Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств является одной из главных задач в современном обществе. В любом обществе, построенном на де-мократических и гуманистических принципах, здоровье человека – это высшая ценность, важнейшее достояние государства, оно - бесспорный приоритет, залог прогресса и жизне-стойкости общества.
Увы, в России наблюдается отчетливая тенденция к ухудшению состояния здоровья де-тей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что существенная часть детей обладает разными отклонениями здоровья, отстает в физическом развитии. Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике семейного и общественного воспитания и диктуют необходи-мость поисков эффективных средств их реализации.
В сфере образования происходят кардинальные перемены, связанные, прежде всего, с из-менениями в обществе. Сегодня в центре всей учебно-воспитательной работы — лич-ность школьника с его индивидуальными способностями, познавательными интересами. Современная школа предоставляет учителю и ученику различные способы учебной рабо-ты, разнообразные программы, дифференциацию обучения и др.
В настоящее время большей части людей не хватает качественного образования, чтобы жить и работать в социально-экономических и политических условиях. Это делает акту-альной задачу усовершенствования образовательной системы. Образование на сегодняш-ний день ориентировано на передачу фактических знаний, и весьма слабо нацелено на жизненное и профессиональное самоопределение школьников. Есть острая неизбежность преодоления отчуждения и усталости школьников от содержания образования, которое не позволяет составить представления обо всем пространстве труда людей, не дает необхо-димой информации о профессиях.
В настоящее время кто работает в школе, знают, что сейчас не все школьники имеют хо-рошие знания по всем предметам, равные для этого возможности и интерес. Но, в конеч-ном счете, мнение учителя о том что «мой предмет — самый нужный, он пригодится вам в жизни», приводит сопротивлению учащихся. И как результат — нежелание школьников продолжать обучение. Традиционное образование во многом сдерживало школьников, итогом чего являлся низкий познавательный интерес учеников в учебном процессе, за-комплексованность и психологический дискомфорт, который ощутили очень многие школьники во время учебных занятий.
Какой же выход из данной ситуации? Выход — в усовершенствовании образовательного процесса. Именно с этой целью в систему образования было введено профильное обуче-ние.
Поэтому рассматриваемая тема является актуальной
Целью курсовой работы является изучение профильного обучения физической культуре учащихся общеобразовательных учреждений.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
проанализировать состояние системы физического воспитания учащихся общеоб-разовательных учреждений;
рассмотреть сущность и содержание профильного обучения физической культуре в средних общеобразовательных учреждениях;
описать возрастные особенности учащихся избранной возрастной группы;
раскрыть педагогические условия организации процесса физического воспитания на профильном уровне в общеобразовательном учреждении;
охарактеризовать методы исследования и оценки эффективности профильного обучения физической культуре в общеобразовательных учреждениях.
Объектом исследования выступает профильное обучение физической культуре в рамках общеобразовательного учреждения. Предметом исследования – особенности его реализа-ции на примере учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования. Работа состоит из введе-ния, двух глав, заключения и списка литературы.
Первая глава раскрывает особенности системы физического воспитания учащихся обще-образовательных учреждений, сущность профильного обучения физической культуре, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
Во второй главе исследованы педагогические условия организации процесса физическо-го воспитания на профильном уровне, а также методы исследования и оценки эффектив-ности профильного обучения физической культуре в общеобразовательных учреждениях.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Анализ состояния системы физического воспитания учащихся общеобразователь-ных учреждений
Физическое воспитание - это педагогический процесс, который направлен на формиро-вание специальных знаний, навыков и умений, а также на развитие разносторонних фи-зических способностей.
В физическом воспитании различаются две специфические стороны: обучение двига-тельным действиям (движениям) и развитие физических качеств.
При помощи двигательной деятельности, которая организована путем физупражнений и других средств физического и физиологического воспитания можно в обширном диапа-зоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и этим вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (мышечную гипер-трофию, совершенствование регуляторных функций нервной системы, повышение функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем и т.д.). Их совокупность приводит не только к качественным, но и к количественным изменениям функциональных возможностей организма в целом. Воспитывая таким способом физиче-ские качества, достигают, при известных условиях, значительного изменения направлен-ности и степени их развития. Это выражается в прогрессировании тех или других двига-тельных способностей (скоростных, силовых и др.), увеличении общего уровня работо-способности, укреплении здоровья и в других критериях совершенствования естествен-ных свойств организма, в том числе и показателей телосложения (разумеется в той степе-ни, в какой это допускают генетически закрепленные особенности конституции челове-ческого организма). Таким образом, развитию физических качеств придается направлен-ный характер, что и позволяет говорить об управлении их развитием (Маслов В.Л., 2014).
Во время смены поколений через физическое воспитание осуществляется передача накапливаемого человечеством рационального опыта использования двигательных воз-можностей, какими потенциально обладает человек, и обеспечивается в той или другой степени направленное физическое развитие людей. Общим итогом физического и фи-зиологического воспитания, если рассматривать его в отношении трудовой и других ви-дов практической деятельности людей, является физическая подготовленность, которая воплощена в увеличенной работоспособности, двигательных навыках и умениях. В этом отношении физическое воспитание можно определить как процесс физподготовки спортсмена к полноценной жизнедеятельности, в том числе, к социально обусловленной деятельности (военной, трудовой и т.д.) (Захарова Д.В.).
Различают общую, спортивную и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка (ОФП) - это процесс совершенствования двигательных качеств, которые направлены на гармоничное и всестороннее физическое развитие спортсмена. ОФП представляет собой неспециализированный (или относительно мало специализированный) процесс физического и физиологического воспитания, содержание которого ориентировано на увеличение функциональных возможностей, общей работо-способности, является базой для специальной подготовки и достижения высоких резуль-татов в избранной спортивной деятельности или виде спорта.
Задачи общей физподготовки заключаются в том, чтобы обеспечить высокий уровень всесторонней физической подготовленности, поддерживать его в течение многих лет, со-действовать тем самым сохранению творческого долголетия и крепкого здоровья.
Главными средствами общей физподготовки являются подготовительные тренировки, которые применяются в разных видах спорта, содержание которых ориентировано на со-здание обширных предпосылок успеха в самых разных видах деятельности. ОФП строит-ся с использованием закономерностей переноса тренировочного эффекта с подготови-тельных упражнений на основные, которые выполняются в основной деятельности. Она увеличивает общий уровень функциональных возможностей организма посредством по-вышения работоспособности, разносторонне развивает физические качества, системати-чески обогащает фонд двигательных умений и навыков спортсмена.
Специальная физподготовка (СФП) - это процесс воспитания физических качеств, кото-рый обеспечивает преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые нужны для конкретной спортивной дисциплины (вида трудовой деятельности) или вида спорта, при этом она ориентирована на предельную степень развития таких способно-стей. По мере повышения спортивного мастерства объем средств ОФП снижается, а объ-ем средств СФП - повышается.
Специальная физподготовка достаточно разнообразна по своей направленности, но все ее виды можно свести к двум главным группам:
спортивная физподготовка;
профессинально-прикладная физподготовка (ППФП).
Спортивная физподготовка (спортивная тренировка) - это целесообразное использование знаний, методов и средств, которые позволяют направленно влиять на развитие занима-ющегося и обеспечивать требуемую степень его готовности к спортивным достижениям. Главными средствами специальной физподготовки служат
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика /И.С. Барчуков, А.А. Нестеров. – М: Академия, 2006. - 528с.
2. Бойкова И.В., Кононцова Я.С., Свинаренко В.Г. Моделирование и проектирова-ние педагогической технологии: модели и практика реализации в деятельности педагога-исследователя // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56976
3. Бокова Е.В., Козырева О.А. Педагогические условия социализации и самореализа-ции как конструкт оптимизации развития личности // Гуманитарные научные исследова-ния. 2017. № 3. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/23071
4. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании : учебное посо-бие / А.А. Дмитриев. – Москва : Академия, 2002. – 176 с.
5. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте /Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – М: Академия, 2005. - 272с.
6. Захарова Д.В. Педагогическое моделирование в работе педагога // Современная педагогика. 2017. № 3. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2017/03/6896
7. Козырева О.А., Козырев Н.А., Митькина Е.В. Инновационная педагогика в моде-ли современного образования // Интернетнаука. 2016. № 10. С.178-192. DOI:10.19075/2414-0031-2016-10-178-192
8. Коновалов С. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в конструктах современного образования // Вестник ТГПУ. 2017. №1 (178). С. 58-63.
9. Коновалов С.В., Бойкова И. В., Филиппова Ю.О. Педагогические условия оптими-зации качества моделирования портфолио обучающегося как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2015. №5-1 (45). С.63-69.
10. Маслов В.Л., Козырева О.А. Некоторые аспекты детерминации и реализации си-стемы принципов формирования профессиональной, организационной и корпоративной культуры педагогов как условие сохранение общества // Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 469-481.
11. Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов вос-питания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической ре-флексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
12. Острякова С.В., Остряков И.А., Сальников А.Е. Педагогическая практика будуще-го педагога по физической культуре в модели здоровьесбережения и продуктивного ста-новления личности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/07/56573
13. Петросян Д.А., Свинаренко В.Г., Бойкова И.В. Некоторые возможности определе-ния моделей социализации личности в структуре подготовки будущих педагогов по фи-зической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 11. URL: http://human.snauka.ru/2015/11/13061
14. Решетников Н.В. Физическая культура /Н.В, Решетников, Ю.Л. Кислицын. – М: Изд-во «Мастерство», 2002. - 152с.
15. Сырбу В.П., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Педагогическая деятельность как условие продуктивного развития личности обучающегося // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5162
16. Татур В.В., Шварцкопф Е.Ю., Бойкова И.В. Возможности педагогического моде-лирования в определении и решении задач подготовки педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12907
17. Теория и методика физической культуры /под ред. Ю.Ф. Курмашина. – М: Совет-ский спорт, 2003. - 464с.
18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2011.
19. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спор-та. - - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
20. Шварцкопф Е.Ю., Данкин В.В., Свинаренко В.Г. Особенности организации педа-гогического исследования в структуре выполнения курсовой работы будущим педагогом по физической культуре // Современ. педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5083
21. Шеянов П.А., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Качество и возможности моде-лирования уровневого обучения и уровневой технологии обучения в модели профессио-нально-педагогического образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6104
22. Шишкина В.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности продук-тивной социализации обучающихся в модели современного образования // Современная педагогика. 2015. № 12. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/12/5168
23. Щукин П.С., Бойкова И.В., Шварцкопф Е.Ю. Специфика выбора модели самораз-вития и самореализации личности в системе непрерывного профессионального образова-ния // Психология, социология и педагогика. 2015. № 10. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/10/6012
24. Щукин П.С., Зубанов В.П., Кондакова К.С. Специфика определения основ реали-зации идеи адаптивной и акмеверифицированной подготовки будущего педагога по фи-зической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58517