Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретическая часть. Власть, руководство и стили управления. Различия в понятиях руководитель и менеджер. Функции руководителя: стратегическая, экспертно-инновационная, административная, коммуникационная, социальная. Уровни руководства. Основные задачи руководителей различного уровня. Определение понятия «власть». Формальная и реальная власть. Основы власти и способы ее реализации Власть и лидерство. Теории лидерства. Определение понятия «стиль управления». Виды стилей: авторитарный, демократический, либеральный
Власть реализуется в управлении как совокупность полномочий, компетентности и лидерства. С помощью власти распределяются и перераспределяются ресурсы, а действия членов организации направляются на достижение общей цели. Она выступает как мощное средство интеграции и координации их деятельности, экономящее издержки, связанные с их осуществлением.
Руководство включает постановку задач, координацию, мотивацию и основывается не только на официальных распоряжениях, но на личном примере руководителя, его уважении к подчиненным. В целом его результат зависит от трех переменных: руководителя, подчиненного и изменения ситуации .
Стиль управления — это метод, который определяет поведение руководителя при работе с персоналом. Выделяют основные стили управления в менеджменте, предложенные психологом Куртом Левином в 1930-е гг.
Авторитарный. При его использовании начальник, принимая решения, не советуется с персоналом, не приемлет инициативы. Напротив, руководствуется всегда только своими целями, принципами, знаниями. Если с его мнением не соглашаются, навязывает его через административные рычаги влияния: выговоры, штрафы, вознаграждения. Надо ли говорить о том, что из-за столь жёсткой позиции работать с таким человеком очень сложно. И сотрудники либо не задерживаются долго в компании, либо становятся пассивными, незаинтересованными в достижении ею стратегических целей (их главная задача — выполнить распоряжения руководства). К слову, из-за этого проблемы в работе, если они возникают, тщательно скрываются. Другая крайность — когда отдельные специалисты пытаются добиться хорошего расположения руководства к себе через лесть, угодничество.
Демократический. При его использовании руководитель всегда прислушивается к членам своей команды, доверяет им. Решения принимаются совместно, что положительно влияет на персонал: сотрудники вовлечены в рабочий процесс, нацелены на общий результат. При этом делегирует задачи такой руководитель через просьбы, рекомендации, советы, а за хорошую и быструю работу поощряет: выдаёт премии, отстаивает интересы сотрудников перед высшим руководством и т. д. Общается вежливо, доброжелательно, поэтому в коллективе царит благоприятный климат. В то же время у такого стиля есть недостаток: решения в команде принимаются медленно, поскольку всегда обсуждаются. А это может стать причиной появления проблем в кризисной ситуации.
Либеральный. Предполагает полную свободу действий персонала в работе: они сами выбирают сроки выполнения задач, их приоритетность. При этом действия подчинённых редко контролируются, так как они сами несут ответственность за результат. Стиль эффективен при работе с сотрудниками, каждый из которых эксперт в своей области. В других случаях выбранный подход может стать причиной трудностей, когда из-за отсутствия контроля люди начинают нерационально использовать своё рабочее время, заниматься выполнением посторонних дел на рабочем месте и т. д.
Человек, который имеет право принимать жизненно важные решения, несёт ответственность за результат и отвечает за деятельность специалистов компании – это руководитель.
В экономической литературе принято разделять руководителей на 3 группы в зависимости от выполняемых функций:
1. Высшее звено (вице-президент, исполнительный директор). Руководит и отвечает за деятельность всей компании. В зону ответственности высшего руководящего звена входит разработка основного направления деятельности, долгосрочной перспективы, определение бюджета.
2. Среднее звено (руководители управления, проекта, начальник отдела/цеха). Выполняет указания, поступившие «сверху», и доносит задачи до подчинённых. В обязанности входит внесение предложений по работе фирмы, определение методов и путей реализации целей. Важная часть работы руководителей среднего звена – взаимодействие с нижестоящими в структурной иерархии компании сотрудниками.
3. Низшее звено (руководители групп, мастера участков). Работают с исполнителями процессов, представляют их интересы и контролируют выполнение задач.
Управленец планирует, организовывает, мотивирует и контролирует. В его задачи входит анализировать состояние коллектива, понимать мотивы поведения подчинённых. Специалист имеет навыки сбора, оценки и сравнения информации, умеет ставить цели и задачи. При этом управленец знает, как донести задачу до исполнителей, мобилизовать и стимулировать их.
Идеальный кандидат на место обладает таким набором качеств:
эрудированность;
эмоциональный интеллект;
хорошие манеры;
живая речь;
тактичность;
целеустремлённость;
умение повести за собой людей;
требовательность;
гибкость .
Топ-менеджер воплощает политику руководства. Он может работать над целями, позиционированием, стратегиями и отдельными проектами. Топ-менеджер принимает решения, которые отражаются на коллективе, несёт ответственность за успех и неудачи в той нише, за которую отвечает.
К образованию и опыту этого специалиста предъявляются повышенные требования:
высшее образование (а лучше – не одно);
навыки распределения и контроля задач;
ответственность;
чёткое понимание маркетинговых стратегий;
умение определять курс, исходя из ситуации на рынке.
Задачи:
работать на увеличение прибыли;
способствовать улучшению производства;
повышать значимость компании на рынке.
Хороший топ-менеджер, оперируя фактами, формирует у подчинённых положительное мнение о владельце. Если достигается баланс между повышением стоимости компании и реализацией личных целей учредителей, предприятие развивается и достигает своих целей.
По сути, роль руководителей, управленцев и топ-менеджеров сводится к эффективному развитию компании. Каждый из них на своём уровне осуществляет управление группой сотрудников, организовывает процессы и ведёт бизнес вперёд.
Фрагмент для ознакомления
3
Список рекомендуемой литературы
1. Алавердов А.Р. Управление персоналом: учебное пособие. - М.: МФПУ Синергия, 2017. - 192 c.
2. Анопченко, Т.Ю. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления / Т.Ю. Анопченко, М.А. Чернышев, Г.А. Болошин. - Рн/Д: Феникс, 2017. - 380 с.
3. Атанасян, Л.С. Управление персоналом.Учебное пособие для ВУЗов / Л.С. Атанасян, В.Т. Базылев. - М.: КноРус, 2016. - 125 с.11. Блинов, А.О. Управление персоналом / А.О. Блинов, Х.И. Кайтаева. - М.: Элит-2000, 2018. - 392 с.
4. Барышева, С.К. Аудит персонала организации: цель, задачи и процедуры проверки / С.К. Барышева // Современные проблемы социально–гуманитарных наук. – 2018. – № 1 (9). – С. 124–127.
5. Беляев, В.А. Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры / В.А. Беляев. - М.: КД Либроком, 2017. - 176 с.
6. Богатин, Н.В. Самоучитель 1С:Зарплата и Управление персоналом 8.0: быстрый старт / Н.В. Богатин. - М.: Триумф, 2018. - 240 с.
7. Гасило, Е.А. Кадровый аудит как метод диагностического исследования / Е.А. Гасило // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2019. – № 4 (4). – С. 109–111.
8. Гладкий, А.А. 1С Зарплата и управление персоналом 8.3. 100 уроков для начинающих / А.А. Гладкий. - М.: Эксмо, 2019. - 272 с.