Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Государственное управление социальной защиты общества Российской Федерации влияет на решение многих социальных и экономических задач развития населения нашей страны и направлено на повышение благосостояния граждан. Основными задачами социальной политики государства является достижение благосостояния общества и устранение социального неравенства.
Для того, чтобы функционирующая социальная система была эффективна, необходима постоянная социальная поддержка населения.
Особая роль принадлежит инструменту правового регулирования социальной защиты населения, к которому можно отнести правовую защиту: трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения пожилого населения, малообеспеченных семей, многодетных семей, одиноких матерей.
Федеральный бюджет страны является основным источником финансирования затрат на социальные цели. Доля и размеры финансирования находятся под особым контролем и вниманием Правительства страны. За последние годы доля бюджетных ассигнований на социальную политику имеет тенденцию к повышению.
На трехлетний период 2020-2022 годов расходы из федерального бюджета увеличатся и направятся на улучшение качества жизни населения и социальную защиту. В 2020 году общий объем расходов увеличился на 6,6% и составил 19,5 триллиона рублей, в 2021 году увеличится на 12,8% и составит 20,6 триллиона рублей и в 2022 году увеличится на 19% и составит 21,8 триллиона рублей по отношению с 2019 годом. Все это обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Теоретической базой исследования явились труды таких отечественных специалистов в области социального обеспечения, как: В.П. Галаганова, М.И. Лепихова, Е.Е. Мачульской, Я.А. Маргулян, Т.А. Потяевой, Л.Д. Рощупкиной, Э.Г. Тучковой и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с применением государственной политики в сфере социальной защиты населения Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы системы социального обслуживания, предусматривающие возможность оказания помощи социально незащищённой категории граждан.
Целью исследования является комплексный анализ норм российского законодательства и правоприменительной практики, связанной с применением социальной защиты населения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть социальную защиту населения в механизме реализации социальной политики;
изучить понятие и сущность государственной политики в сфере социальной защиты населения Российской Федерации;
охарактеризовать меры государственной поддержки инвалидов;
проанализировать материнский капитал в системе мер социальной поддержки.
Методологической основой работы стали общенаучные (системно-структурный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, формально-юридический и эмпирический) и специальные познавательные методы (метод сравнительного правоведения, формально-логический, исторический, системно-структурный, метод юридического моделирования).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы организации государственной политики в сфере социальной защиты населения Российской Федерации
1.1 Социальная защита населения в механизме реализации социальной политики
Один из механизмов реализации справедливой социальной политики - система социальной защиты населения, под которой понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и достижение приемлемого уровня жизни населения [17, с. 11].
Она отражает общественные отношения, складывающиеся между индивидом и государством, государством и обществом и направленные на предотвращение и компенсацию последствий социальных рисков, на поддержание жизнедеятельности и воспроизводства населения, тем самым обеспечивая реализацию социальных гарантий индивидов. Суть этих отношений заключается в том, что в случае потери трудоспособности по тем или иным причинам (несчастный случай, старость, заболевания, безработица) и соответственно потери дохода, общество и государство обеспечивают работнику определенный уровень дохода и тем самым необходимый уровень жизни. Для того чтобы обеспечить индивиду средства к существованию, нормальную жизнедеятельность, осуществляется процесс социальной защиты. Актуальность и важность социальной защиты подтверждается тем, что от решения ее проблем зависит устойчивость и нормальное функционирование общества.
Потребность человека в социальной защите обусловлена многими факторами: биологической природой человека, особенностями условий труда (уровень дохода, режим труда и отдыха и пр.), производственной средой, трудовыми отношениями, природными и технологическими катастрофами.
Субъектами социальной защиты являются государство, министерства, комитеты, отделы социальной защиты, различные общества и объединения.
К объекту социальной защиты можно отнести все население, отдельные группы и слои населения, а также такие социально уязвимые группы, как дети, инвалиды, пенсионеры, безработные [22, с.48].
Выделяют следующие функции социальной защиты:
• экономическая - государство перераспределяет часть национального дохода в целях выравнивания материального достатка обеспеченных и социально незащищенных людей. Например, путем предоставления отдельным категориям льгот и пособий;
• социально-восстановительная - восстановление социального статуса личности при возникновении социальных рисков;
• политическая - поддержание социальной стабильности, реализация основных направлений социальной политики, которые были декларированы;
• демографическая - обеспечение численности населения, сокращения смертности и увеличение продолжительности жизни [19, с. 98].
Система социальной защиты направлена на обеспечение достойного социального существования человека, уважения его чести и достоинства, равномерное и равновесное распределение услуг, выплат и льгот в рамках всей социальной системы, эффективность функционирования институтов и учреждений социальной защиты.
Социальная защита основывается на следующих принципах:
принцип социальной справедливости, в соответствии с которым всем членам общества на правовой основе обеспечиваются равнодоступные социальные блага и гарантии, оказывается социально-экономическая поддержка тем людям, которые не могут участвовать в экономических отношениях по объективным причинам или утратили трудоспособность по различным обстоятельствам;
принцип социальной ответственности субъектов социальной зашиты за бережное отношение к личности, защите её чести и достоинства, права на свободный труд и выбор профессии, места учёбы и работ, охрану труда, защиту здоровья и жизнедеятельности;
принцип адресности социальной защиты как средства обеспечения социальной справедливости, позволяющий учитывать индивидуальную трудную жизненную ситуацию конкретного человека;
принцип солидарности, заключающийся в перераспределении доходов от одних социально-демографических групп к другим и позволяющий снизить социальную напряженность и конфликтность в обществе;
принцип экономической справедливости, заключающийся в организации комплексной защиты всех участников трудовой деятельности через обеспечение справедливого распределения размера оплаты труда между работниками;
принцип приоритета государственных начал предполагает, что органы государственной власти должны выступать гарантом обеспечения права граждан на социальную защиту и экономическое обеспечение приемлемого уровня жизни тем социальным группам населения, которые не могут достичь этого самостоятельно при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;
принцип адаптивности и многоуровневости предполагает способность системы социальной защиты к саморазвитию и самосовершенствованию, разноадресность способов её социальной защиты - от государственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;
принцип превентивности мер по социальной защите предполагает осуществление прогнозирования и предупреждения социальных рисков, опасностей и угроз на региональном уровне для более эффективного их предупрежденная и устранения [14, с. 89].
В настоящий момент в Российской Федерации реализуются государственные программы в области социальной защиты инвалидов, семьи, женщин и детей, пенсионеров.
Государственная программа «Доступная среда» обеспечивает инвалидам доступ к окружению, транспорту, информации и связи. По мере реализации программы происходит постепенное увеличение доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной и транспортной инфраструктуры, увеличение доли главных бюро медико-социальной экспертизы, которые оснащены специальным диагностическим оборудованием.
С 2007г действует закон о выдаче материнского капитала, направленный на материальную поддержку семей с детьми. Сумма материнского капитала для семей с двумя детьми и более, выросла с 250 000 рублей более чем на 80% за тринадцать лет. Его размер с 1 января 2020 г. составляет 616 617 рублей.
Значительному числу граждан активно предоставляются меры социальной поддержки в денежном виде. Ежемесячно за счет средств федерального бюджета получают выплаты ветераны ВОВ, Герои Советского Союза, Герои Российской федерации. Социальная поддержка обеспечивается также в форме социального обслуживания, путем предоставления широкого спектра социальных услуг, например, организация и предоставление санаторно-курортных услуг для отдыха и оздоровления школьников.
Однако, такие макроэкономические показатели, как уровень и качество жизни, масштабы бедности, уровень рождаемости и смертности, показывают, что система социальной защиты населения РФ справляется со стоящими перед ней проблемами не в полном объеме [9, с. 112].
Многие социальные проблемы могут быть решены благодаря эффективному реформированию системы социальной защиты. Для этого необходимы время, различные ресурсы, разработка востребованных технологий, подготовленные специалисты.
Таким образом, социальная защита населения является приоритетным направлением внутренней политики государства. Система социальной защиты, основанная на законах и продуманная с учетом социальных изменений, является залогом благополучия всего общества.
1.2 Понятие и сущность государственной политики в сфере социальной защиты населения Российской Федерации
Право граждан нашей страны на социальную защиту утверждено ст. 7 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что Российская Федерация является социальным государством, основа её политики направлена на создание условий, которые обеспечивают достойный уровень жизнь и свободное развитие каждого человека [1].
Объяснение данного положения содержится в ст. 39 Конституции, где отмечается, что каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Основными международными правовыми актами, которые отражают право на социальное обеспечение гражданина и обязывают государства развивать данную систему являются: Всеобщая декларация прав человека[2], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия.