Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества происходит интенсивное развитие образовательного процесса, в котором происходят качественные обновления, которые направлены на развитие культурологической, развивающей функции потенциала личности. Исследовательская деятельность выступает одной из современных форм образовательного процесса. Данная форма деятельности позволяет детям позволяет лучше усваивать новые знания, развивать интересы любознательность, самостоятельность в образовательном процессе. Это отражает содержание образования, направленное на развитие субъектной позиции ребенка.
Для современного образования приоритетной задачей является развить самостоятельность в детях, на основе которой дети могут самостоятельно осуществлять образовательный процесс при помощи исследовательской активности, которая проявляется у детей в познавательной деятельности. Согласно мнению таких ученных как: А.Н. Поддьяков, З.А. Михайлова, И.Э. Куликовская и др. исследовательскую активность у детей необходимо начинать формировать в дошкольном возрасте.
Дошкольное образовательное учреждение направлено на то, чтобы создавать детям условия необходимые для самореализации, помогать развивать исследовательскую деятельность и развивать активность ребенка в области образовательного процесса. На сегодняшний день организация процесса развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста является актуальным, так как существует проблема в недостаточной изученности данного направления в теоретических и практических исследованиях.
Одним из наиболее распространенных способов развития исследовательской активности у детей дошкольного возраста является детское экспериментирование. Экспериментирование является одним из видов деятельности, которая позволяет изучить предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность позволяет расширить кругозор детей, способствует развитию у них самостоятельности.
В настоящие время в образовательном процессе не существует единой формы, механизма формирования исследовательской активности у детей при помощи экспериментирования. На основе этого возникают проблемы развития исследовательской активности у детей. В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения.
Наблюдается противоречие между потребностью в формировании исследовательской активности дошкольников в настоящей практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса становления исследовательской активности дошкольников в условиях детского экспериментирования.
Недостаточная разработка проблемы развития исследовательской активности дошкольников в экспериментировании и ее бесспорная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили причиной для выбора темы исследования.
Объект исследования: исследовательская активность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Цель исследования: проанализировать теоретические аспекты развития исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современные подходы к проблеме развития исследовательской активности детей дошкольного возраста.
2. Изучить детское экспериментирование в контексте развития исследовательской активности дошкольников.
3. Рассмотреть организацию детского экспериментирования для развития исследовательской активности детей дошкольного возраста.
4. Проанализировать методы и приемы формирования познавательной активности старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Теоретико-методологические основы исследования: концепция развития познавательной деятельности и познавательных интересов в дошкольном детстве (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская); исследования своеобразия методики руководства самостоятельной детской деятельностью (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко).
Методы исследования: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, методы анализа и интерпретации экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширение представлений о понятии исследовательская активность, детское экспериментирование; способах развития исследовательской активности у детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. Текст работы изложен на _ страницах печатного текста. Список литературы включает в себя _ источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ
1.1 Современные подходы к проблеме развития исследовательской активности детей дошкольного возраста
В современных условиях реформирования общества, в том числе и при модернизации образования ценным становится активное познавательное отношение личности к реальности, стремление и способность обследовать новизну и сложность изменяющегося мира, изобретать новые уникальные стратегии поведения и деятельности. Одной из ценностей образования является развитие у детей умения без помощи других получать знания об окружающем мире, находить рациональные приемы достижения результата, размышлять нетрадиционным способом, что достигается с помощью развития исследовательской активности.
Анализ исследований показывает, что существуют различные теоретические подходы к пониманию исследовательской активности (О.В Дыбина, O.JI. Князева, A.M. Матюшкин, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков). Для того чтобы раскрыть понятие исследовательской активности необходимо изучить более общее понятие «активность».
Активность, как предмет исследования разных наук, трактуется разносторонне. В ряде работ активность рассматривается как «усиленная деятельность». М.Г. Бурнышева отмечает, что активность – это «способность изменять находящуюся вокруг реальность согласно с личными потребностями, взорами, целями. Активность как особенность личности может проявляться в активной деятельности, в труде, в учении, в общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, в играх и т.д.» [, с. 24].
М.И. Лисина, определила 3 подхода к понятию «активность»:
– активность как черта определенной работы индивида;
– активность как состояние, противоположное пассивности, понимаемое, как готовность к деятельности;
– активность как обозначение инициативности личности [14, с. 47].
Анализ литературы обнаруживает связь понятий активность и деятельность. Так, Е.А. Мартынова считает, что активность – «это специфический метод реагирования, поведения и связи открытых материальных систем со справедливо важными условиями их существования, т.е. это метод их бытия, воспроизводства и развития». Такой подход к раскрытию сущности активности связан с рассмотрением деятельности как обобщенного свойства человеческой активности [17, с. 14].
Однако, несмотря на определенную связь этих понятий, необходимо отметить их отличия. А.В. Запорожец показывал, что деятельность считается специфической формой освоения, перемены, преображения окружающего мира. Личность складывается и развивается в процессе деятельности. Однако деятельность имеет разный характер, в зависимости от отношения к ней самой личности. Активность считается не только специфической чертой деятельности, но и чертой отношения личности к деятельности [9, с. 45].
На наш взгляд, подход к определению активности как к высококачественной характеристике деятельности считается правильным, но не исчерпывающим сущности активности. Активность характеризует качество деятельности, но очень специфически – через отношение субъекта к процессу деятельности. Отношение же включает готовность, стремление к деятельности, стремление сделать ее быстрее, энергичнее, проявить инициативу, самостоятельность.
Таким образом, активность личности побуждается ее потребностями и реализуется в состоянии готовности и воплощенного желания к выбору подходящих путей достижения поставленной цели в самостоятельной деятельности, получении адекватных результатов. Активность представляет инициативность, самостоятельность, обязанность личности в выборе объектов, средств, путей достижения цели.
Среди разнообразных видов активности особенное место занимает познавательная активность. Е.А. Михайлова отмечает, что основой продуктивных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бандура, Т.А. Организация экспериментально-исследовательской деятельности в дошкольном учреждении / Т.А. Бандурв //Сборник материалов Ежегодной международной научно–практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 37-40.
2. Бурнышева, М.Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка / М.Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
3. Веракса, Н.В. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников / Н.В. Веракса. – М.: Мозаика–Синтез, 2014. – 286 с.
4. Власова, Т.В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования / Т.В. Власова. –Казань: Бук, 2015. – 125 с.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка/Л.С. Выготский. – М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. – 415 с.
6. Выскорко, А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование / А.А. Выскорко//Сборник материалов Ежегодной международной научно–практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С. 57-69.
7. Габова, И.А. Возможности поисковой деятельности в развитии познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / И.А. Габова //Теория и практика общественного развития. – 2014.– №9. – С.137-140.
8. Ефимова, И.А. Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста / И.А. Ефимова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 120 – 124.
9. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец. – М., 2001. – 215 с.
10. Кирсанова, Т.В. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т.В. Кирсанова // Дошкольная педагогика. – 2009. –№ 5. – С. 11–15.
11. Королева, Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л.А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 315 с.
12. Короткова, Н.А. Познавательно–исследовательская деятельность старших дошкольников/ Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2016. – № 3. – С.18-26.
13. Куликовская, И.Э Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И.Э. Куликовская. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 357 с.
14. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисини. – М.: Педагогика, 1986. – 478 с.
15. Локтионова, З.А. Поисково-познавательная работа в детском саду / З.А. Локтионова // Методист.– 2006. – №8. – С. 60–64.
16. Лосева, Е.В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников / Е.В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 245 с.
17. Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова. – М.: Академия, 2016. – 145 с.
18. Михайлова, З.А. Развитие познавательно–исследовательских умений у старших дошкольников / З.А. Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2012. – 254 с.
19. Нищева, Н.В. Познавательно–исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство–Пресс, 2015. – 256 с.
20. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 312 с.
21. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 217 с.
22. Пиаже, Ж. Теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской; предисл. Л.Ф. Обуховой. – М., 2001. – 362 с.
23. Погребицкая, Ю.А. Исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие / Ю.А. Погребицкая.– М.:издательство «Титул», 2016. – 217 с.
24. Поддъяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка / Н.Н. Поддъякова. – М.: Речь, 2010. – 314 с.
25. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 317 с.
26. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е.О. Смирнова. – М.: кнорус, 2013. – 214 с.
27. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: 2013г.
28. Чемоданова, М.В. Опытно–экспериментальная деятельность как средство познавательного развития старших дошкольников / М.В. Чемоданова //Сборник материалов Ежегодной международной научно– практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – №5. – С.970–972.
29. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 6. – С. 13-17.
30. Шпаченко, И.А Организация экспериментальной деятельности и управление экспериментом в условиях дошкольного образовательного учреждения / И.А. Шпаченко //Вестник ТГПУ. – 2010. – №1. – С. 145-147.
31. Щетинина, В.В. Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольника / В.В. Щетинина // Научное отражение. – 2017. – № 2 (6). – С. 37 – 42.
32. Щукина, Г.И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2010. – 314 с.
33. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Д.Б. Эльконин.– М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 217 с.