Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цель данной работы – анализ особенностей воплощения образа Петра III в художественных фильмах.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) Рассмотреть биографию Петра III до вступления на престол;
2) Рассмотреть правление Петра III;
3) Проанализировать визуальный образ Петра III на примере портретов, написанных при его жизни;
4) Проанализировать воплощение образа Петра III в художественных фильмах на примере образов Петра III, созданных А. Яценко («Екатерина»), П. Деревянко («Великая»), М. Ефремовым («Виват, гардемарины!»).
Выбранная тема является актуальной, так как в российской традиции образ Петра III считается эпизодическим и не заслуживающим особого внимания, однако, Петр III – наследник трех европейских династий и внук Петра Великого – это значительная фигура в российской истории, человек, стремившийся реформировать государственное устройство страны, прекрасный музыкант и сложная личность, поэтому чрезвычайно ценно то, что в последние десятилетия к его образу обращаются такие знаковые для российского театра и кинематографа актеры, как С. Барковский, А. Яценко, П. Деревянко, М. Ефремов, Д. Спиваковский, Е. Кулаков.
Объект работы – Петр III.
Предмет работы – образ Петра III в кинематографе.
Материалом для работы стали портреты Петра III в бытность его великим князем и императором, написанные Г.Х. Гроотом, А.Р. де Гаск, Ф. Рокотовым, А. Антроповым, Л,К. Пфандцельтом, а также кинематографический материал – фильмы «Екатерина», «Великая» и «Виват, гардемарины».
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматривается биография Петра III – его детство, личная жизнь и короткое правление.
Во второй главе проводится анализ визуальных образов Петра III – портретов, написанных при его жизни, которые дают материал для создания образа в кинематографе, а также актерских работ в художественных фильмах «Екатерина», «Великая» и «Виват, гардемарины».
Список литературы состоит из 18 источников.
Глава 1. Личность и биография Петра III
1.1. Личность и личная жизнь
Одни историки называли Петра III чудаком и большим ребенком, всю жизнь игравшим в солдатики, другие считали непонятым правителем, который за несколько месяцев принял около 200 законодательных актов. Самые яркие оценки его личности оставили в мемуарах те, кто был ближе всего к нему при дворе, и те, кто стоял во главе дворцового переворота, лишившего его власти.
«Он был труслив сердцем и слаб головою, вместе с тем он обладал проницательностью, но вовсе не рассудительностью, - писала о своем супруге Екатерина II. - Он был очень скрытен, когда, по его мнению, это было нужно, и вместе с тем чрезвычайно болтлив» .
Войдя в историю, как Екатерина Великая, видный деятель эпохи Просвещения, она передала потомкам образ мужа, как слабого и больного человека, неспособного управлять страной. Во всех своих воспоминаниях она старалась подчеркнуть, что никогда умы не были менее схожи, чем их с Петром.
Вторила ей и одна из ближайших подруг, княгиня Екатерина Романовна Дашкова, писательница и президент Российской академии. В своих записках она сообщала, что «своим поведением он (Петр III) сам как бы облегчал задачу – свергнуть его с престола» .
Благодаря таким оценкам почти 250 лет многие историки поддерживали образ Петра, ярко раскрашенный пороками. Среди них был и профессор Василий Ключевский, который писал о внуке Петра I, что «развитие его остановилось раньше роста, и в лета мужества он оставался таким же, чем был в детстве». «Вырос, не созрев», - резюмировал он .
Карл Петр Ульрих (так звучало имя Петра до принятия православия) был сыном цесаревны Анны Петровны, старшей дочерью Петра I. Роды были тяжелыми, и молодая женщина умерла через три месяца после появления сына на свет. До 11 лет воспитанием мальчика занимался отец, герцог голштейн-готторпский Карл-Фридрих .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Анисимов М. Ю. Семилетняя война и российская дипломатия в 1756—1763 гг. — М.: КМК, 2014.
2) Брикнер А. История Екатерины Второй. Том I.. — М.: Современник, 1991.
3) Дашкова Е. Р. Записки // Письма сестёр М. и К. Вильмонт из России / Под ред. С. С. Дмитриева. — М.: Изд-во МГУ, 1987.
4) Ерёменко М. Дворцовые перевороты. — М.: Мир книги, 2007. — (История России).
5) Забытый император: Материалы научной конференции 11 ноября 2002 г. // Ораниенбаумские чтения. — СПб., 2002. — № 3.
6) Иванов О. А. Екатерина II и Петр III: история трагического конфликта. — М.: Центрполиграф, 2007.
7) Калашников Г. В. Заметки об образовании будущего императора Петра III // Археографический ежегодник за 2003 г. М., 2004. С. 131—148.
8) Кулюгин А. И. Император Пётр III Фёдорович // Правители России. — 3-е изд., исправленное. — М.: Фирма СТД/Славянский дом книги, 2006.
9) Лавринович М., Либерман А. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII—XX. Екатерина. Путь к власти. — M.: Фонд Сергея Дубова, 2012.
10) Логунова М. О. Совместные похороны Екатерины II и Петра III // История Петербурга. — 2013. — № 1 (68). — С. 13-20.
11) Мыльников А. Петр III: Повествование в документах и версиях. — 2-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2009.
12) Мыльников А. С. Искушение чудом. «Русский принц» и самозванцы. — Л.: Наука, 1991.
13) Мыльников А. С. Легенда о русском принце. — Л.: Наука, 1987.
14) Наумов В. Пётр III // Романовы. Исторические портреты. — М., 1997.
15) Писарев М. И. Петр III Фёдорович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
16) Путь к трону: История дворцового переворота 28 июня 1762 года. — М.: Слово, 1997.
17) Рюльер К. К. История и анекдоты о революции в России в 1762 году // Россия XVIII в. глазами иностранцев / Под. ред. Ю. А. Лимонова. — Л.: Лениздат, 1989. С. 261—312.
18) Самаров Г. Пётр III. На троне великого деда. Роман. — М.: АСТ, 2002.