Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ развития познавательных интересов в младшем школьном возрасте 5
1.1 Особенности познавательных интересов младших школьников 5
1.2 Основные этапы формирования познавательных интересов в процессе активности учащихся 8
1.3 Формирование познавательных интересов младших школьников 11
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование познавательных интересов 16
2.1 Методические подходы, методики по исследованию познавательных интересов младших школьников 16
2.2 Анализ результатов исследования познавательных интересов младших школьников 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В контакте с окружающим миром человек знакомится все с новыми предметами и сторонами действительности.
Когда что-то приобретает некоторую значимость для человека, оно вызывает у него интерес специфическую направленность на него личности.
Интерес – это сконцентрированность на определенном предмете мыслей, которые вызывают целью ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не выпускать из поля зрения.
Познавательный интерес важно личностное образование и характеристика учебного процесса. Являясь выражением общей направленности личности, познавательный интерес охватывает все психические процессы - восприятие, память, мышление и т. д. познавательный интерес стимулирует познавательную активность учащихся, направляет развитие умственной, социальной сферы личности. В ходе процесса познавательных интересов активизируются обучение, деятельность личности. Интерес к тому или иному предмету - к науке, музыке, спорту ведет к определенной учебной деятельности. Очень много внимания уделяется исследованию проблем развития познавательного интереса и учебной деятельности школьников, их взаимосвязь. Обучение является специфической познавательной деятельностью. С мотивами обучения тесно связаны интересы, они взаимно переплетаются. Познавательный интерес формируется в организованной учебной деятельности, направленной на овладение практическими навыками и знаниями.
Исследование и изучение данной проблемы является необходимым и актуальным в современной системе образования и педагогической науке.
Объект исследования: исследование познавательных интересов у младших школьников.
Предмет исследования: особенности познавательных интересов младших школьников.
Цель исследования: исследовать особенности познавательных интересов младших школьников, выявить пути их формирования.
Задачи исследования:
- рассмотреть особенности познавательных интересов младших школьников;
- изучить основные этапы формирования познавательных интересов в процессе активности учащихся;
- охарактеризовать формирование познавательных интересов младших школьников;
- провести экспериментальное исследование познавательных интересов младших школьников.
Методы исследования: анализ научно-педагогических источников, который дал возможность определить базовые категории работы, методы обобщения, сравнения и синтеза были использованы для систематизации теоретического материала.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (14 наименований). Работа изложена на 26 страницах печатного текста.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ развития познавательных интересов в младшем школьном возрасте
1.1 Особенности познавательных интересов младших школьников
Интерес - это выборочное эмоционально-познавательное отношение личности к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности, а также к соответствующим видов человеческой деятельности. Здесь выступают в единстве объект интереса, имеющий захватывающие, привлекательные стороны, и субъект, для которого эти стороны жизненно важны [2, с. 11].
На основе ориентировочной деятельности постепенно развивается сначала любознательность (глобальное, еще мало дифференцированное, но уже явно познавательное отношение к окружению), а потом интерес – качество, позволяющее целенаправленно и глубоко проникать в суть вещей и явлений.
Интерес имеет сложную психологическую структуру.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бибик Н. М. Формирование познавательных интересов младших школьников / Н. М. Бибик. – М.: Випол, 2017. – 96 с.
2. Боднар А. А. Пути формирования познавательного интереса личности в процессе профессионального самоопределение / А.Я. Бондарь, Н. Г. Макаренко. – М.: Высь, 2014. – 137 с.
3. Головань Т. Познавательный интерес как фактор повышения эффективности процесса обучения / Т. Головань // Родная школа. – 2014. – №6. – С. 15-17.
4. Кобаль В.И. Методика развития познавательных интересов учащихся: монография / В. И. Коваль. – М.: Гардарики, 2014. – 229 с.
5. Лобач О. О. Развитие познавательных интересов младших школьников средствами устного народного творчества / О. О. Лобач, И. О. Гуда. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 168 с.
6. Морозова Н. Т. Учителю о познавательном интересе / Н. Т. Морозова // Психология и педагогика. – 2017. – № 2. – С. 7-10.
7. Новик И.М. Подготовка будущих учителей начальных классов к диагностическому сопровождению развития познавательных интересов младших школьников / И. М. Новик. – М.: Мир, 2016. – 318 с.
8. Полищук Н.А. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках естествознания / Н.А. Полищук // Педагогический поиск. – 2017. – № 2(94). – С. 17-21.
9. Савлучинская Л. Г. Формирование познавательных интересов младших школьников / Л. Г. Салвучинская, И. В. Филь // Наука и образование. – 2013. - № 6. – С. 176-178.
10. Сапунова Л. А. Развитие познавательной активности учащихся начальных классов в учебном процессе / Л. А. Сапунова // Таврический Вестник образования. – 2013. - № 1(41). – С. 205-210.
11. Столяр В. Развитие познавательного интереса младших школьников в процессе изучения математики / В. Столяр // Молодежь и рынок. – 2015. - № 7(126). – С. 71-76.
12. Торчинская Т. Побуждение младших школьников к познавательной активности на уроках родного языка / Т. Торчинская // Психолого-педагогические проблемы школы. – 2010. – Выпуск 33. – С. 121-128.
13. Форостюк Т. В. Развитие узнаваемой активности младших школьников на уроках языка средствами проблемных задач и дидактической игры / Т. В. Форостюк // Молодой ученый. – 2017. - № 4(44). – С. 474-478.
14. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 2018. – 208 с.