Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сложным и трудным искусством является наука управления людьми. Процессы власти всегда усложняются, и сама теория управления, как любая наука, упорядочивает явления, выявляет закономерности и указывает причинные связи между ними. На базе этого формируются выводы для применения управления на практике, даются рекомендации. Любой процесс управления есть не только наука. Это искусство, поскольку при каждом своем решении руководитель базируется не только на рекомендациях и выводах науки, но и на свою интуицию. Руководитель, к тому же, принимает решения в условиях ограниченности временных ресурсов1.
Значением времени занимало людей с античных времен. Так, римский философ Луций Анней Сенека, в своих «Нравственных письмах к Луцилию»2, призывал своего друга «беречь и копить время, которое прежде отнимали или крали, которое зря проходило», но понимание времени было совсем иным, нежели сейчас. Время понималось, как некая сила, движущая все вокруг, и как метафизическое понятие. Постепенно время стало сознаваться людьми как ценность, что достигло своего расцвета в Европе в период Средневековья, когда стремительная урбанизация населения и механизация производства привели к необходимости измерять время точнее, а, следовательно, к созданию и распространению карманных часов. С этого периода люди начали понимать время совершенно иначе - как некое измерение скорости жизни.
Позднее эти разрозненные представления стали оформляться в виде приёмов организации личного времени, чтобы успевать выполнить постоянно возрастающий объем задач. Примером может служить система управления личным временем Бенджамина Франклина (1706-1790 гг.), предполагающая формулирование долгосрочных и краткосрочных целей.
Целью данной работы является рассмотрение тайм-менеджмента: понятия, элементов.
Задачи:
- описать историю становления тайм-менеджмента;
- рассмотреть специфику современного тайм-менеджмента;
- проанализировать базовые принципы тайм-менеджмента и их преимущества для повышения эффективности организации;
- изучить методы оптимизации деятельности.
Объект исследования – тайм-менеджмент. Предмет исследования – тайм-менеджмент с точки зрения повышения эффективности работы организаций.
Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что на сегодняшний день руководители компаний все больше и больше обращают внимание на проблему, когда все стороны деятельности компании тесно коммуницируют и зависят друг от друга. Внешние, внутренние структуры организации усложняются, расширяются. Таким образом, актуальной становится тема управления мотивацией работников в организации, управления и распределения времени и повышения, таким образом, эффективности деятельности организации.
Глава 1 Сущность и история появления тайм-менеджмента
1.1 История становления тайм-менеджмента: зарубежный и отечественный подход
Будет ошибкой полагать, что тайм-менеджмент сложился в XVIII веке или ранее, так как разработка технологий управления как рабочими процессами, так и временным ресурсом в отдельности, неразрывно связана с развитием методов науки, которые в вышеупомянутый период только начинали активно разрабатываться, предпринимались первые фундаментальные попытки отделить науку от религии и предложить способы классификации научных дисциплин.
Первыми, кто осознал производство как единый механизм, нуждающейся в технологиях по его оптимизации были: Джозеф Вартон (1826-1909), Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915), Гаррингтон Эмерсон (1853- 1931) и Генри Форд (1863-1949), которые по праву носят звание классиков научной организации труда. Они сформулировали общие принципы повышения производительности труда, которые в дальнейшем были перенесены применительно к задачам повышения личной эффективности специалистов. С именем Джозефа Вартона связано появление научного менеджмента, так как он первым разработал систематический курс для преподавания его в колледже, но широкое признание менеджмент получил лишь в 1911 году с публикацией Ф. Тейлором книги «Принципы научного управления».
На начальном этапе становления тайм-менеджмента, он был практически не отделим от общей стратегии управления фирмой (менеджмента) и предполагал технологии по централизованной организации труда «сверху». Примером подобной стратегии служат «Принципы управления Тейлора». В 1911 году Фредерик Уинслоу Тейлор выпускает эту книгу, которая послужила началом этапа развития управленческой школы как науки. В дальнейшем наука управления развивалась поэтапно, и каждый последующий этап впитывал в себя предыдущий и основывался на уже новом подходе к решению проблем управления. Ф. Тейлор хотел организовать труд по определенным формулам, законам и правилам, которые бы заменили личные суждения работников. Для обычного работника, по мнению Ф. Тейлора, производственный процесс в целом труден в понимании, и тем более, работнику сложно понять, насколько сложен и многогранен процесс производственного управления.
Рисунок 1– Задачи управления трудовыми ресурсами3
На рисунке 2 мы показали подходы к управлению человеческими ресурсами.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1) Архангельский Г.А. Корпоративный тайм-менеджмент: «бацилла эффективности» в управлении фирмой. // Менеджмент сегодня, 2014, No З.-О.З п.л.
2) Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2018.
3) Волков, А.С. Бизнес-планирование: Учебное пособие / А.С. Волков. - М.: ИЦ РИОР, Инфра-М, 2018
4) Гений, А. Высокоэффективный тайм-менеджмент по Матрице Эйзенхауэра / А. Гений. - М.: АСТ, 2016.
5) Глухов В. В. Менеджмент/В. В. Глухов. — СПб. : Питер, 2016
6) Друкер, Питер. Практика менеджмента / Питер Друкер; пер. Нины Насикан // -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 395 с.
7) Друкер, Питер. Задачи менеджмента в XXI веке / Питер Друкер // - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 272 с
8) Друкер, Питер. Эффективный руководитель / Питер Друкер; пер. О. Чернявской // -М.: Манн, Иванов и Фербер; Эксмо, 2014. – 240 с. - ISBN 978-500057-061-6.
9) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2017. — 278 с.
10) Казначевская Г. Б.. Менеджмент: учебник/Г. Б. Казначевская. — Ростов н/Д : Феникс, 2018
11) Керженцев, П.М. Борьба за время // - М.: Экономика, 1965. Гл. 2.
12) Кибанов А. Я. Управление трудовыми ресурсами. - Москва: ИНФРА-М, 2018
13) Парр, Бен. Ловушка для внимания. /Бен Парр; // -М.: Альпина Паблишер, 2016. -280с.
14) Питерс Т, Уотерман Р. Мл. В поисках совершенства. Уроки самых успешных компаний Америки. - М.: Альпина Паблишер, 2011. - 528 с
15) Сенека, Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию / пер. C.А. Ошеров. - М.: Наука, 1977.
16) Стрелкова, Л.В. Тайм-менеджмент. Учебное пособие / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: Юнити, 2018.
17) Франк Я. Муза и чудовище. Как организовать творческий труд. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 272 с