Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы. Происходящее на современном этапе становление властных полномочий и развитие государственных отношений свидетельствует о необходимости реформирования сложившихся отношений, особенно в сфере развития муниципальной службы, которая является не только противоречивым и сложным институтом, но и главным показателем уровня формирования и обеспечения социальных, публичных отношений.
Актуальность темы определяется современными условиями развития и укрепления органов местного самоуправления, деятельность которого, в большей мере, направлена на реализацию не только муниципальных правовых отношений, но и на стабилизацию, укрепление контролирующей системы развития муниципальной службы как института, который способствует общественно–правовым и публичным отношениям.
Экономическая ситуация и мировой финансовый кризис плохо сказались на оценке деятельности муниципальной службы в Российской Федерации. Общество с каждым днем все более активно стремится контролировать их действия, считая, что в основе государственного управления уже давно лежит не стабильность и ответственность, а процветает бюрократия и коррупция.
Степень изученности темы. Тематика проблем муниципальной службы рассматривается различными учеными и правоведами. В частности, вопросы повышения уровня профессионализма среди муниципальных служащих изучались в работах Г.В. Атаманчук, А.Н. Болдырева, Л.В. Вагиной, Е.Е. Гавриной, А.В. Гусева. Особую связь правового статуса муниципального служащего с его профессиональными навыками, умениями и талантами обнаружили такие исследователи как Т.Т. Алиев, Ю.В. Калинина, Б.В. Лытов, А.В. Малько, М.И. Пискотин, В.Н. Сачков, Ю.Н. Старилов.
Безусловно, количество проведенных исследований среди проблем муниципальной службы велико, однако, практика свидетельствует о том, что ряд вопросов остается без ответов. Особенно, что касается эффективности осуществления муниципальной службы на уровне субъектов Российской Федерации.
Целью исследования является изучение и рассмотрение принципов организации муниципальной службы в Российской Федерации.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
– изучить понятие и сущность муниципальной службы;
– проанализировать основы правового регулирования муниципальной службы;
– исследовать правовой статус муниципального служащего в РФ.
Объектом исследования выступила муниципальная служба в субъекте Российской Федерации, особенности и порядок ее организации.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие порядок организации и функционирования муниципальной службы в Российской Федерации.
Методологической основой работы является общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать кадровый состав муниципальной службы как динамическую многоуровневую систему.
Теоретической основой работы стали нормативно–правовые акты и другие официальные документы, материалы периодической печати, статистические данные, монографические исследования, учебная и специальная литература.
Структура работы определена целью исследования и поставленными задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и сущность муниципальной службы
Рассматривая понятие и сущность муниципальной службы, целесообразно будет для начала определить с понятием «служба». В общественном понимании сложилось мнение, что служба – это род занятий и место работы должностного лица.
Об особом статусе должностного лица говорят ученые в различных отраслях правовой науки .
Отдельное внимание этому уделяется в уголовном праве, где достаточно детально поясняется, кого и при каких обстоятельствах следует именовать должностным лицом.
Например, С.С. Лоханский указывает, что «особенностью должностного лица является его служебное, общественное, профессиональное положение» .
Должностными лицами принято считать лиц, которые на временной или постоянной основе осуществляют функции представителя власти, выполняют административно–хозяйственные или организационно–распорядительные функции в органах государственной власти и местного самоуправления.
Для правильной квалификации отдельных преступлений, даже Пленум Верховного Суда Российской Федерации давал разъяснения насчет того, кто такие должностные лица, хотя нормативно–правовые акты, касающиеся государственной и муниципальной службы, толкования данному термину не дают .
Должностные лица как представители власти до сих пор трактуются учеными в сфере уголовного права достаточно неоднозначно. В частности, П.С. Яни отмечает, что в строгом смысле представителем власти следует считать лицо, которое наделено от имени государства, контрольными, нормотворческими и распорядительными функциями в отношении лиц, которые ему не подчинены.
Как правило, такие должностные лица представляют все ветви власти, следовательно, осуществляют законодательную, исполнительную и судебную власть, представляют местное самоуправление, которое не охватывается государственной властью, но представляет форму публичного управления .
Полагаем, что функции представителя власти могут быть возложены и на лиц, которые не связаны трудовыми отношениями с органами государственной власти и местного самоуправления .
Так, для дальнейшего исследования мы определились, что служба – это особый род занятий, который осуществляется лицом, наделенным определенными функциями и полномочиями, и занимающим должность. Должностное лицо в контексте муниципальной службы имеет правовой статус, который отличает его от других специалистов и населения.
А.Ю. Кирьянов дает определение муниципальной службе с позиции деятельностного подхода, называя ее видом профессиональной деятельности, который связан с выполнением функций муниципальных управленческих организаций .
Эти организации имеют статус органов местного самоуправления, формируются в соответствии с уставом муниципального образования, наделяются публично–властными полномочиями по решению вопросов местного значения, обеспечению прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования.
Муниципальная служба имеет специфические особенности. Одна из основных особенностей заключается в содержании муниципальной профессиональной деятельности.
Так, муниципальный служащий исполняет две группы функций.
Первая группа связана с регулированием отношений, которые возникают в процессе осуществления органами местного самоуправления своих публично–властных полномочий. Вторая группа касается решения вопросов предоставления населению муниципальных благ, что напрямую связано с управленческой деятельностью .
Вторая особенность находится в плоскости объема компетенции, выполняемой персоналом муниципальной службы.
Муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальная должность, как определено федеральным законодательством, образуется в соответствии с уставом муниципального образования с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению исполнения полномочий данного органа местного самоуправления.
Муниципальная служба не соотносится жестко с обслуживанием высшего должностного лица муниципального образования. Она нацелена, в первую очередь, на решение вопросов местного значения.
В зависимости от того, в компетенции какого органа местного самоуправления находится решение вопроса, гражданин Российской Федерации, занимающий муниципальную должность, либо непосредственно исполняет полномочия в соответствии с уставом муниципального образования, либо обеспечивает их исполнение органом местного самоуправления.
1.2. Основы правового регулирования муниципальной службы
Касаемо муниципальной службы можно отметить, что работа и деятельность, которая непосредственно с ней связана, совершенно не должна сказываться на возможности обеспечения и защиты прав и свобод муниципальных служащих .
Следует отметить тот факт, что функционирование муниципальной службы осуществляется в рамках различных муниципальных образований. Конституцией РФ в ст. 2 установлено, что в РФ «признается и гарантируется местное самоуправление», что дает основания для вывода – наличие государственных гарантий местного самоуправления относится к основам конституционного строя РФ.
В своей деятельности муниципальным служащим приходится не только соблюдать нормы действующего федерального законодательства, но и не забывать о правовых актах субъектов федерации и органов местного самоуправления. А.Ю. Климанова подчеркивает, что местное самоуправление может успешно развиваться и существовать в прочном демократическом государстве, следовательно, местное самоуправление России должно базировать на властных, государственных гарантиях .
Соответственно, дабы деятельность муниципальных служащих была успешной и полноценной, полностью соответствовала поставленным целям и задачам, необходимо обеспечивать реализацию таких властных публичных гарантий на практике.
Одним из основополагающих актов, безусловно, помимо Конституции Российской Федерации, определяющих основы местного самоуправления, является Европейская хартия местного самоуправления.
Европейская Хартия местного самоуправления –это один из важнейших источников правового регулирования отношений местного уровня.
Ее влияние заключается в том, что она основана на принципах субсидиарности, то есть, если вопрос можно решить на местном уровне, то нет смысла решать его на уровне государственном. На органы местного самоуправления соответственно положениям данного международного документа возлагается ряд полномочий и вопросов, которые и подтверждают его сферу влияния на местных уровнях. А.Н. Дементьев отмечает, что Хартия содержит только минимальные гарантии местного самоуправления, то есть большая часть норм правового регулирования должна быть закреплена и проработана на национальном уровне.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // справ.–правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Электрон. текст. дан. – Послед. обновление 04.12.2020.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145–ФЗ (принят Гос. Думой Фед. Собрания 21.12.93 // справ.–правовая система «КoнcультантПлюc». ВeрcияПрoф. – Электрон. текст. дан. – Послед. обновление 04.12.2020.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51–ФЗ (принят Гос. Думой Федерального Собрания 21.10.94) // справ.–правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Электрон. текст. дан. – Послед. обновление 04.12.2020.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят Гос. Думой Федерального Собрания 16.09.2003) // справ.–правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Электрон. текст. дан. – Послед. обновление 04.12.2020.
5. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25–ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // справ.–правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Электрон. текст. дан. – Послед. обновление 04.12.2020.
6. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. № 178–ФЗ // справ.–правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. – Электрон. текст. дан. – Послед. обновление 04.12.2020.
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» [Электронный ресурс]: // СПС «КонсультантПлюс»;
8. Алексеев А.П., Братановский С.Н. Муниципальное право России: Учебник. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 268 с.;
9. Алексеев И.А., Белявский Д.С., Трофимов М.С. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие. – 2–e изд., перераб. и доп. – М.: Альфа–М: НИЦ ИНФРА–М, 2014. – 256 с.;
10. Астафичев П.А. Муниципальное право России: Учебное пособие. – М.: ИЦ РИОР: ИНФРА–М, 2011. – 368 с.;
11. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления: учебное пособие / Р.В. Бабун. – СПб: Питер, 2017. – 192 с.
12. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 176 с.
13. Бялкина Т.М. Муниципальное право Российской Федерации: Практикум. – М.: Норма: ИНФРА–М, 2010. – 160 с.;
14. Выдрин И.В. Муниципальное право России: Учебник. – 4–e изд., перераб. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА–М, 2012. – 256 с.;
15. Миронов А.Н. Муниципальное право Российской Федерации: Учебное пособие. – 3–e изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА–М, 2014. – 224 с.;
16. Муниципальное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата / Е. В. Авраамова [и др.] ; под общ. ред. В. А. Виноградова. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 406 с.;
17. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления – М.: Юнити–Дана, 2010 – 688 с.;
18. Муниципальное право: учебник для бакалавров /отв. ред. В. И. Фадеев. – М.: Проспект, 2013. – 581с.;
19. Овчинников И.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Российская Академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС). – М.: РАГС, 2010. – 504 с.;
20. Соловьев С.Г. Муниципальное право России: Учебник. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2014. – 312 с.;
21. Четвериков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие. – 5–e изд. – М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 208 с.;
22. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник. – 5–e изд., перераб. и доп. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА–М, 2014. – 576