исследования. – 2018. - № 2. – С. 31-34.
29. Миляева Л.Г. Оценка и стимулирование персонала организаций в
условиях инновационной среды. Монография / Л.Г. Миляева. – Алт. Гос. Техн.
ун-т, БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. Гос. Техн. Ун-та, 2016. – 156 с
30. Пакулин В. Совершенствование механизма мотивации труда. – М.: ИНФРА-М, 2012.- 425 с.
32. Сидоренко С. Мотивация персонала. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 568 с.
33.Симонов П.В., Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 439 с.