Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Управленец - лицо, которое осуществляет общее руководство группой работников, обеспечивает выполнение работ, планирует и координирует работу группы по разработке отдельных видов работ и контролирует выполнение установленных заданий каждым исполнителем. К выбору управляющего организацией следует подходить ответственно, поскольку от этого зависит эффективность работы каждого исполнителя. Проблема установления универсального списка профессионально важных качеств современного управленца и требований к нему в условиях современного рынка труда является весьма актуальной. Исследование данной проблемы позволит спрогнозировать оптимальную структуру личности управляющего, а так же эффективно диагностировать личность будущего руководителя.
Таким образом, целью данного исследования является проведение анализа профессионально важных качеств управленца в условиях конкуренции на современном рынке труда.
В качестве объекта исследования определим современного руководителя.
Предметом исследования являются профессионально важные качества управленца организации в условиях конкуренции на современном рынке труда.
Согласно цели, объекту и предмету исследования ставим перед собой ряд задач:
1. провести литературный обзор по тематике исследования;
2. определить понятие профессионально важных качеств управленца в психологической литературе;
3. описать методологические основы становления профессионально важных качеств управленца в условиях конкуренции на современном рынке труда
4. описать психодиагностические методики исследования профессионально важных качеств управленца в условиях конкуренции на современном рынке труда.
Методы исследования: анализ психологической литературы.
Структура работы: исследование состоит из 35 страниц, двух глав, четырех параграфов; включает 5 рисунков, 1 таблицу и 24 литературных источника.
Глава 1. Профессионально важные качества управленца в условиях конкуренции на современном рынке труда в теоретическом аспекте
1.1. Особенности рынка труда в 2020-2021 гг.
В 2020 году все компании находились в режиме краткосрочного планирования. Но уже сейчас HRD стараются спрогнозировать развитие рынка труда, чтобы спланировать опережающие действия. Выделим основные тенденции на рынке труда в 2020 году. Идут постоянные сокращения офисных работников во всех индустриях из-за снижения прибыльности компаний.
Рабочие места исчезают из-за автоматизации. Многие организации приходят к тому, что нерентабельно тратиться на аренду офисов и сотрудников, если можно отдать часть функций на аутсорсинг или нанять временный персонал под проект или конкретную задачу.
Пандемия стала поводом, чтобы избавиться от части офисного персонала, а остальных заставить делать двойную работу. Ряды офисных экономистов, юристов, HR-ов, бухгалтерия сокращаются.
Сокращают и «старых» топов, которые занимались развитием и капитализацией компании, выходом на IPO, тратили огромные бюджеты на расширение бизнеса. Если брать весь столичный офисный персонал за 100%, то безработица или скрытая безработица составляет примерно 7–8%. До первой пандемии было 3–4%.
По мировым меркам это немного, но для России увеличение в два-три раза существенно.
Компании сокращают ФОТ и прочие расходы, связанные с персоналом. Эта негативная тенденция продолжится и дальше. Организации по максимуму будут уменьшать издержки, особенно в ситуации, когда резко сокращается выручка компании.
Одна из особенностей 2020 года — резкий рост удаленной работы. Из-за этого резко расширился круг соискателей.
Количество вакансий, однозначно предполагающих удаленную занятость, по данным HeadHunter, за полгода увеличилось с 2 до 5%. Больше всего их предлагают в отраслях телекоммуникаций, продаж, административного персонала, в маркетинге, науке, образовании и консультировании.
Изменился спрос на профессии Престижными стали три типа профессий: специалисты по выводу на рынок продуктов и услуг, стратегическому планированию, которые помогут компаниям находить кратчайшие пути выхода и точки роста, IT и диджитал и массовые специальности, которые пока дорого или в целом нельзя заменить роботами и ботами. Например, один из самых востребованных сотрудников в 2020 году — курьер. Успешно развиваются e-commerce, онлайн-развлечения, коммерческая медицина и фармацевтика, российский агро- и продуктовый ритейл, кибербезопасность, дроны и роботы (прежде всего перевозчики и переносчики), альтернативное образование — от онлайн до любых альтернатив школам. Для многих компаний стало важным усилить IT и e-com команды, а также взять в качестве советников-консультантов или на постоянную занятость антикризисников. Изменились ожидания кандидатов от работы.
Из-за сокращения персонала на рынок вышло огромное количество людей. Речь идет о 8—9 миллионах. Это значит, что выросла конкуренция за рабочие места и требования работодателей, а средняя зарплата по рынку при этом упала.
Во второй половине марта 2021 г. соискатели снижали свои ожидания на 15—20%. Некоторые соискатели сокращали зарплатные ожидания уже на 40—50%.
В эти непростые времена соглашаются перейти на частичную занятость, неполный рабочий день, готовы на временное снижение оклада или бонусов от продаж. Однако точно меньше не стали стоить специалисты в IT, e-commerce департаментах, в отраслях, связанных с доставкой, логистикой, интернет-продажами. Меняются не только зарплатные ожидания специалистов. Людям стало важно, чтобы компании заботились об их здоровье и благополучии. Организации, которые активно внедряют well-being программы, выигрывают в гонке за талантливых кандидатов.
Таким образом, можно сделать вывод, что рынок труда в настоящее время претерпевает серьезные изменения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учебник для академического бакалавриата / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 – 395 с.
2. Ильковская И.М Профессиональная компетентность руководителя образовательной организации: определение и ее особенности // Вестник СГТУ. - 2014. - №1 (74).
3. Шегаев И. С. Профессионально-личностный портрет руководителя образовательного учреждения школьного уровня: каким ему быть? Кадровый ответ [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4720/ (дата обращения: 14.04.2021).
4. Деркач А.А., Кузьмина П.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М.: Просвещение. - 2017. – 301 с.
5. Друкер П. Эффективный руководитель. - М.:Манн, Иванов и Фербер. - 2012. - 240 с.
6. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ. - 2016. – 206 с.
7. Кочарова М.В. Профессиональные качества личности как основа профессионализма и эффективности деятельности руководителя // В мире научных открытий. - 2013. - № 11.4 (47). - С. 215-220.
8. Мизинцева, М. Ф. Оценка персонала : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. Ф. Мизинцева, А. Р. Сардарян. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 378 с .
9. Науменко А.С. Организационная психология. 2015. Т. 5. № 2. С. 67—138.
10. Психологическая оценка персонала: учеб. пособие / Н. Н. Мехтиханова; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. — Ярославль : ЯрГУ, 2013. — 116 с.
11. Терещенко Н.Г. Профессионально важные качества руководителей высшего уровня управления // Russian Journal of Education and Psychology. -2016. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-vazhnye-kachestva-rukovoditeley-vysshego-urovnya-upravleniya
12. Эскиев М.А., Бексултанова А.И., Аслаханова С.А. Профессионально важные качества руководителя // Молодой ученый. – 2015. - №23. – С. 692-696. – [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://moluch.ru/archive/103/23842/
13. Amanda G. Directors Cast the Net Wide When Fishing for CEO Feedback. Self-evaluations from CEOs are often among the most valuable feedback // Agenda and Hay group (ссылка: http://nadler-leadership-advisory.com/pdfs/Agenda-CEO-Evaluation-Issue.pdf)
14. Bouskila-Yam O., Kluger A. N. Strength-based performance appraisal and goal setting //Human Resource Management Review. – 2015. – Т. 21. – №. 2.
15. Church A. H., Rotolo C. T. How are top companies assessing their high-potentials and senior executives? A talent management benchmark study //Consulting Psychology Journal: Practice and Research. – 2014. – Т. 65. – №. 3
16. Church A. H. et al. How are top companies designing and managing their high-potential programs? A follow-up talent management benchmark study //Consulting Psychology Journal: Practice and Research. – 2015. – Т. 67. – №. 1.
17. Corporate Leadership Council. Realizing the full potential of rising talent //Washington, DC: Corporate Executive Board. – 2015.
18. Frangos C. How Cisco Gets Brutally Honest Feedback to Top Leaders // Harvard Business Review web version - 2015
19. Melissa A. Boards Say Leadership Is a Key CEO Performance Metric. CEOs who are coachable and react well to feedback are most desired // Agenda and Hay group - 2015 (ссылка: http://nadler-leadership-advisory.com/pdfs/Agenda-CEO-Evaluation-Issue.pdf)
20. PwC Corporate Responsibility Report “Together towards responsible leadership” - 2014 (https://www. pwc.ru/en/corporate-responsibility/publications/e-cr_report_eng_14.pdf дата обращения: 15.04.2021)
21. Silzer R. et al. IO Practice in Action: Solving the Leadership Potential Identification Challenge in Organizations //Industrial and Organizational Psychology. – 2016. – Т. 9. – №. 4. – С. 814-830.