Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы вызвана тем, что большинство людей более или менее склонны к конформному поведению. Фромм также сказал, что конформизм является устойчивой характеристикой современного общества.
Индивид иногда готов потерять свое собственное «я», лишь бы не чувствовать себя одиноким. К сожалению, не каждый способен быть «белой вороной» и не испытывать дискомфорта. По большому счету, то, что человек живет в обществе, уже является признаком конформизма.
В социальной психологии под термином конформизм понимается тенденция человека под влиянием других людей изменять свое мнение, восприятие и поведение с целью соответствовать определенному обществу или группе, приспосабливаться к их требованиям. Однако вовсе не обязательно, чтобы эти требования существовали в реальности.
Изучение конформизма началось в 30-х годах прошлого века. Классическими исследованиями в этой области считаются эксперименты М. шерифа (1935), С. Аша (1951) и С. Милгрэма (1963). Благодаря работе этих выдающихся психологов выявлено, что на степень конформности влияет множество различных факторов (пол, возраст, уровень интеллекта, самооценка и самооценка, степень внушаемости, значимость группы и обсуждаемых вопросов, уровень компетентности личности и др.).
Изучение этих факторов позволяет понять причины конформного поведения.
Объект изучения: организационное поведение.
Предмет изучения: воздействие конформного поведения на организационное поведение.
Степень изученности темы высока в силу ее актуальности. Вопрос изучался многими специалистами в сфере теории организации и психологии, среди них: В.Р. Веснин, А.Е. Гриднева, И.Б. Котова, О.С. Канаркевич, И.В. Макарова, А. Ульяновски и пр.
Цель работы – изучить разновидности конформного поведения и их влияние на организационное поведение.
Задачи работы:
1. определить содержание понятий толерантности, конформности и коллективизма как составляющих структуры личности;
2. проанализировать феномен конформизма в контексте проблемы эффективности административного управления;
3. охарактеризовать конформизм в контексте влияния на эффективность административного управления.
Теоретическая база: труды отечественных специалистов, а также тематические Интернет-источники.
Методы изучения: методы теоретического анализа, методы классификации и структуризации.
Структура работы: введение, основная часть, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1 Содержание понятий толерантности, конформности и коллективизма как составляющих структуры личности
Анализ различных подходов к изучению структуры личности позволяет выделить четыре основные стороны, которые отражают все ее особенности и черты: социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); личный опыт; индивидуальные особенности различных психических процессов; биологически обусловленные особенности.
Для нашего исследования уместно остановиться на социально обусловленных особенностях, а именно на моральных качествах личности. Среди наиболее весомых морально-этических качеств исследователи выделяют коллективизм (организованность, дисциплинированность, общительность) и толерантность . Толерантность или терпимость к чужим мнениям и верованиям, особенностям поведения и образа жизни других может быть определена как одна из важных условий стабильности и единства общества в любом из социальных измерений и выступает не только общечеловеческой, но еще и «относительной» ценностью, значение которой зависит от конкретных условий ее применения, то есть от социокультурной конформности субъекта толерантности . Под социокультурной конформностью следует понимать биологически заданную, неосознанную потребность индивида в усвоении и принятии готовых стандартов в поведении и определенный стиль поведения личности в социальной группе и способ реагирования на навязываемые социальным окружением нормы и ценности .
Личностной чертой, раскрывающей сущность и смысловое наполнение как понятия толерантности, так и понятия конформности является уступка, предпосылкой возникновения которой является потребность человека принадлежать к желаемой социальной группе, пользоваться привязанностью, вниманием и уважением других.
В основе толерантности – разумное активное реагирование человека на существующие в обществе социальные, политические, этнические и другие конфликты и разногласия, что, однако, не предполагает отказа от собственных убеждений . Вот почему такая уступка считается рациональной реакцией толерантной личности и имеет активную направленность. Однако, постоянная уступка, пассивная покорность и непротивление является предпосылкой формирования конформного поведения, заставляя человека слепо следовать общепринятым нормам, пассивно уступать собственным мнением на пользу других и поддаваться давлению групповых норм.
По мнению А.П. Балашова, эта слабая позиция и является вынужденным компромиссом – внешнего или внутреннего принятия мнений, взглядов, позиций, которые человек сначала не разделял. В этом понимании уступка, повиновение или покорная терпимость являются бесспорно пассивной этической позицией конформной личности . Выделение И.В. Макаровой коллективизма как одного из основных регуляторов поведения, влияющих на уровень конформности, обусловило уместность изучения взаимосвязи и соотношения этих явлений. Согласно результатам исследований, коллективизм описывается как черта личности, которая почти постоянно функционирует в определенной социальной микро- и макросреде (диффузных группах, ассоциациях, корпорациях, коллективах разного уровня общности) .
Коллективизм (коллективистское самоопределение) рассматривается А. Ульяновским как особая форма самореализации личности, в основе которой ее избирательное отношение к влияниям со стороны группы в зависимости от целей, ценностей и норм совместной деятельности. Это обуславливает выбор личностью образа, в которой она, несмотря на препятствия, отстаивает ценности и общие интересы группы, к которой принадлежит . Член группы высокого уровня развития не отказывается от целей совместной деятельности даже в неблагоприятных для их реализации условиях из-за того, что его самоопределения базируется на принципе соответствия своих собственных оценок, убеждений и задач групповым приоритетам. Благодаря тому, что коллективизм способствует реализации права личности жить в общности в соответствии с собственными оценками и убеждениями, эта черта личности является бесспорно положительной. Подтверждением этого является позиция А. С. Макаренко, согласно которой наши поступки должны измеряться исключительно интересами коллектива и коллективности, а не отдельного индивида. В диффузной группе, где отсутствует совместная деятельность, которая бы реально объединяла членов, межличностные отношения становятся непосредственными, строятся на первом первому впечатлении. Это может привести к проявлению конформности как одного из элементов психологии группы.
По мнению С. Ястроу, коллективизм отсутствует в диффузных группах и ассоциациях, и поэтому по своему содержанию противоположен конформности . Т.М. Цугель также выделяет их отдельно как два из трех возможных типов поведения индивида в малой группе. Однако, несмотря на очевидные расхождения в их трактовке, необходимо определить точки пересечения и возможную взаимосвязь этих двух важных понятий как основных составляющих структуры личности. Так, сравнение уровней конформности и коллективизма подтвердило гипотезу авторов, согласно которой конформность значительно выше именно в коллективистических
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асаул А.Н. Культура организации: проблемы формирования и управления / А.Н. Асаул, М.А. Асаул, П.Ю. Ерофеев, М.П. Ерофеев. – М.: Гуманистика, 2013. – 216 с.
2. Балашов А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, НИЦ Инфра-М, 2013. – 208 c.
3. Балашов А.П. Теория организации и организационное поведение: Учебное пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, 2018. – 112 c.
4. Веснин В.Р. Теория организации: Учебник / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2016. – 272 c.
5. Веснин В.Р. Теория организации и организационного поведения / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2014. – 472 c.
6. Гриднева А.Е. Культурологический подход к проблеме фирменного стиля // Вестник Нижегородского университета им. И. Лобачевского. –2014. – № 4. – С. 278–283.
7. Жигун Л.А. Теория менеджмента: теория организации: Учебное пособие / Л.А. Жигун. – М.: Инфра-М, 2016. – 160 c.
8. Иванников В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 480 c.
9. Капитонов Э.А. Корпоративная культура: теория и практика / Э.А. Капитонов, Г.П. Зинченко, А.Э. Капитонов. – М.: Альфа-Пресс, 2015. – 352 с.
10. Кидинов А.В. Личностный конформизм и противостояние в группе в социально-динамическом аспекте / А.В. Кидинов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – № 9 (101). – С. 186–192
11. Макарова И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 182 c.
12. Теория организации: Учебник / Под ред. В.Б. Ременникова. – М.: Юнити, 2015. – 175 c.
13. Ульяновский А. Корпоративный имидж: технология формирования для максимального роста бизнеса /А. Ульяновский. – М.: Эксмо, 2013. – 254 с.
14. Элвессон М. Организационная культура / М. Элвессон. – Харьков., Гуманитарный центр, 2015. – 134 с.
15. Ястроу С. Бизнес на мифах // Журнал «Кейс». – 2017. – № 9.– С.2-7
16. Цыпкин Ю.А. и др. Менеджмент / Ю.А. Цыпкин. – М.: Инфра-М, 2012. – 144 с.
17. Цугель Т.М. Десять шагов на пути к процессной структуре организации. // Методы менеджмента качества. – 2017. – №2. – С.7
18. Щербина С.В. Организационная культура в западной традиции: природа, логика формирования и функции // Социологические исследования. – 2017. – № 7. – С. 47-55.
19. Шабанова Г.П. Создание системы оплаты труда и компенсаций // Оплата труда и мотивация персонала. – 2013. – №5. – С.11