Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Темпы развития гостиничной индустрии за последние десятилетия обусловлены активным внедрением инноваций в деятельности гостиничных предприятий, процессах оказания сервиса.
Инновации всегда отражают проактивную позицию гостиничного предприятия, привлекают внимание клиентов, направлены на повышение эффективности деятельности и конкурентоспособности компании на рынке. Однако в современной научной литературе недостаточно раскрыты методические основы разработки и внедрения инноваций. Это приводит к слепому копированию инновационных моделей зарубежных гостиничных предприятий, что не всегда уместно и приемлемо в российских условиях.
Актуальность данного исследования заключается в том, что сегодня важным аспектом развития рынка гостиничных услуг является способность и эффективность внедрения инноваций и в целом инновационное поведение, что в современности считается главным фактором успеха деятельности гостиницы. Именно поэтому важно и необходимо проводить исследования в данной области, анализировать влияние инновационного поведения на развитие предприятий с учетом местных особенностей рынка.
Цель работы заключается в анализе влияния типов инновационного поведения на организационное развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать типы инновационного поведения;
- рассмотреть сущность инноваций в гостиничной сфере;
- выявить проблемы внедрения инноваций в гостиничной сфере
- представить характеристику мотеля «Магистраль»;
- исследовать примеры внедрения инноваций в деятельности гостиничных предприятий в российских регионах на примере мотеля «Магистраль»;
- выявить особенности инновационного поведения на примере мотеля «Магистраль»;
- разработать рекомендации по оптимизации инновационного поведения в деятельности гостиничных предприятий мотеля «Магистраль»;
- определить новые методы инновационной деятельности в гостиничной сфере на примере мотеля «Магистраль».
Объект исследования – мотель «Магистраль».
Предмет исследования –инновационное поведение в организационном развитии.
Методы исследования: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, нормативно-правовых источников, аналитических отраслевых отчетов, наблюдение, SWOT-анализ, статистические и математические методы обработки информации.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в выявлении потенциала развития инновационной деятельности гостиничного предприятия, а также разработке реально применимых мероприятий по совершенствованию системы маркетинга объекта исследования.
Структура работы обусловлена ее сложностью и представлена двумя главами и шестью параграфами, заключением и списком использованной литературы.
1 СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ В ГОСТИНИЧНОЙ
1.1. Сущность инноваций в гостиничной сфере
Современный мотель – это не просто место размещения приезжающих гостей, но и в первую очередь многофункциональная техническая система в части автоматизации, диспетчеризации, обеспечения безопасности гостей и контроля качества обслуживания. Уровень технической оснащенности мотеля является признаком его принадлежности к классу люкс, хотя стремительное развитие техники и высокая конкуренция на рынке, создающая гибкую систему цен, в том числе и в сфере продаж интеллектуального оборудования, дают возможность также и бюджетным мотелям оказаться в числе конкурентоспособных.
Ориентация деятельности большинства гостиниц на клиента, а не на получение прибыли. Сущность и специфика инновационности гостиничных услуг проявляются, прежде всего, при сравнении деятельности гостиниц, ориентированных на получение прибыли, с мотелями, деятельность которых ориентирована на клиента.
В первом случае деятельность гостиниц направлена на получение прибыли. Во втором вся деятельность администрации и персонала полностью подчинена удовлетворению требований клиента. Как показывает опыт, деятельность гостиниц, ориентированных на клиента, более перспективна и в конечном счете более прибыльна. Поэтому можно считать, что инновационная деятельность гостиничных предприятий должна быть ориентирована на процесс разработки, вывода на рынок и реализации гостиничного продукта, направленного на удовлетворение потребностей потребителей.
Те гостиницы, которые в большей степени стараются удовлетворить текущие и перспективные потребности клиентов и начинают заботиться об этом, начиная уже с исследований рынка и разработки нового продукта, по сравнению с другими мотелями, действующими на данном рынке, добиваются конкурентных преимуществ и существенно повышают эффективность своей деятельности.
Инновация – это качественно новый продукт интеллектуальной деятельности человека, созданный впервые или на основе ранее существующего, однако, позволяющий более эффективно решать какую либо проблему или ее аспект.
Инновации затрагивают все стороны жизнедеятельности человека и являются результатов его творчества и интеллектуальных усилий, физического труда.
Инновации можно классифицировать по самым различным признакам:
- в зависимости от сферы применения: отраслевые и межотраслевые,
- в зависимости от конкретизации решения проблемы: глобальные, локальные, точечные,
- в зависимости от сроков реализации и получения эффекта: стратегические, тактические, оперативные,
- в зависимости от среды разработки: внутренние и внешние,
- в зависимости от уровня сложности изменения объекта инновации: сложные и простые,
- в зависимости от направленности на бизнес-процесс: производственные, логистические, сбытовые, маркетинговые и т.д.
Внедрение инноваций позволяет гостиничным предприятиям:
- привлекать новых клиентов, внимание целевой аудитории,
- повышать эффективность бизнес-процессов,
-повышать качество обслуживания и уровень удовлетворенность клиентов,
- увеличивать доход и оказания услуг,
- повышать лояльность клиентов,
- повышать конкурентоспособность [10].
Таким образом, инновационная деятельность в гостиничной сфере во-многом определяет успех и эффективность развития гостиничного предприятия.
1.2. Типы инновационного поведения
Основу отечественной классификации инновационного поведения положен биологический подход к классификации конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л.Г. Раменским, и используемый для классификации компаний и соответствующих конкурентных стратегий. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида:
- виолентное, характерное для крупных компаний, осуществляющих массовое производство, выходящих на массовый рынок со своей или приобретенной новой продукцией, опережающих конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности;
- патиентное, заключающееся в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками;
- эксплерентное, означающее выход на рынок с новым (радикально инновационным) продуктом и захватом части рынка;
- коммутантное, состоящее в приспособлении к условиям спроса местного рынка, заполнении ниш, по тем или иным причинам не занятых «виолентами» и «патиентами», освоении новых видов услуг после появления новых продуктов и новых технологий, имитации новинок и продвижении их к самым широким слоям потребителей.
Автором обозначений типов фирм, ассоциируемых по конкурентному поведению с животным миром («лис», «мышей», «львов» и т.д.), является швейцарский эксперт X. Фризевинкель. Классификации Раменского и Фризевинкеля хорошо сочетаются между собой [7].
Основные черты и сферы деятельности виолентов.
Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой и, естественно, им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке, которое принято называть виолентным.
Фирмы-виоленты обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Для этого требуются серьезные инвестиции. Их постоянная проблема - загрузка мощностей.
Продукция виолентов обладает высоким качеством, связанным с высоким уровнем стандартизации, унификации и технологичности, низкими ценами, свойственными массовому производству. Многие виоленты представляют собой транснациональные компании, создают олигополистический рынок.
Сферы деятельности виолентов ничем не ограничены. Они могут встречаться во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т.д. Типы виолентов можно подразделить по этапам их эволюционного развития в зависимости от динамики развития:
«гордый лев» - тип виолентов, для которых характерен самый динамичный темп развития. Эту группу можно разделить на подгруппы: «лидеров», «вице-лидеров» и остальных;
«могучий слон» - тип с менее динамичным развитием и расширенной диверсификацией как компенсации за потерю позиции лидера в отрасли;
«неповоротливый бегемот» - тип виолентов, утративших динамику развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией и распыливших силы.