Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы объясняется тем, что современный руководитель аптеки осознает силу маркетинговых инструментов воздействия на потребителей, которые будут тем действеннее и эффективнее, чем в большей степени они соответствуют ожиданиям целевой аудитории. Данные о посетителях аптек и их предпочтениях являются рычагами воздействия и регулирования предприятием своей рыночной позиции при умелом использовании маркетинговой информации.
В современном маркетинге изучению рынка придается особое значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной ситуации, в первую очередь для определения величины спроса, разработки мер адекватного воздействия на рынок и получения максимального эффекта от своей производственно-сбытовой деятельности.
Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Ядром товарной политики является ассортиментная политика. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по: формированию ассортиментной политики и его управления; поддержанию конкурентоспособности товара на требуемом уровне и т.д. Отсутствие ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товара. Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
К сожалению, руководство многих предприятий ещё плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.
Объект исследования: аптека «Здравушка».
Предмет исследования: потребительские предпочтения покупателей аптеки «Здравушка».
Цель исследования – изучение потребительских предпочтений к товарам аптечного ассортимента.
Задачи исследования.
рассмотреть ориентацию на потребителя - основной принцип маркетинга ;
изучить сущность механизмов принятия решения о покупке фармацевтических товаров;
определить влияние цены, рекламы, ассортимента и упаковки на потребительские предпочтения;
рассмотреть методы изучения потребительских предпочтений;
изучить модель потребительского поведения;
дать анализ факторов, влияющих на потребительское поведение ;
привести социологическое исследование предпочтений посетителей аптек г. Барнаула по отношению к товарам аптечного ассортимента.
Практическая значимость. В ходе выполнения дипломной работы закреплены, систематизированы и углублены знания о потребительских предпочтениях к товарам аптечного ассортимента.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения потребительских предпочтений к товарам аптечного ассортимента
1.1 Ориентация на потребителя - основной принцип маркетинга
Все компании обещают клиентам удовлетворение их потребностей. Если компания нарушает данное потребителю обещание, она почти наверняка потеряет его в конкурентной борьбе. Это значит, что важной задачей маркетологов является построение эффективной системы отношений с клиентами .
Каждая компания должна найти способы, с помощью которых она сможет максимально сосредоточиться на нуждах и потребностях клиента. Одним из таких способов является формирование собственной системы ценностей компании, которая составляет основу ее корпоративной культуры.
Главным в маркетинге является ориентация на рынок, на клиента, а значит, на выявление и удовлетворение динамично развивающихся нужд и потребностей.
Обратим внимание, на рынке работает совсем немного компаний, которые действительно заботятся о своих клиентах.
Иногда потребителю проще всего поступить именно так. В условиях рынка конкуренция очень значительная, и клиент может быть уверен, что если одна компания не может удовлетворить его потребности, то это постарается сделать другая.
Для того чтобы разобраться во всех тонкостях маркетинга, для начала стоит разобраться с его основными позициями. Только благодаря им вы сможете понять, как функционирует рынок и каким образом его субъекты взаимодействуют между собой. Так, принципы маркетинга можно сформулировать следующим образом:
первое и самое важное заключается в том, что стратегия и тактика должны взаимодействовать и работать в едином направлении;
производить продукцию нужно в строгом соответствии с конъюнктурой рынка, а также структурой потребностей покупателей;
ассортимент выпускаемых наименований товаров должен быть строго обоснован, с точки зрения экономической целесообразности;
уровень технического развития должен непрерывно совершенствоваться в соответствии с возрастающими потребностями;
выходить на рынок с тем или иным товаром нужно именно в тот момент, когда есть возможность получить наибольшую прибыль .
Итак, основной принцип маркетинга заключается в том, что для всех работников компании клиент всегда должен находиться на первом месте. Ориентация всей деятельности на запросы потребителей – вот ключ к ее успешной деятельности и победы в конкурентной борьбе.
1.2 Сущность механизмов принятия решения о покупке фармацевтических товаров
Решение о необходимости покупки, принятое перед посещением аптеки, не является окончательным и безотзывным. Ряд факторов при совершении покупок в аптеке может изменить это решение, поскольку покупатель дополнительно обрабатывает информацию, которую он каким-либо образом получает на торговой платформе аптеки.
Процесс обработки информации покупателем непосредственно в аптеке проходит несколько этапов: запоминание; выставка (демонстрация продукции); внимание; интерпретация.
Наличие этих этапов должно учитываться при формировании внутриаптечной среды (атмосферы аптеки), влияние которой на принятие окончательного решения о покупке ряда товаров значительно - это парафармацевтические товары, в том числе предметы гигиены, БАДы, ИМН, лечебно-профилактические средства для поддержания здорового образа жизни и т.д.
Основными внутриаптечными факторами, оказывающими влияние на решение покупателя, являются: экспозиция товаров в точке покупки; мероприятия жесткого стимулирования продаж; мероприятия мягкого стимулирования продаж, в том числе атмосфера самой аптечной организации; наличие или отсутствие товара.
Выкладка товара в точке покупки особенно значима для незапланированных покупок. Удачное размещение предмета, ближе к уровню глаз - способно увеличить продажи. Сочетание экспозиции в точке покупки с рекламой значительно эффективнее суммы результатов воздействия каждого из них по отдельности .
Снижение цен и различные маркетинговые акции по продвижению товара (предоставление скидок, льгот, купонов и т.п.) оказывают влияние на выбор конкретного товара, делая его более привлекательнее для потребителя.
При этом постоянные покупатели стараются использовать временное снижение цены для совершения покупок впрок. Покупатели, ранее не покупавшие данный товар, стараются воспользоваться временной выгодой, а те покупатели, которые ранее не посещали ранее данную аптеку, приходят в нее привлеченные временной выгодой.
Планировка аптечной организации - определяет распределение торговой площади. Размещение товара на витринах в местах наиболее интенсивного потока покупателей повышает шансы покупки товара. В целях роста прибыли, аптека должна так оформить свой торговый зал, что бы направить потоки посетителей через места расположения товаров, предназначенные для стимулирования продаж.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Приказ Минздрава РФ от 04.03.2003 № 80 (ред. от 18.04.2007) «Об утверждении Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» (вместе с «ОСТ 91500.05.0007-2003...») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.03.2003 № 4272) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №5. – С. 2001.
2. Приказ Минздрава России от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.01.2017 № 45113) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – №9. – С. 3684.
3. Аптека «Здравушка» г. Барнаул [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://barnaul.gde-apteka.ru/apteka-zdravushka-shukshina-26
4. Бегларян, М.Г. Саакян К.М., Амирджанян А.А. Анализ факторов, влияющих на выбор лекарств как составляющий компонент потребительского поведения среди посетителей аптек / М.Г. Бегларян // Вестник КазНМУ. № 1. 2013. – С. 285-292.
5. Бердышева, E. JI. Оценка влияния использования лекарственных средств безрецептурного отпуска на качество жизни больных / E. JI. Бердьппева // Человек и лекарство: Тез.докл. XIII Рос. нац. конгр.–М.: Норма, 2015. – 691 с.
6. Бердышева, Е. Л. Фармакоэкономические подходы к совершенствованию системы безрецептурного отпуска лекарственных средств, используемых в процессе ответственного самолечения / Е. Л. Бердышева. – М.: Норма, 2015. – 24 с.
7. Брусин, А. В. Посетители аптек: потребительские предпочтения / А. В. Бусин, М. М. Омаров // Новая аптека. – 2014. – №2. – С.28-38.
8. Евстратов, А. В. Динамика основных структурных параметров развития фармацевтического рынка Российской Федерации: тенденции и перспективы / А. В. Евстратов, В. С. Игнатьева // Молодой ученый. – 2014. – № 18. – С. 357-361.
9. Евстратов, А. В. Основные тенденции и перспективы развития фармацевтического рынка Российской Федерации / А. В. Евстратов, Г. А. Рябова // Молодой ученый. – 2014. – № 19. – С. 299-304.
10. Евстратов, А. В. Структурные параметры развития фармацевтического рынка Российской Федерации: закономерности формирования и основные тенденции / А. В. Евстратов // Экономика: теория и практика. – 2014. – № 4 (36). – С. 39-46.
11. Кулик, В. В. Оценка ассортимента лекарственных средств и разработка маркетинговой концепции аптечного предприятия / В. В. Кулик, Т. И. Кабакова, Н. Г. Кондрашков // Новая аптека. – 2015. – №7. – С. 63-78.
12. Куликова, O. A. Выявление критериев оптимальности ассортимента аптечных организаций / O. A. Куликова, Л. И. Лаврентьева, Д. А. Смирнова // Всероссийская науч. конф., посвященная 40–летию фарм. ф–та Самарского гос. мед. Университета, сборник материалов. – 2015. – С. 36-38.
13. Лоскутова, Е. Е. Трансформация потребительских предпочтений на рынке ОТС– препаратов / Е. Е. Лоскутова, К. В. Сударенко // Ремедиум. – 2013. – №4. – С. 48-50.
14. Матвеева, О. П. Управление ассортиментом товаров аптечных организаций / О. П. Матвеева, С. Ю. Шлячкова // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2015. – №2. – С. 68 - 81.
15.
16. Рудин, А. В. Особенности продаж ОТС–препаратов в аптеке: маркетинг, менеджмент, мерчандайзинг / А. В. Рудин // Экономический вестник фармации. – 2014. – №2. – С.52 - 58.
17. Рябова, Г. А. Анализ фармацевтического рынка Российской Федерации / Г. А. Рябова, А. В. Евстратов // Международный научно–исследовательский журнала. – 2014. – № 5 (часть 2). – С. 47 - 49.
18. Рябова, Г. А. Регулирование деятельности отечественных и зарубежных компаний на фармацевтическом рынке в РФ / Г. А. Рябова, А. В. Евстратов // Международный научно–исследовательский журнал. – 2014. – № 3(22). – С. 64 - 66.
19. Сайгина, Е. П. Психологические факторы, оказывающие влияние на потребительское поведение / Е. П. Сайгина // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2017. - № 9. – С. 405-407.
20. Сбоева, С. Г. Разработка формы сбора данных о лекарственных препаратах / С. Г. Сбоева, Г. Г. Данагулян // Ремедиум. - 2015. - № 12. - С. 16-19.
21. Сенина, М. В. Фармацевтический рынок и его сегменты с позиции товарного ассортимента аптечных учреждений / М. В. Сенина // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 867 - 869.
22. Солонинина, А.В. Современные реалии аптек лечебно–профилактических учреждений / А.В. Солонинина, Р. И. Ягудина // Клиническая фармация. – 2014. – №2. – С. 109 - 113
23. Спичак, И. В. Комплексный анализ и разработка направлений оптимизации информационной деятельности аптек / И. В. Спичак, М. А. Пасечнекова // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2016. - № 2(15). – С. 94-101.
24. Факторы ситуационного влияния на процесс принятия решения о покупке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stud24.ru/marketing/faktory-situacionnogo-vliyaniya-na-process/269915- 804258-page2.html
25. Фармацевтическая отрасль [Электронный ресурс] // Отраслевой бюллетень КСК групп. – 2016. - № 7. – С. 2. - Режим доступа: https://docplayer.ru/28745523-Farmacevticheskaya-otrasl.html
26. Фармацевтический маркетинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/6010983/
27. Федина, Е. А. Фармацевтическая помощь, как актуальное научнопрактическое направление фармации / Е. А. Федина // Инновационная наука. – 2015. - № 12(2). – С. 303-305.
28. Чернявский, С.В. Назначение лекарственных средств: предпочтения и пожелания врачей / С.В. Чернявский, Е.А. Ращукина // Новая аптека. – 2015. - № 4. – С. 40 - 41.
29. Чупандина, Е. Е. Выявление резервов повышения эффективности фармацевтического консультирования населения / Е. Е. Чупандина, М. С. Куролап, Н. А. Терновая. – 2017. - № 4(30). – С. 70-73.
30. Чупандина, Е. Е. Социологическое исследование информационных потребностей фармацевтических работников / Е. Е. Чупандина [и др.] // Журнал научных статей Здоровье и Образование. – 2018. - № 20 (1). – С. 192-197.
31. Шлячкова, С. Ю. Маркетинговые аспекты управления ассортиментом товаров аптечного ассортимента / С. Ю. Шлячкова. – М.: Норма, 2014. – 24 с.